Воронежский автоэксперт: поможет ли очередное ужесточение штрафов повысить безопасность пешеходов

С наездами на людей связаны почти 40% от всех ДТП с пострадавшими в областном центре

29 ноября 2017 в 16:31, просмотров: 2142

C 10 ноября 2017 года вступили в силу изменения в ст.12.18 КоАП РФ. С этого дня за невыполнение требования уступить дорогу пешеходам или велосипедистам можно получить штраф в диапазоне от 1500 до 2500 руб. Ранее за такое нарушение сотрудники ГИБДД налагали штраф 1500 руб. Ужесточение санкций довольно заметное и, как говорится, назревшее. 

Воронежский автоэксперт: поможет ли очередное ужесточение штрафов повысить безопасность пешеходов

Проблема дорожных взаимоотношений водителей и пешеходов остается очень актуальной и для Воронежа. По итогам 10 месяцев 2017 года в областном центре совершено 376 ДТП (+6,2% к аналогичному периоду прошлого года), связанных с наездами на пешеходов: почти 40% от всех ДТП с пострадавшими. В этих авариях погибло 45 (+73,1%) и ранено 340 (-0,6%) человек.

Особую тревогу вызывает тенденция к увеличению числа наездов на пешеходных переходах: 148 ДТП (+13%), 18 (+260%) погибших, 158 раненых. И уж совсем ни в какие ворота: 45 (+7,1%) наездов на пешеходов произошло на регулируемых переходах, где очередность движения определяется светофорами. При таких обстоятельствах 8 человек погибли и 39 получили ранения. Получается, что вероятность попасть под колеса автомобиля на нерегулируемом переходе практически такая же, как на регулируемом.

Ну и несколько показателей для иллюстрации вечного спора о том, кто больше виноват в таких ситуациях: cтатистика говорит, что по вине пешеходов происходит лишь каждое третье ДТП. В то же время и к ним немало претензий: на дорогу выходят, не убедившись в безопасности перехода. Иной раз настолько увлекаются разговором по телефону, что даже голову в сторону не поворачивают. Напряженный дорожный трафик такой беспечности не прощает. Сейчас, даже переходя дорогу на зеленый сигнал, нужно вертеть головой во все стороны. Иначе можно и невиновным распрощаться с жизнью.

Мнимая профилактика

Многолетняя практика решения проблем аварийности увеличением размера штрафных санкций говорит о том, что эффект устрашения работает недолго. К тому же наши водители уже давно привыкли к штрафам в 5 тыс. руб. и более. Так что очередное закручивание гаек с большой долей вероятности вообще останется незамеченным.

Кстати, и Госавтоинспекция на новую санкцию особо не возбудилась. 23 ноября, согласно информации на официальном сайте службы, в Воронеже должны были проводить очередное профилактическое мероприятие «Внимание пешеход!». Нам обещали, что сотрудники ДПС будут нести службу и выявлять нарушителей в местах, где было совершено наибольшее количество ДТП с участием пешеходов. В день операции я побывал на более чем десятке улиц в центральной части города, однако не нашел ни одного инспектора, который занимался бы профилактикой наездов на пешеходов. Несколько полицейских я видел на пл. Ленина, у «Пролетария», на пересечении Плехановской и Кольцовской. Но они там всегда что-то охраняют, вне зависимости от наличия или отсутствия профилактической операции. Да и располагаются довольно далеко от возможных мест наездов на пешеходов, чтобы предупредить ДТП своим присутствием.

Для полноты картины я спросил о впечатлениях от данного мероприятия пользователей самого популярного местного автофорума, но и там недоуменно пожимали плечами: «не видать Красной Армии». Ну, всякое бывает. Думаю, на днях ГАИ опубликует отчет о сотнях наказанных в этот день водителей, не пропустивших пешеходов, и все наши сомнения развеются.

На недавнем заседании комиссии по обеспечению безопасности дорожного движения начальник управления ГИБДД по Воронежской области Евгений Шаталов сообщил, что в Воронеже 80 из 108 пешеходных переходов, расположенных вблизи учебных заведений, не соответствуют нормам. Тут я, правда, не понял: ведь только 1 сентября в эфире местного телеканала командир ОБДПС ГИБДД Виталий Рыженин утверждал, что практически во всех местах наведен порядок. Когда же они успели «прийти в негодность»?

Одновременно Шаталов заявил, что за 10 месяцев нынешнего года пресечено более 2,3 млн административных правонарушений в сфере безопасности дорожного движения и наложено штрафов на сумму более 1,5 млрд руб. Почему даже такой колоссальный объем карательных мер не повышает безопасность пешеходов, руководитель службы не пояснил.

Война приоритетов

Интернет полон историй, когда водителей пытаются привлечь к ответственности по ст.12.8 КоАП РФ по притянутым за уши доказательствам. Например, пешеход только вышел на проезжую часть шестиполосной дороги, а водитель в это время выезжает на переход, находясь в крайней левой полосе своего направления движения. Естественно, при таких обстоятельствах никакой угрозы пешеходу нет. Но инспекторам ДПС из-за кустов бывает виднее.

Чтобы отбиться от надуманных претензий особо рьяных полицейских, необходимо знать самим и разъяснять им значение термина «уступить дорогу». Расшифровка данного термина дана в п.1.2 ПДД РФ. Если от участника движения требуется «уступить дорогу (не создавать помех)» — значит, он не должен начинать, возобновлять или продолжать движение, осуществлять какой-либо маневр, который может вынудить других участников движения, имеющих по отношению к нему преимущество, изменять направление движения или скорость.

Осталось напомнить, что «преимущество (приоритет)» — это право на первоочередное движение в намеченном направлении по отношению к другим участникам движения. Пешеходный переход и есть то сакральное место на дороге, где водители должны уступать дорогу пешеходам (п.14.1 ПДД РФ). Однако если на пешеходном переходе ваш автомобиль никоим образом не заставляет пешехода убегать из-под колес или каким-либо другим способом спасаться от неминуемого наезда, то нет и никакого нарушения.

Однако переход — не единственное место, где пешеходы имеют право на первоочередное движение. Водители обязаны уступать дорогу пешеходам и в ряде других ситуаций: при выезде и заезде автомобиля на прилегающую территорию (п.8.3), поворотах на перекрестке (п.13.1), начале движения на зеленый сигнал светофора (п.13.8), а также в жилых зонах и во дворах (п.17.1).

А пешеходам не стоит забывать, что своим преимущественным правом они могут воспользоваться лишь после того, как оценят расстояние до приближающихся транспортных средств, их скорость и убедятся, что переход будет для них безопасен (п.4.5).

Не штрафом единым

Кстати, кроме штрафов и профилактических операций есть и другие довольно эффективные рычаги повышения безопасности пешеходов: качественное содержание дорог и грамотная организация движения.

Первый же снегопад вынудил жителей города вновь выйти на проезжую часть дорог, так как тротуары никто не почистил. На прошлой неделе именно так жители Коминтерновского района добирались до детского сада, поликлиники и школы, что на улице Машиностроителей. В центре города, на Плехановской, тротуарную плитку чистят более прилежно, но в местах выездов из дворов — огромные непросыхающие лужи, которые тоже можно обойти лишь по проезжей части.

В последние годы любое расширение городских дорог, организация парковочного пространства — все за счет тротуаров, в ущерб пешеходам. Ширина тротуаров на Кольцовской после обустройства там автомобильных парковок соответствует разве что потребностям уездного городка полувековой давности.

Пять лет назад в Воронеже утвердили комплексную схему организации дорожного движения. Не забыли в ней и про пешеходов. Обещали внедрить «инновационные методы повышения безопасности движения пешеходов в зоне переходов и остановочных пунктов».

Из всех «инноваций» я вижу лишь ликвидацию десятков нерегулируемых переходов, обустройство остановок общественного транспорта без пешеходных переходов, хроническое отсутствие обещанных островков безопасности на магистральных улицах города.

Под ликвидацию попали все пешеходные переходы по Плехановской на участке от Кольцовской до Заставы. Почти километр центральной улицы миллионного города остался без единого перехода. Убрали переход и на пересечении Кирова с Красноармейской: мол, недалеко имеется подземный. Остановку автобусов, наоборот, перенесли к месту демонтированного перехода.

Но ведь согласно требованиям ГОСТ на каждой остановке общественного транспорта в обязательном порядке должен быть пешеходный переход. И не в 100 метрах, а в непосредственной близости от посадочной площадки. При этом авторы проекта забыли, что на пути к подземному переходу людям надо еще пересечь две проезжие части улицы Красноармейской да еще столько же на обратном пути, что намного повышает их шансы попасть под машину.

Еще одна системная ошибка местных организаторов движения заключается в размещении нерегулируемых пешеходных переходов в непосредственной близости от перекрестков, оборудованных светофорами. В такой обстановке водитель психологически не готов после включения разрешающего сигнала светофора тут же останавливаться для пропуска пешеходов. Подобную картину можно наблюдать на улицах Краснознаменной, Южно-Моравской, 60-й Армии, проспекте Патриотов и многих других. Да и борьбе с пробками такие ляпы, очевидно, не способствуют.

Все эти непродуманные и неграмотные решения значительно повышают вероятность наездов на пешеходов, и я глубоко сомневаюсь, что очередное ужесточение санкций в отношении водителей способно компенсировать их негативное влияние.

 



Партнеры