Минэкономразвития предлагает штрафовать за управление авто без техосмотра

О сомнительных инициативах по снижению аварийности

31.01.2018 в 14:47, просмотров: 857

Сразу после Нового года распоряжением Правительства РФ утверждена «Стратегия безопасности дорожного движения в Российской Федерации на 2018–2024 годы» (далее — Стратегия). В документе представлен обширный аналитический материал за 10 предшествующих лет, определены прогнозные значения основных показателей аварийности и пути их достижения.

Минэкономразвития предлагает штрафовать за управление авто без техосмотра

Отмечается, что за период с 2007-го по 2016 год ситуация с безопасностью дорожного движения немного улучшилась. В то же время наши достижения довольно скромны на фоне Европы: в 2016 году у нас погибло более 20 тыс. человек, в то время как во всех вместе взятых странах Европейского союза — около 25 тысяч. И это притом, что население там в 3,5 раза больше нашего. А вот еще один показатель: в России в ДТП ежегодно погибают 14 чел. на каждые 100 тыс. населения, в Евросоюзе — 5.

Основные причины такого удручающего положения правительство видит в низкой дисциплине участников движения, невозможности реализовать принцип неотвратимости наказания, неэффективной системе подготовки водителей, контроля за техническим состоянием транспорта, улично-дорожной сетью и организацией движения.

Ни дня без строчки

Не успели просохнуть чернила после подписания документа главой правительства страны Дмитрием Медведевым, как посыпались конкретные предложения по его реализации.

Никому неизвестный «Союз автошкол России» выступил с инициативой заставить всех водителей пересдавать теоретический экзамен на знание ПДД каждые 10 лет: при замене водительского удостоверения. Мотивировали свою идею тем, что «уровень знаний, полученных в автошколе, с годами существенно снижается, а изменения в дорожном законодательстве и вовсе остаются вне поля зрения таких водителей».

На первый взгляд идея не лишена смысла: уж слишком часто у нас меняют правила дорожного движения. Но у меня по этому поводу уже давно созрела иная мысль: а может, лучше оставить в покое «дорожную азбуку»? Тем более, что ни одна из десятков последних новаций по сути ничего не изменили на дороге!

Вспомните хотя бы изменения правил проезда перекрестков с круговым движением. За последние пять лет уже дважды менялись формулировки этих пунктов, но на дороге ничего не изменилось: «кольца» по-прежнему нужно проезжать, как учили в автошколах еще полвека назад!

В стране ежегодно сдают «теорию» около 2 млн человек, и ГАИ с большим трудом справляется с этим потоком. Теперь к ним хотят добавить еще 4 млн (в России более 40 млн водителей). В ГАИ к данной новации отнеслись весьма благосклонно. Возможно, не случайно недавнее сокращение численности ГИБДД не коснулось регистрационно-экзаменационных подразделений: вдруг еще укрупняться придется!

В то же время даже официальная статистика ГАИ говорит: не так страшен черт, как его малюют. На своих пресс-конференциях начальник Управления ГАИ по Воронежской области Евгений Шаталов не раз отмечал, что наиболее опасны на дороге водители со стажем до трех лет. Да и в Стратегии к группе наибольшего риска совершения ДТП отнесены водители со стажем управления менее двух лет.

В общем, все признают, что «старый конь борозды не портит», но отказаться от возможности в очередной раз залезть в карман к автомобилисту не могут. Надеюсь, что очевидно лоббистское предложение «Союза автошкол» таковым и останется. Тем более, что до такого еще не додумались ни в одной стране мира.

У страха глаза велики

Сложнее будет противостоять очередной реформе техосмотра, которая также заложена в правительственной Cтратегии безопасности движения. Тут инициатором выступает уже не общественная организация, а Правительство РФ. Минэкономразвития предлагает вернуть в КоАП норму об ответственности за управление транспортным средством без техосмотра (штраф — 800 руб.). ГАИ разрешат фиксировать нарушения с помощью фотокамер. Если машина не числится в автоматизированной базе данных техосмотра — получайте «письмо счастья». Контроль над деятельностью операторов ТО будет возложен на Ространснадзор.

Если ДТП произойдет из-за технической неисправности машины, которая не прошла техосмотр, то страховщик по закону об ОСАГО получит право предъявлять регрессный иск автовладельцу. Эта идея была воспринята страховщиками просто «на ура».

Достанется и операторам ТО. Минэкономики намерено исключить выдачу диагностической карты на машину, которая на пункте ТО не появлялась. Для фиксации процесса будет использована видеозапись. Нарушителям грозит штраф до 10 тыс. руб. Если же данное нарушение приведет к тяжкому ДТП, то операторам будет грозить реальный тюремный срок.

Но ведь совсем недавно (2012 год) Правительство РФ и Госдума передали контроль над проведением техосмотра из МВД в РСА. А как можно было доверять техосмотр страховщикам, у которых по определению в голове только сбор денег и извлечение прибыли? Это же абсурд!

В Воронежской области за 11 месяцев 2017 года зарегистрировано 32(+14,3%) ДТП из-за технической неисправности, что составляет всего лишь 1% от общего числа ДТП в нашем регионе. Для сравнения: за этот же период совершено 107 наездов на велосипедистов и более 800 — на пешеходов. Количество погибших в этих авариях в 20 раз(!) больше, чем в ДТП с неисправными автомобилями. А вот еще интересная хроника: 15 лет назад происшествий по причине технической неисправности фиксировали даже больше, чем сейчас!

Приведенные цифры убедительно говорят о том, что проблемы техосмотра явно надуманы и истинная суть анонсированной реформы состоит лишь в очередном переделе связанных с техосмотром финансовых потоков. Так, может, отменить этот заскорузлый ритуал, коль уж он превратился в очередной оброк приближенным к РСА коммерсантам?

В общем, польза ТО не доказана, бесполезность — очевидна. Техосмотр не дает ничего никому, кроме тех, кто на этом зарабатывает. В общем, пока все предложенные инициативы слишком очевидно направлены на опустошение карманов граждан, а не на повышение безопасности движения.

 



Партнеры