С дорожной отрасли Воронежа сняли коррупционную удавку

Как демонтаж старой системы управления отразился на качестве городских магистралей

В ноябре прошлого года мы с мужем встречали доброго приятеля, который не был в Воронеже лет пять или шесть. Пока ехали из аэропорта, он, не отрываясь, смотрел в окно машины, делая замечания в основном о том, как разросся город. Прокатились, показали ему, что в Воронеже новенького, но впечатлить товарища оказалось непросто. Вспомнили, каким город был раньше, немного даже поспорили.

Как демонтаж старой системы управления отразился на качестве городских магистралей
В минувшем году ремонт дорог в Воронеже завершился досрочно. Фото infovoronezh.ru

Откатные междусобойчики

Наконец, приехали. «Да, круто стало в Воронеже, кое-где прямо как в Европе!» — неожиданно подвел он итог нашей небольшой прогулки. Я удивилась, напомнила, что пять минут назад он не был в таком уж восторге. И он ответил: «А я и сам сначала не понял, что мне так нравится, только потом меня осенило: у вас же дороги, наконец, сделали!» Сделали, это факт. И не только отчитались перед вышестоящими инстанциями. Народ оценил, вот что важно. Тема постепенно сдала свои передовые позиции в соцсетях, общественные активисты переключились на другие проблемы, а общероссийское движение «Убитые дороги» сдвинуло Воронеж в своем антирейтинге куда-то на самые задворки. Хотя в последние недели по воронежским электронным СМИ снова пробежала некая волна, но цель ее публике пока не раскрыта. В частности, стал активно поминаться чиновник Михаил Найчук, которого активно обсуждали в его бытность заместителем Вадима Кстенина в областном правительстве. Якобы господин Найчук, ныне занимающий не самую видную должность в дорожной сфере, претендует на кресло руководителя департамента в областном правительстве, что обещает нам новый сезон уже слегка подзабытого «дела Трубникова». Зачем именно сейчас в эфир забрасывается подобная информация, сказать трудно. Может быть, это «привет» претенденту на мэрский пост Вадиму Кстенину. А может, просто одна из сотен сплетен, которые гуляют по Воронежу, доходя до нас через интернет. Кто и для чего их распространяет, не так уж важно.

Дорожная сфера — одна из тех немногих отраслей, по которым очень легко судить об эффективности чиновников, ее возглавляющих. У плохих дорог две причины: недостаточное финансирование и воровство. Первую причину устранили на высоких уровнях власти. Одолеть вторую может только местное руководство. На самом деле все очень просто. Если в отрасли прочно сложилась система откатов, то качество дорог хорошим быть не может по определению, ибо дорожная организация должна заложить в свой бюджет даже не одну, а несколько взяток: за помощь в получении подряда, за положительную оценку качества работ и, наконец, за их приемку. Если при всем этом организация будет использовать высококачественные материалы и применять современные технологии, то она поработает себе в убыток, а так не бывает. Есть и еще один отрицательный фактор: практика перепродажи подрядов. И такая система имела место, в аукционах участвовали организации, которые потом перепродавали заказы другим фирмам. Соответственно, для того, кто непосредственно работал на дороге, проект оказывался дешевым, и чтобы что-то заработать, неизбежно приходилось халтурить.

В течение нескольких лет дорожники писали коллективные письма, в которых жаловались на бытующий порядок. Возглавлял областной департамент в то время Александр Дементьев. Свои подписи под письмами жалобщики не ставили, боялись остаться совсем без работы, потому эти послания и не получили никакой юридической оценки. А в начале 2016 года должность начальника лаборатории ЦДС «Дорога» заняла жена Александра Дементьева Елена, и получился у четы Дементьевых неплохой семейный подряд. Муж руководит отраслью, жена оценивает качество работ. Отличный междусобойчик на фоне латаных-перелатаных, убогих, аварийно-опасных дорог. Стало понятно, что положение вещей в отрасли надо менять кардинально.

Трехсторонний контроль

В конце 2016 года наш бывший губернатор Алексей Гордеев принял решение переформатировать транспортный и дорожный блоки и возложил ответственность за дорожную отрасль на вице-губернатора Геннадия Макина. А в апреле 2017-го должность руководителя департамента транспорта и автомобильных дорог занял Максим Оськин. С принципиальных кадровых изменений начался коренной демонтаж всего существовавшего в дорожной сфере порядка вещей.

Геннадий Макин морально подготовил участников рынка к тому, что на аукционы стоит заявляться только тем организациям, которые обладают собственной техникой, профессиональными кадрами, финансовыми ресурсами. В интервью «МК в Воронеже» вице-губернатор говорил о негативном влиянии на отрасль практики перепродажи подрядов, о том, что нужно убрать с рынка перекупщиков. Это была одна из первых мер, но далеко не единственная. Повысились требования к качеству используемых дорожниками материалов, с появлением новейших лабораторий была кардинально изменена система контроля за качеством, он стал трехсторонним. Анализы делают сами дорожники, лаборатории, аккредитованные департаментом правительства, и, наконец, независимые эксперты. Только когда все три категории анализов совпадают, работа считается принятой и подлежащей немедленной оплате. При такой системе обмануть контролеров стало практически невозможно. И незачем. Если в отрасли перестала действовать удушающая система откатов, дорожный бизнес сам собой выпал из перечня наиболее коррупциогенных. Более того, организации отрасли постепенно стали выводить свой бизнес из тени. Если еще недавно среднемесячная зарплата в дорожной сфере составляла 7–8 тысяч, то сегодня она поднялась до 30. Дорожники стали платить налоги и впервые за долгие годы почувствовали себя респектабельными, уважаемыми бизнесменами.

Есть расхожее мнение: по качеству дорог легко можно судить об уровне коррупции в том или ином регионе. И то, что в 2017 году в Воронеже впервые стало приятно ездить по улицам, говорит о двух вещах: дороги стали хорошо финансировать. И в отрасли перестали воровать.

Вторая половина зимы была снежной, и каждый автомобилист Воронежа с волнением ждет наступления весны: неужели погода уничтожила плоды такой серьезной реформы? В областном правительстве этого не боятся. Во-первых, каждый километр на гарантии, и если где-то дорожное покрытие пострадало от зимних природных катаклизмов, его немедленно отремонтируют. Уже проведены первые конкурсы, отрасль готова к тому, чтобы работать в штатном режиме.

 

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру