Хроника событий В британском парламенте призвали ужесточить санкции против "связанных с Кремлем лиц" ЕС планирует возместить убытки европейским компаниям, пострадавшим от санкций США Биомтерия позволит крымчанам стать клиентами ВТБ и Сбербанка ЕС может компенсировать европейским компаниям убытки из-за антииранских санкций США Венесуэла обвинила США в саботаже выборов при помощи санкций

Воронежский автоэксперт прокомментировал инициативу лишать авто за повторную пьяную езду

Совершенно непонятно, что подвигло архангельских депутатов на этот законопроект именно сейчас

14.02.2018 в 15:48, просмотров: 484

Депутаты различных уровней продолжают выдавать на гора довольно сомнительные инициативы. Такое ощущение, что в каждом регионе есть план не только по количеству выявленных нарушений, но и на разработку законопроектов.

Воронежский автоэксперт прокомментировал инициативу лишать авто за повторную пьяную езду

Помнится, лет 20 назад на техосмотре в ГАИ от водителей требовали показать квитанцию об уплате транспортного налога. Затем этот анахронизм отменили. Но недаром говорят, что новое — это хорошо забытое старое. И вот на фоне победоносного шествия информационных технологий в Воронежской областной Думе вновь предлагают включить эту бумажку в перечень документов, необходимых для предъявления при покупке полиса ОСАГО. По замыслу местных законотворцев это привело бы к снижению задолженности по транспортному налогу и увеличению наполняемости бюджета.

Накануне введения электронных полисов ОСАГО наши депутаты вновь отметились в Госдуме. На этот раз они предложили продлевать срок действия полиса ОСАГО на 30 дней в связи с тем, что «не все владельцы транспортных средств являются активными пользователями сети и доступность интернета еще не везде обеспечена».

И не важно, что даже продвинутые пользователи сети до сих пор не всегда способны преодолеть все «ребусы-кроссворды», придуманные страховщиками. Заставить крупный бизнес работать по закону — дело нелегкое. Куда проще показать свою неустанную заботу о народе. Кстати, ни одна из озвученных идей так и не стала нормой закона. Ну и славно.

Поморские забавы

Подошла очередь других регионов. В начале февраля депутаты Архангельского областного собрания внесли в Госдуму законопроект, предлагающий конфисковывать личный автотранспорт при повторном управлении автомобилем в состоянии опьянения. К слову, уже сейчас это нарушение наказывается штрафом в размере от 200 тыс. руб. до 300 тыс. руб., принудительными работами либо даже лишением свободы на срок до двух лет. И вот теперь депутаты предлагают внести очередное изменение в УК РФ, чтобы у злостных нарушителей ПДД РФ до кучи еще и автомобиль отнимать.

В пояснительной записке к законопроекту приводится интересная статистика. В частности, в России каждое тринадцатое ДТП с участием легковых автомобилей совершается нетрезвыми водителями. За 2015 — 2016 гг. в стране осуждено более 94 тыс. чел., управлявших транспортными средствами в состоянии опьянения, из которых 77,6 тыс. привлечены к обязательным работам, а 6,3 тыс. чел. — оштрафованы.

На территории Архангельской области за последние три года выявлено около 2000 фактов повторного управления транспортными средствами в состоянии опьянения. При этом нашелся один «самородок», который имеет уже 6 судимостей по данной уголовной статье. Поморские депутаты полагают, что конфискация автомобиля решила бы проблемы с пьянством за рулем и способствовала снижению аварийности на наших дорогах.

Однако не все так гладко с этим вопросом, как изложено на бумаге. Например, Верховный суд РФ еще несколько лет назад постановил, что принадлежащее обвиняемому транспортное средство подлежит конфискации только в случаях, когда оно использовалось в качестве орудия умышленного преступления. Дела по ДТП к таким не относятся, поэтому транспортные средства не могут быть признаны орудием преступления и конфискации не подлежат.

Далее. Очень часто водитель не является собственником автомобиля, которым он управляет. Получается, что в отношении таких нарушителей предлагаемая норма вообще никогда не заработает. Ну и, в конце концов, никто не мешает купить другой автомобиль, взять его на время у соседа или родственника и вновь отправиться на поиск приключений.

Правительство РФ в своем официальном отзыве законопроект не поддержало. В дополнение к вышеописанным проблемам, там отметили и неопределенность с конфискацией автомобиля в случае нахождения его в общей долевой или совместной собственности. В общем, и этот законопроект, скорее всего, обречен на забвение.

А действительно, может, пора не на словах, а на деле заняться профилактической работой с правонарушителями вместо бесконечного и малоэффективного ужесточения санкций? Полиция ведь не только облавы на пьяных водителей должна устраивать, но и предупреждать правонарушения. А если глубже копнуть, то у нас и кроме полиции есть десятки инстанций, призванных заниматься людскими бедами и проблемами. Дали бы людям работу, глядишь, и пить стало бы некогда.

Как рождаются мифы

Ни для кого не секрет, что Госавтоинспекция ради требуемой статистики может легко сделать из добропорядочного водителя не только нарушителя, но и преступника. «МК в Воронеже» рассказывал, как в Нижнедевицке два инспектора ДПС по очереди оформляли за пьянку одного и того же водителя. Выписывали протокол и отпускали едва стоявшего на ногах человека на все четыре стороны. Затем снова догоняли и останавливали! Угомонились только после того, как наваяли пенсионеру протоколов на 150 тыс. руб. штрафа и 7,5 лет лишения права управления. Благо, тогда закон об уголовной ответственности за повторную пьянку еще не вступил в силу, а то бы еще и посадили!

Потом протрезвевший дедушка недоумевал, почему его не отстранили от управления после первого же протокола, а полицейские без смущения говорили, что «жизнь такая». Полагаю, что жизнь у них могла стать намного хуже, если бы дед кого-нибудь задавил. Но тогда для ГАИ все закончилось благополучно: с гордостью отчитались перед областным начальством об успехах в борьбе с пьянством за рулем и дело с концом.

А вот еще одна реальная история. Охранник парковки после небольшой перепалки с дальнобойщиком вызвал на подмогу знакомого инспектора ДПС, и тот без зазрения совести оформил водителю отказ от прохождения медицинского освидетельствования (ст.12.26 КоАП РФ), санкции которой такие же, как и за пьяное вождение. Мировой суд за 5 минут судебного заседания не только водителя прав лишил, но по сути и семью на полтора года оставил без средств к существованию. И если бы в районном суде не удалось доказать всю абсурдность обвинений, то человек уже ходил бы под дамокловым мечом уголовного преследования: еще один такой же инспектор — и жизнь под откос!

Еще зарисовки с натуры. Инспектор по простоте душевной показал в суде, что требование о направлении на медицинское освидетельствование он водителю не предъявлял, а сразу оформил протокол об отказе по ст.12.26 КоАП РФ. Водитель пытался убедить судью, что он ни от чего не отказывался: ему попросту вручили готовый протокол. Он как его увидел, так тут же сам поехал в наркологию и прошел освидетельствование: трезв! Акт имеется. Однако вместо прекращения дела суд назначает водителю полтора года фитнеса и штраф 30 тыс. руб. Вот так и появляется страшная статистика повального пьянства за рулем.

Спасите наши души

Страшно сказать, но количество обвинительных постановлений и решений по делам об административных правонарушениях приближается к 100%. Какую бы галиматью не написали в протоколе, у суда «нет оснований не доверять инспектору». Однако когда в октябре прошлого года регламент МВД РФ предоставил инспекторам ДПС право отстранять судей от управления, направлять их на медосвидетельствование и даже составлять в отношении них протоколы, как на обычных водителей, судейское сообщество возмутилось.

И вот на прошлой неделе в документ оперативно внесли изменения. Теперь инспектор может только рапортом доложить своему начальству о нарушении, допущенном судьей. Но все же понимают, что рапорт — это пустая бумажка без объективных доказательств. Если ее выбросить в урну, никто и не вспомнит. Вот вам и декларируемое равенство всех перед законом.

Полномочный представитель Правительства РФ в высших судебных инстанциях Михаил Барщевский эту новость поддержал и заявил, что «не дело постового милиционера контролировать судью. Его нужно оградить от любых возможных злоупотреблений…»

Честно говоря, не очень убедительное обоснование: инспектор ведь не в судопроизводство вмешивается, а лишь обеспечивает безопасность граждан на дороге. Ну, да ладно. Меня больше удивило другое: уважаемый юрист фактически признает наличие злоупотреблений со стороны ГАИ. Поэтому судей с прокурорами от ГАИ надо защищать. А как же быть простому люду: их-то кто оградит от произвола полиции? Уверен, если бы инспектора несли реальную ответственность за фальсификацию и другие злоупотребления, то количество пьяных за рулем было намного меньше.

Совершенно непонятно, что подвигло архангельских депутатов на этот законопроект именно сейчас. Статистика аварийности текущего года довольно оптимистична. За 11 месяцев 2017 года пьяными водителями там совершено всего 114 ДТП (-35% к предыдущему году). Это составляет 8% от всех ДТП в регионе (кcтати, как и в Воронеже).

Для сравнения: за тот же период в Архангельской области совершено 625 (!) ДТП, в которых зафиксированы неудовлетворительные дорожные условия. Это 46% от всех аварий. То есть, каждое второе ДТП, в котором погибли или ранены люди, произошли из-за неудовлетворительных дорожных условий, однако никто не спешит вводить уголовную ответственность для чиновников и дорожников за отвратительное содержание дорог. Да, собственно, и я к этому не призываю.

Однако я согласен с мнением бывшего начальника ГАИ России Владимира Федорова. Он обратил внимание на чрезмерное увлечение темой ответственности водителей за пьянку: «Это всего 8% ДТП. Остальные 92% совершаются по другой причине. Причем трезвыми! Надо заниматься и другими вопросами!» Вот этого и я хотел бы пожелать всем нашим депутатам.

 

Санкции . Хроника событий


Партнеры