Какую роль сыграл 41-й пограничный полк НКВД в обороне Воронежа

В ожесточенных боях часть потеряла две трети личного состава

Рубеж 1942–1943 годов стал переломным моментом Великой Отечественной войны. До этого времени, пожалуй, никогда еще Красная Армия не одерживала столь впечатляющих и существенных побед, с другой стороны, победы эти никогда не давались таким напряжением сил, такими жертвами.

В ожесточенных боях часть потеряла две трети личного состава

Одним из таких ключевых событий стало освобождение Воронежа. 75-летие город отмечает 25 января. В этот день, в первую очередь, поздравлений и благодарностей удостоятся ветераны войны, чей боевой подвиг или же ратный труд позволили приблизить столь долгожданную Победу. Воронежцы еще почтут память тех, кому не довелось пережить январь 1943 года, тех, кто отдал жизнь за освобождение города, но не смог насладиться триумфом победителя.

Один из многих

Их были тысячи: тысячи полков, познавших до этого горечь отступлений и окружений, горечь потери товарищей и ненависть к захватчикам. Некоторые из них не смогли сберечь знамя и были с позором расформированы, другие же подверглись расформированию из-за полного отсутствия личного состава (все убиты). 41-й пограничный полк войск НКВД сумел сохранить и то, и другое и сыграть ключевую роль в обороне Воронежа.

23 июня 1941 года приказом Управления пограничных войск Грузинского округа в Тбилиси был сформирован 41-й резервный стрелковый полк пограничных войск НКВД. В этот же день Воронежская область была объявлена на военном положении, оказавшись в районе действия вражеской авиации. Это совпадение в дальнейшем станет символичным.

На пограничные войска с начала войны стали возлагаться несколько иные задачи: противник наступал стремительно, и западные и юго-западные границы, которых уже фактически не существовало, в охране не нуждались. Основной задачей погранвойск стала охрана тыла фронта. Именно с этой целью в январе—феврале 1942 года 41-й полк был передислоцирован сначала в Сталинград, а затем в Воронеж. Фронт еще был далеко, но в области активно действовали немецкие диверсанты-парашютисты. Именно их ликвидацией, помимо специально создаваемых истребительных батальонов, и занимались бойцы полков НКВД. На момент перехода советских войск в наступление в 1943 году под Воронежем было задержано 30 агентов-парашютистов, около 3 тыс. дезертиров и 75 бандитов. Среди отличившихся был и первый командир взвода истребителей, выезжавший на поимку диверсантов в район Борисоглебска Михран Хачикян.

А еще, согласно «Положениям о войсках НКВД СССР, охраняющих тыл действующей Красной Армии», 41-й полк должен был контролировать на определенных участках все имеющиеся коммуникации. Так продолжалось до июля 1942 года.

Лицом к лицу

В первые боевые столкновения с регулярными германскими частями полк вступил в начале июля 1942 года. Реализуя стратегическую задачу наступательной операции «Blau», немцы во что бы то ни стало стремились захватить Воронеж и создать на его плацдармах мощный оборонительный рубеж для Сталинградского фронта. 4 июля 1942 года 41-й пограничный полк на основании боевого приказа начальника воронежского гарнизона занял оборону: справа: река Песчанка, завод № 18 (авиазавод), СК-2; слева: Чернавский мост. Перед полком поставили задание — не допустить прорыва противника в Воронеж с юга. На указанных позициях полк находился до 6 июля, когда получил приказ идти под Сталинград на соединение с частями 10-й стрелковой дивизии ВВ НКВД, однако в тот же день был возвращен на исходные рубежи командующим войсками Брянского фронта генерал-майором Ф.И. Голиковым.

«Исходные рубежи» к тому времени практически полностью уже были заняты немцами. Полк же получил новую задачу: сосредоточиться в районе станции Придача, очистить район СК-2 от групп автоматчиков противника и дальше через Чернавский мост выйти на улицу 20-летия Октября. К концу дня 8 июля поставленная задача была выполнена, а уже 9 июля полк перешел в наступление, преодолел реку Воронеж, вступил в рукопашную схватку с врагом и выбил его с занимаемых позиций. 41-й полк сумел соединиться с группами бойцов и командиров 287-го стрелкового полка 13-й мотострелковой дивизии ВВ НКВД и совместными усилиями очистить Воронеж (правда, временно) от немецких оккупантов. Во время этих боев был убит командир полка, кавалер ордена Красного Знамени майор М.И. Васильченко.

17 дней в районе СХИ

Командование полком принял майор Миронов. В тот же день начальник воронежского гарнизона подполковник А.М. Дюльдин, понимая, что город контролировать оставшимися силами он не в состоянии, издал приказ о сосредоточении остатков 41-го, 233-го и 287-го полков на стратегически важных позициях вдоль ж/д линии от станции Отрожка до СХИ. На тот момент 41-й полк был фактически уничтожен, потеряв убитыми и ранеными более пятисот человек, столько же (по донесению в штаб фронта, по другим данным — 108 человек) пропало без вести.

Из остатков разрозненных частей был сформирован сводный полк, командовать которым стал уже не начальник гарнизона, а теперь «начальник боевого участка» подполковник Дюльдин. С 10 по 12 июля этими силами противник был выбит с территории СХИ, парка культуры и отдыха им. Кагановича и стадиона «Динамо». 17 суток удерживали бойцы НКВД этот рубеж. Массированные атаки германских частей результата не принесли. Попытки же организовать собственные контратаки часто срывались из-за отсутствия должной связи и, как из этого исходило — взаимодействия войск.

Именно собственная артиллерия стала основной причиной, из-за которой пришлось оставить стратегически важные рубежи. 3-й дивизии было приказано открыть огонь по северной опушке парка культуры, но артиллеристы ошиблись в расчетах и накрыли своими залпами Архиерейскую рощу. В результате остатки 233-го полка были рассеяны и частично уничтожены. 41-й полк только собственными силами не мог удержать такую обширную территорию, поэтому 30 июля 1942 года он был выведен из боя и отправлен на доукомплектование.

После Воронежа

До конца сентября 1942 года 41-й полк дислоцировался в районе ВАИ. Прибыло пополнение — около 700 человек из резерва внутренних войск НКВД СССР. Однако до середины ноября командный состав занимался только лишь обучением вновь принятого пополнения, так как абсолютное большинство новичков не имели опыта погранслужбы.

После завершения подготовки полк, к тому времени уже награжденный орденом Боевого Красного Знамени, занялся прямым своим делом — обеспечением безопасности тыла действующих регулярных частей. В сентябре 1943 года 41-й полк вошел в состав 18-й стрелковой бригады внутренних войск НКВД СССР и потерял статус отдельной части. Однако именно в Воронеже бойцы полка покрыли себя немеркнущей славой. Братская могила солдат и командиров (захоронение №13) находится в Центральном городском парке. Но вряд ли какая-либо официальная делегация почтит своим вниманием этот памятник 25 января. Рядом с ним торжественные мероприятия проводятся только 28 мая, — люди в зеленых фуражках все еще чтут традиции.

 

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №5 от 24 января 2018

Заголовок в газете: Фронт как граница

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру