Воронеж лидирует в гонке бензиновых цен

Новые акцизы на топливо: чего ожидать

В новом году воронежцы обнаружили под елкой главный подарок от суверенных властей России — новый оброк на бензин. Он же стал откровенной демонстрацией отсутствия нормального рынка в РФ и диктата монополий, а главное, целей ограниченного контингента «особ, приближенных к императору» — невиданного обогащения за счет природных ресурсов самой богатой ими страны мира.

Новые акцизы на топливо: чего ожидать

Итак, с 1 января в России вступили в силу поправки в налоговый кодекс, их подписал Владимир Путин. Ставка акциза на бензин выросла до 11 213 рублей за тонну (+10,7 %), на дизтопливо — до 7665 рублей за тонну (+12,7 %). Повышение акцизов было утверждено депутатами Госдумы еще в ноябре 2017-го. А с 1 июля их поднимут еще раз: на бензин до 11 892 руб., а на дизтопливо до 8258 руб.

Глава Минфина Антон Силуанов оценивал поступления в федеральный бюджет от повышения акцизов в 40 миллиардов рублей, а независимые эксперты — в 45–60 млрд; все это — из наших карманов. Добыча от нового оброка срочно понадобилась властям на трассы-долгострои «Таврида» в Крыму и «Приморское кольцо» в Калининграде.

По уже сложившейся российской традиции, крымская трасса сильно подорожала: с 85 млрд руб. в марте 2016-го до 140 млрд сегодня — и это без учета ее севастопольского участка. Спецслужбы могли бы посмотреть, сколько денег уже списано на эти долгострои и куда они подевались, но вместо этого в трассы вкачают еще много-много миллиардов. Ну, как в знаменитый питерский стадион. И нет сомнений, что ряд высокопоставленных господ уже открыл карманы пошире на откаты от этих миллиардов, которые на дорогах, по оценкам экспертов, достигают в нашей стране безумной цифры в 70 %.

Воронеж в гонке бензиновых цен — один из лидеров. Да и по количеству автомобилей на душу населения мы впереди большинства регионов страны. Так что новый оброк для нас жизненно важен.

Год растущего благосостояния

Впрочем, неожиданным он не стал. Бензин дорожал в России всегда — вопреки рыночной логике и арифметике (в США за 3 года падения мировых цен на нефть средняя цена бензина упала на 38 %, а в России прибавила 11 %).

Вспомним: в апреле 2017-го бензин в Воронеже стал дороже, чем в США, где зарплаты на два порядка выше российских: средняя цена галлона (3,785 литра) в США составила $2,57, а в России — на цент дороже. Причем воронежцы платят по максимуму — 38,7 руб./л. По данным Воронежстата, в апреле АИ-92 стоил 37,18 руб., АИ-95 — 40,15 руб. Всего за 2 месяца топливо в Воронежской области подорожало на 1,35 рубля вопреки прогнозам столь элитных господ, как глава ЛУКОЙЛа Вагит Алекперов и вице-премьер Аркадий Дворкович. Но за базар они, естественно, не отвечают.

Причем в цену топлива в США входит еще и транспортный налог, а у нас он сам по себе. Налог этот уже вошел в акциз, но, как проговорились в Воронежской областной Думе, его у нас не отменили по забавной причине: автомобилисты уж очень исправно его выплачивают!

В июле 2017-го Путин объяснил, почему в России растут цены на бензин при падении мировых цен на нефть: мол, сдерживать их вредно для экономики, у нас бензин дешевле, чем в ряде других стран, из-за чего топливо вывозят за границу. И чтоб всю нефть из страны не вывезли, внутренние цены должны быть высокими.

Дальше президент взошел на козырную тему: проблему нужно решать не снижением цен на бензин, а повышением уровня зарплат и благосостояния людей. Но кто и когда будет их повышать, ВВП не сообщил.

Его бы устами да мед пить… И ничего, пьем уже дольше, чем брежневский мед.

В соцсетях этим речам не удивились и предложили сдерживать рост зарплаты и наращивать обнищание народа — это очень полезно для экономики. Особенно если под экономикой подразумевать карманы придворных. При этом части населения платят зарплату ниже уровня физического выживания; парадокс этот наверняка еще займет видное место в будущих трудах историков и социологов. А классики давно уже объяснили его так: «Если нам не удастся остановить его, этот ваш идеальный человек сожрет и загребет все материальные ценности, до которых сможет дотянуться, а потом свернет пространство и остановит время» (Стругацкие, «Понедельник начинается в субботу»).

Нефтяные короли традиционно сокрушаются, что в России до 60 % в стоимости литра горючего — акциз на бензин и налог на добычу полезных ископаемых. Мы, мол, из патриотизма и последних сил, на грани рентабельности — жила бы страна родная, и нету других забот… Но экономист и политик Юрий Болдырев (экс-«Яблоко») давно печаль эту опроверг: «Власти и нефтяной бизнес ссылаются на «объективные» причины роста цен на топливо: налоги, акцизы... Но после уплаты всех налогов прибыль сырьевиков по всей цепочке остается в разы выше, чем, например, в машиностроении… А привязка к внешним ценам прибыльности этого бизнеса внутри страны лишь прикрывает фактическое разграбление общенационального достояния».

Ничего нового Болдырев россиянам не открыл: роскошь «нефтяных королей», их яхты, поместья, футбольные клубы и прочие оголтелости давно уже секрета не представляют.

По данным Росстата, в июле 2017-го бензин в Воронежской области оказался дороже, чем в Москве и других городах ЦФО: средняя цена АИ-92 у нас достигла 38,05 руб./л, в Москве — 37,59. АИ-95 — 41,02 руб./л, в столице — 40.

В сентябре в этой гонке наступил новый этап: правительство РФ собралось внепланово поднять акцизы для строительства дорог в Крыму и в Калининградской области: по 50 коп./л с 1 января и с 1 июля. Это существенно больше, чем предусмотренная налоговым кодексом индексация на инфляцию в 4 %, т. е. примерно на 30 коп./л бензина и 23 коп./л дизеля — всего 25 млрд руб. Тогда эксперты подсчитали, что при индексации только на инфляцию средняя цена топлива в 2018-м может превысить психологически важную отметку в 40 руб., а из-за повышения акциза на 50 коп. может подорожать в рознице на 1,5 % (60 копеек). А уже в новом году появились и новые прогнозы: +3 рубля за литр!

Соцсети отозвались так: абсолютно правильное решение! Пусть нищеброды перестанут ездить на авто и пересядут в общественный транспорт! А то, что цены взлетят и на продукты, и на все остальное, вопрос второй: главное — показать пиндосам, кто круче; мы назло американской бабушке готовы и лоб об стенку разбить!

Тем более, что в последние годы после ряда поглощений крупных нефтяных компаний произошла очередная и очевидная монополизация оптового рынка. В конце сентября ФАС показала, что она бдит, и сообщила, что рост акцизов на топливо в 2018-м на цены на заправках не повлияет «существенным образом». И скромно уточнила: в случае, если это решение впишется в темпы инфляции.

Жалкие попытки противостоять аппетитам олигархов успеха не имели. Например, в октябре Российский топливный союз обратился к Путину: независимые сети АЗС просили его вмешаться в ценообразование на оптовом рынке. Мол, в октябре некоторые ВИНКи (вертикально интегрированные нефтяные компании — ну, те самые «короли») продали в Европу колоссальные объемы неф­тепродуктов, причем дизтопливо своим согражданам ВИНКи продавали на 6–7 тысяч руб./т дороже! Поэтому на бирже цена была такой, что независимым АЗС оставалось просто застрелиться.

Местные независимые сети АЗС полностью это обращение поддерживают: сегодня, мол, и мировые цены на нефть, и возможности российских НПЗ позволяют снижать розничные цены топлива — если б не жажда сверхприбылей наших нефтяных «королей». Но ВИНКи сознательно снижают объемы производства на НПЗ на 20–40 % их мощности, создают искусственный дефицит на бирже и повышают оптовые цены. Никаким рынком в бензиновой сфере России и не пахнет, считают эксперты, работа биржи — фарс; ВИНКи манипулируют рынком, как хотят, и никакой ФАС им не указ. Хотя изменить ситуацию можно просто: обязать ВИНКи продавать на бирже не 5–10 %, как сейчас, а 50–60 % от объемов производства НПЗ. А ФАС должен жестко штрафовать ВИНКи за манипуляции и вообще за любые нарушения антимонопольных законов — как в цивилизованных странах. Это могло бы сохранить не только малый и средний бизнес в отрасли, но и оградить всех россиян от хамских аппетитов нефтяных «королей»; разве в стране с такими недрами люди не заслужили право на честные цены!? Специалисты опасаются крайне неблагоприятных социально-экономических последствий, в том числе — дефицита топлива в регионе из-за манипуляций ВИНКов.

Будто услышав эти мольбы, ФАС заявил, что объективных причин для повышения цен на бензин нет: их раздувают спекулянты! И пообещал скорое удешевление бензина. Тем более, что зимой его потребление традиционно падает. ФАС направил ВИНКам письма с рекомендацией увеличить продажи топлива на внутреннем рынке.

Соцсети оценили эту импотенцию так: ФАС должен был кулаком постучать, но лишь лохмотьями потряс. «Короли» не обратили на его заявления никакого внимания, и оптовые цены побили очередной рекорд: 92-й взлетел до 44 746 рублей за тонну, 95-й — до 46 930.

В декабре оптовые цены на дизтопливо в Воронеже превысили розничные, разоряя мелких конкурентов владельцев «национального достояния». Крупнейший оптовик продавал его по 39,36 руб./л при средней цене на АЗС Воронежа — 39,09 руб. Мелким оптовикам стало выгодней закупаться на городских АЗС, чем на базах ВИНКов, — чисто российский парадокс! Точнее, коррупционный.

Маразм крепчал

С верхнего конца вертикали уже разлилось предвыборное масло, на котором Россия неизбежно поскользнется, а значит, маразм этот будет крепчать еще минимум шесть лет. И со всех стен замка отечественной «элиты» матюгальники центрального телевидения сутками твердят, что жить становится все лучше, жизнь становится веселей, но у кого именно, не уточняют. И что жизнь стала б совсем прекрасной, если б не внешние враги. Поэтому россияне должны объединиться с «элитой» против других народов и слиться с нею в благодарном предвыборном поцелуе. А рук ее в своих карманах не замечать вовсе. До скончания веков.

К последнему бензиновому «маневру» актуальна цитата из далекого времени:

«Зиновьев, захватив горстью бороду, проговорил:

— Наложить бы еще какую подать на посады и слободы... Ну, хошь бы на соль...

Князь Волконский, острый умом старец, ответствовал:

— На лапти еще налогу нет...

— Истинно, истинно, — зашумели бояре, — мужики по двенадцати пар лаптей в год изнашивают, наложить по две деньги дани на пару лаптей, — вот и побьем хана... (Алексей Толстой, «Петр Первый»).

Остается лишь верить, что звездное небо над головой и нравственный закон внутри нас как-то сами собой, по неизвестным законам природы, приведут нашу страну к справедливости и здравому смыслу. Вернут населению приоритет чести и порядочности перед жадностью и рабской покорностью произволу.

 

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №3 от 10 января 2018

Заголовок в газете: Без тормозов

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру