Антиреклама антикоррупции: как воронежские горе-коммерсанты прикидываются борцами с откатами

Дорожная отрасль из топа скандальных новостей выпала давно и, казалось, уже безвозвратно. Даже самые язвительные наблюдатели не смогли не признать, что таких хороших дорог, как сейчас, в Воронеже не было еще никогда. И для поединка общественников и дорожников темы уже вроде бы нет.

Антиреклама антикоррупции: как воронежские горе-коммерсанты прикидываются борцами с откатами

Несколько лет назад она была, и некоторые наши рытвины попадали на верхушки рейтингов движения «Убитые дороги». Дорожники защищались, писали письма о системе откатов, которая процветает в отрасли и делает невыгодным честный, добросовестный труд. И, судя по делу Трубникова, видимо, не врали, говорили, как есть.

Пристрастие к кляузничеству

Новый скандал разгорелся в начале февраля, причем совершенно неожиданно. Серьезной, объективной подоплеки под ним нет, поэтому большого общественного резонанса он так и не получил, однако рассказать о нем все же стоит. Чуть позже объясню, почему.

Суть дела такова. Один молодой воронежский предприниматель, а именно Илья Сергеевич Наумов, обратился с письмом к министру транспорта Максиму Соколову. Начинается письмо словами: «…приходится обратиться к Вам, поскольку чиновники в нашем регионе не хотят заниматься дорогами». Этот весьма спорный тезис предприниматель разворачивает на нескольких страницах, где очень эмоционально и сумбурно излагает свои претензии и к организации конкурсов, и к работе практически всех подразделений, связанных с дорожной сферой, и вообще ко всему, что ему не нравится. В письме нет ни одной конкретно сформулированной, доказательной претензии, подтвержденной фактами и цифрами, но чувствуется нервная взбудораженность автора, и понятна только одна, но главная его мысль: у нас все плохо, и никто не хочет работать.

Среди словесных нагромождений трудно разобраться, кто именно не хочет и что именно плохо, но вывод ясен. Само по себе это письмо не имело бы особенного значения, поскольку серьезной информации в нем нет. А если люди любят писать жалобы, а еще больше кляузы, так что ж — никто у них этого права не отнимает. Любопытно выглядит подпись под письмом министру. Илья Наумов не стал упоминать, что он предприниматель, а подписался так — председатель Общественного движения «Антиоткат». А это уже, как говорится, совсем другой коленкор! Во-первых, общественное движение — это, в первую очередь, люди, которые за ним стоят, которые объединялись, чтобы сформировать какую-то важную общественную позицию. А активные граждане, объединяющиеся в антикоррупционные организации, вызывают в обществе еще большее понимание и уважение. Не боятся ведь выражать свою смелую позицию. Молодцы ведь, да?

Мнимый общественник

Воронежскую организацию «Антиоткат» можно поискать в интернете, но много о ней вы не узнаете. Есть только адрес и телефон офиса. Это все. Данных о регистрации «Антиотката» нет, потому что он не зарегистрирован. Сайта, на котором рассказывалось бы о деятельности общественной организации, о проводимых ею мероприятиях, о ее целях, задачах, участниках, — ничего этого найти не удастся. На вопрос почему, думаю, ответить не так сложно. Просто предприниматель и предводитель антикоррупционной организации — это две большие разницы, как говорят в Одессе. Борец с коррупцией — это звучит серьезно, даже почти грозно. Бороться с коррупцией сейчас в тренде. Это очень хорошая вывеска, фасад. Только в данном случае за ним ничего нет. Есть только конкретный предприниматель, который подвизался в дорожной отрасли, и не сказать, чтобы успешно.

В прошлом году вице-губернатор Геннадий Макин, принимая кураторство над транспортной и дорожно-строительной сферами, предупреждал, что правительство пересмотрит свой подход к допуску подрядчиков к работе в отрасли. И даже не специалисту легко было понять его логику: приоритеты должны быть отданы организациям, имеющим ресурсы, технику, кадры, собственные финансы. Брак на дорогах — это как раз работа тех, кто торгует заказами. Спекулянтов, которые выигрывают тендеры, а потом привлекают к работе шарашкины конторы. В итоге спекулянты зарабатывают из воздуха, а бракоделы ляпают что-то невразумительное и любезно предоставляют нам уродовать свои машины на «отремонтированных» ими улицах.

Илья Наумов действительно знает отрасль не понаслышке. Но не как общественный деятель и председатель несуществующего антикоррупционного движения. А как предприниматель, который неоднократно принимал участие в конкурсах, в том числе и на организацию дорожных работ. Вокруг государственных аукционов крутится много всякого народу. Есть и такие, кто выставляется без всякого намерения работать, а с условием для участников — «платите мне процент или я буду снижать цену, пока не обрушу торги». Есть и те, кто выигрывает тендеры в разных сферах и попросту их перепродает. Ранее Илья Наумов был известен как учредитель ООО «А-Строй», компании, которая очень активно участвует в различных государственных аукционах. Потом он официально вышел из состава ее учредителей, предпочтя именоваться более звучно и общественно значимо.

Однако «А-Строй» продолжило свою деятельность. Тендеры, которые выиграла эта организация, отрабатывали как раз субподрядчики — случайные организации. И официальные органы имеют к ним серьезные претензии и по качеству работ, и по срокам их выполнения. Более того, сейчас на повестке дня стоит вопрос о внесении этих организаций в реестр недобросовестных исполнителей. Это надолго закроет кому-то путь к участию в государственных торгах. Так что из какой искры разгорелся новый скандал — более или менее понятно. Конфликтов, подобных этому, возникает, наверное, немало, и вряд ли они стоят того, чтобы над ними долго и подробно размышлять. Однако в данном случае задуматься все же есть о чем. Если каждый такой предприниматель обзовется очередным «антиоткатом» или «антикоррупцией», то как мы сможем отличить реальную деятельную организацию от пшика? Если псевдоборцов разведется слишком много, то настоящих общественников среди всего этого леса голов будет уже не видно.

.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру