Заройте ваши денежки: почему о воронежском метро заговорили всерьез

29 ноября 2017 в 14:08, просмотров: 3616

С тех пор, как городская администрация заплатила 11 с половиной миллионов фирме «Киносарг» за техническое обоснование проекта, разговор от пустых мечтаний перешел в более чем реальную плоскость. Будет ли метро — еще большой вопрос, а деньги-то уже тратятся, значит, тема актуальная. Во всяком случае, в финансовом смысле этого слова.

Заройте ваши денежки: почему о воронежском метро заговорили всерьез
Многие эксперты считают, что воронежское метро обречено на перевозку воздуха. Фото Sptoday.ru.

Замах на 100 миллиардов

Хотя, на мой взгляд, за 11,5 миллионов обосновать можно все, что угодно. Хоть метро, хоть космодром. Были бы деньги, а эксперты всегда найдутся. Миллионники Омск, Челябинск, Красноярск тоже начинали строить метро, но проекты эти были заморожены и в буквальном смысле засыпаны землей. То же самое может произойти и у нас. Можно иметь какие угодно амбиции, как угодно позиционироваться, но реалии жизни от этого не изменятся. От подачи проекта зависит только его внешний эффект, но не суть.

Плюсы метро очевидны — это быстрый и удобный вид транспорта. Там, где пассажиропоток огромен и метро окупается, оно просто незаменимо, но таких городов в России — раз, два и обчелся. Причем в самом прямом смысле, потому что прибыльной подземка является только в Москве и Петербурге. Радетели воронежского проекта тоже заявляют, что наше метро окупится за 15 лет, но это утопия. Подумайте сами.

Проект воронежского метро баснословно дорого стоит. Все зависит, конечно, от количества линий и станций, но уже сейчас понятно, что даже если не замахиваться, то меньше чем в 100 миллиардов (!) рублей проект не встанет. Чтобы метро функционировало на уровне рентабельности, ему необходим пассажиропоток в 22 тысячи человек в час. А теперь представьте себе, как это будет выглядеть в нашем городе. Мы не можем мечтать о том, что станции метро у нас будут — как автобусные остановки — находиться в шаговой доступности. Это слишком большая роскошь. Значит, до ближайшей станции метро большинству горожан надо будет либо далеко идти, либо ехать на наземном транспорте. А потом еще спускаться под землю и ждать поезда, который никогда не будет ходить раз в минуту, как в Москве. В часы пик, возможно, наполняемость метро будет приличной, но в остальное время вагоны станут возить воздух, и об этом говорят многие эксперты. Перевозка воздуха — это неизбежное генерирование огромных убытков, которые неотвратимо лягут на муниципальный бюджет (а кто еще будет содержать городское метро?). А если цена на билет будет адекватной его окупаемости, подземкой никто не будет пользоваться. Есть примеры. В Самаре еще в 2007 году на поддержание работы подземки требовалось 260 миллионов рублей в год, а зарабатывал метрополитен всего 80 миллионов. А в 2013 году самарский метрополитен перевозил всего 8 процентов городских пассажиров.

Не проект, а просто «бомбяо»!

Метро — это не только дорого, но и долго. На его строительство уйдут десятилетия. Вот тут, возможно, и кроется вся привлекательность идеи для ее ярых сторонников. Учитывая, какую склонность к погодовому удорожанию имеют в России практически все более или менее значимые проекты, можно предположить, что воронежский метрополитен — если такой проект все-таки состоится — станет неиссякаемой кассой для его реализаторов. Пока в землю будут закапываться миллиарды рублей, у проекта будут сторонники. И общественное мнение они должным образом подготовят, и картины свободных дорог нарисуют… Правда, потом может случиться, как в Омске или Красноярске. Но это еще когда будет! Начнется проект при одной власти, продолжится уже при другой. Закопать финансы будет легко, у нас умельцев по этой части достаточно, а вот раскопать или хотя бы понять, кто и куда закопал, будет уже трудно. Или невозможно. Потому, наверное, все чаще стали звучать предположения о том, что проект может превратиться в космического масштаба распил, такой, какого у нас еще никогда не было.

Недавно компания «Киносарг» показала видеопрезентацию будущего воронежского метрополитена. Одну пилотную линию уже сейчас оценивают в 43 с лишним миллиарда рублей. Есть не просто большие, а огромные сомнения, что Воронежу их дадут. Однако создать видимость реального обсуждения на высоком уровне вполне возможно. А под эту видимость так же реально выделить еще какие-то значительные бюджетные средства — например, на изыскания или проектирование несуществующего проекта. Таким образом, метро может начать высасывать из города деньги, не имея даже малейших перспектив стать реальностью.

Скептически отнеслись к проекту «Киносарга» воронежские общественники. Один из них — Виталий Иванищев — вызвал главу компании Игоря Березина на открытую дискуссию, но не был услышан. Большие деньги любят тишину, это каждый знает. Ну и подумаешь, что презентаторы, претендующие на экспертное мнение, делают ошибки в словах и «инвестиции» пишут через «и», то есть «инвистиции»? А в таком деле не писать нужно уметь, а считать. И даже если в проекте «Киносарга» что и не так, то спорить об этом могут только специалисты-эксперты. А эксперты кто? Они же.

Мнения наблюдателей разделились. Некоторые считают, что проект метро — всего лишь понты и амбиции. Наши власти очень любят ярлыки и статусы, и одним из них уже был «Воронеж — культурная столица СНГ». Но этот статус не избавил город от собачьих экскрементов, попадающихся на каждом шагу, и не разредил густой туман отборного мата, который висит на улицах — хоть ножом режь. Другие считают, что метро — это гигантский финансовый проект, просто денежный фейерверк, который кружит головы тем, кто сможет к нему прикоснуться. Как говорит нынешняя молодежь — не проект, а просто бомбяо! И чем менее он нужен городу, практичен и реален, тем больше верится в то, что кто-то на нем хорошо заработает.

 



Партнеры