Итак, хоть и с опозданием, но завершили реконструкцию подъезда к Воронежу со стороны Москвы и транспортной развязки в районе аэропорта. Теперь для возвращения в город не нужно делать крюк в 15 км чуть ли не до Чертовицкого. Еще с большей задержкой от графика, но все же до Нового года, планируют возобновить движение транспорта по путепроводу на пересечении 9 Января и Антонова-Овсеенко. Злополучный мост, реконструкция которого привела к перманентным пробкам в часы пик и вызвала массу негативных эмоций автомобилистов, после неоднократных переносов срока пообещали открыть для движения в обе стороны 29 декабря. Старый мост был доступен только пешеходам, а теперь по нему смогут ездить и автомобили.
Мэрия сообщила, что это станет прекрасным подарком к Новому году для воронежских автомобилистов. Даже самым лучшим подарком. Мост был закрыт на реконструкцию 15 марта 2017-го, и с тех пор развязка стала коричневым проклятьем на картах пробок в Воронеже.
В 2018-м обещают построить на развязке еще один путепровод, остальные съезды, переходно-скоростные полосы и др., и к концу 2018 года работы по реконструкции развязки должны полностью завершиться.
На Московском проспекте, Плехановской и прилегающих улицах оживились работы по внедрению японских «умных светофоров». На днях проект обещают запустить, пробки должны поубавиться.
Впервые за многие годы можно с уверенностью сказать, что ремонт дорог в Воронеже был! Новый асфальт уложен на 52 улицах. Говорят, что по новым технологиям. Передвигаться без опаски потерять колеса в глубоких ямах с мутной водой теперь можно во всех районах города. Если такие объемы работ сохранятся в ближайшие пять лет, а обещанные сроки службы асфальта не окажутся фикцией, то по качеству дорожного покрытия Воронеж непременно станет европейским городом. Вот, собственно, и весь реальный багаж положительных дорожных эмоций 2017 года. В остальном все по-прежнему: бесконечная правовая чехарда и ужесточение санкций от федералов, парад несбыточных обещаний от местных органов власти. Естественно, все «хотят как лучше, но получается как всегда».
В текущем году Правительство РФ пять раз вносило изменения в ПДД. Из тех, что на слуху: новый порядок проезда перекрестков с круговым движением (кольцо всегда главное) и обязательное применение опознавательного знака «Шипы». Первая новация была преподнесена как сложившаяся мировая практика, однако в мэрии решили ничего не менять. Порядок проезда всех круговых развязок в Воронеже остался прежним. Получается, что ПДД РФ поменяли лишь ради переиздания брошюры и экзаменационных билетов для экзаменов в ГАИ.
Что интересно, за рубежом в центре таких перекрестков всегда идеальный круг солидного диаметра. У нас знаки «Круговое движение» могут повесить там, где налицо ужасная пародия на эту геометрическую фигуру либо ее вовсе нет. А потом с умным видом заявлять, что круговые развязки исчерпали себя, пора ставить на них светофоры.
Второе нововведение повлекло настоящие облавы гаишников на тех автомобилистов, кто поставил на свою машину шипованную резину, но забыл приклеить сзади букву «Ш». Первые итоги сезонной охоты: новых штрафов — море, повышение безопасности — призрачно. В общем, очередная имитация бурной деятельности.
Страховая арифметика
Обязательное страхование автогражданской ответственности тоже пришло к нам как положительный европейский опыт. Обещали полисы по 500–600 руб. и решение вопросов возмещения причиненного вреда «без шума и пыли». Спустя 15 лет от аббревиатуры «ОСАГО» автомобилистов уже тошнит. Стоимость страховки поднялась до небес, купить в Воронеже полис без навязанных услуг и диких очередей практически невозможно. Оформление страховки через интернет немного снизило остроту проблемы с доступностью ОСАГО, но и тут немало засад на пути. Со скидками за безаварийную езду, по-прежнему, бардак.
В апреле, благодаря неустанной заботе депутатов Госдумы РФ о страховом бизнесе, автомобилисты были лишены законного права на получение денежной выплаты. Теперь всем предписано ремонтироваться в мастерских по направлению страховых компаний. Однако страховщики в очередной раз остались недовольными: видите ли, убыточность ОСАГО не снижается.
Не в восторге от нового порядка оказались и ремонтники: они не в состоянии качественно отремонтировать автомобиль за те деньги, которые выделяют страховые компании. В общем, теперь страховщикам мешают не только простые автомобилисты и ушлые автоюристы, но и дорожащие своей репутацией автосервисы.
Приходилось читать, что у заграничных компаний объем сборов по ОСАГО практически равен суммам произведенных выплат. И этот механизм уже десятилетия работает как часы. Все довольны. У российских страховщиков все, что не приносит им двукратную прибыль, считается убыточным видом страхования. Очевидно, в этом и кроется корень наших бед.
«Здесь играем, здесь не играем»
Ну а местные власти по осени принялись дружно хвалить себя за проведенный ремонт дорог. Однако новая дорога — это не только новый асфальт. Это еще и грамотная организация движения транспорта, в том числе и пассажирского, создание безопасных условий для пешеходов и велосипедистов. С этим, как водится, большие проблемы.
Недавно прошелся пешком вдоль обновленного дорожного покрытия проспекта Труда: очень пожалел, что был в туфлях, а не в высоких резиновых сапогах. Остатки тротуара там можно лицезреть только местами, а в основном — элитный чернозем, нафаршированный битым кирпичом. Что-то я глубоко сомневаюсь, что на центральных улицах городов Германии, Франции или даже Венгрии можно увидеть такой бедлам.
Не случайно, и до европейских показателей аварийности нам, по-прежнему, как до луны. Многолетние попытки решения дорожных проблем увеличением штрафных санкций в отношении водителей и пешеходов показали свою несостоятельность. Кардинального сокращения аварийности не происходит, несмотря на все драконовские меры. Вот и по итогам 2017 года сумма штрафов, наложенных на воронежцев за нарушения ПДД, приблизится уже к 2 млрд руб. (!), а аварийность в регионе если и снизится, то на 1–2%, что сродни статистической погрешности учетных показателей.
При этом по многим позициям ситуация даже ухудшилась. Например, на пешеходных переходах с начала года произошло уже 207(+13,1%) ДТП, в которых погибло 25(+127%) человек и 219 (+15,9%) ранено. Если посмотреть ленту новостей на сайте воронежской ГИБДД, то создается впечатление, что служба занимается в основном профилактикой детского дорожно-транспортного травматизма. При этом на дорогах области произошло уже 344 (+8,9%) ДТП с участием детей.
Не чувствуют себя в безопасности и пассажиры общественного транспорта: ДТП с маршрутками случаются практически ежедневно. По всей видимости, городские власти посчитали, что несколько десятков новых ЛИАЗов на миллионный город в окружении чадящих и немытых ПАЗов и до безобразия тесных «ГАЗелей» — это и есть европейский опыт организации пассажирских перевозок. Метро и скоростной бесшумный трамвай нам полагается лишь в качестве пустых несбыточных обещаний, обычно к выборам.
«Это тебе, это снова тебе»
Судя по телесюжетам, в безопасности чувствуют себя и заграничные велосипедисты. Велодорожками пронизаны все крупные европейские города. Нам уже лет 10 обещают их построить. Помнится, чиновники даже на велосипедах по городу прокатились под прицелом телекамер: якобы прикидывали расположение велосипедных маршрутов. Затем показывали какую-то схему строительства велодорожек на месте выкорчеванных трамвайных рельсов. И опять я сомневаюсь, чтобы в Европах велодорожки вместо трамвайных путей прокладывают: там умудряются всему найти свое место.
В прошлом году, правда, и у нас объявили об открытии велодорожки на левом берегу. Однако на деле она оказалась обыкновенным тротуаром вдоль улиц Остужева, Переверткина и Старых большевиков. Местами его ширина такая, что два пешехода с трудом расходятся. Нет ни соответствующих знаков, ни разметки. В районе бывшего ДК «Электроника» на месте так называемой велодорожки уже успели построить АЗС и закусочную. При этом с начала года в областном центре совершен 31 (+19,2%) наезд на велосипедистов, в которых 2 человека погибли и 29 получили ранения.
Тем временем мэрия с нескрываемым энтузиазмом продавливает очередное европейское «чудо» — платные парковки. Правда, чиновники не афишируют, что в развитых странах прежде создавали необходимую инфраструктуру: дороги, развязки, перехватывающие парковки, научно обоснованную маршрутную сеть общественного транспорта. Автобусы с трамваями там научили ходить по расписанию. Но такой опыт у нас почему-то не востребован.
В Воронеже сейчас напрочь отсутствуют условия для платного паркинга, зато они с лихвой компенсируются неуемным желанием чиновников скорее начать взимать дополнительные деньги с автомобилистов.
В общем, любят у нас по любому поводу кивать на зарубежный опыт. Однако если в результате его внедрения бюджеты коммерческих организаций и муниципалитетов пополняются за счет жителей, то идея реализуется семимильными шагами. Если же мировая практика повышения пропускной способности дорог и безопасности движения транспорта требует бюджетных вливаний, то ее внедрения можно ждать до второго пришествия. Вот такой у нас избирательный подход к достижениям мировой цивилизации в области транспорта.