В своей единственной театральной пьесе «Бабочки», Герш, привыкший писать сценарии для голливудских фильмов, предельно точно и остроумно зафиксировал закат эпохи «детей цветов». В центре сюжета — слепой парень по имени Дон (Дмитрий Дюжев), покинувший родной дом ради вольной жизни музыканта. Поселившись в съемной квартире, он обнаруживает по соседству актрису по имени Джил (Маша Горбань). Она — эксцентричная максималистка, он, несмотря на свой недуг, готов на все, чтобы доказать свое право быть личностью… Влюбившись друг в друга, общими силами они пытаются осуществить свои мечты. Отношения между ними развиваются столь стремительно, что буквально за несколько часов они переживают бурный роман — со встречами и расставаниями, ревностью и страстью.
Спектакль прошел при полном аншлаге. Зрители по достоинству оценили и великолепную игру актеров (Дюжев настолько раскрылся в своем персонаже, что хотелось аплодировать стоя!) и сюжет, заставляющий задуматься о том, правильно ли мы себя ведем, чрезмерно опекая своих близких и лишая их самостоятельности, да и о многих других важных жизненных аспектах.
Перед спектаклем заслуженная артистка РФ Татьяна Лютаева ответила на вопросы воронежских журналистов.
«С выходом «Гардемаринов» «Мушкетеры» оказались в тени»
— Татьяна Борисовна, сейчас снимают продолжение «Гардемаринов». Будете участвовать в этом проекте?
— Нет, не буду. Главная причина заклю чается в том, что это было красиво, красиво нужно и закончить.
— В этом году фильм «Гардемарины, вперед!» отмечает 30-летие. Как думаете, почему он до сих пор не теряет актуальности?
— Потому что правильно снят, на правильную тему. Да и любовь — тема вечная. Режиссер Светлана Дружинина очень ответственно подошла к кастингу, и был подобран отличный актерский состав. Все мы были молодые, очень красиво было снято… Шейнин и Мукасей — шикарные операторы. Лебедев написал шикарную музыку. Птицын — чудесный художник... Как-то все сошлось, срослось. Кстати, когда мы снимали, я почему-то думала, что картину «Три мушкетера» не переплюнешь никогда. А оказалось с выходом «Гардемаринов» «Мушкетеры» оказались немного в тени... Мне очень приятно, что картину, в которой я дебютировала, по-прежнему показывают, и она вызывает интерес.
— В картине у вас были эротические сцены. Вам легко в те времена было на них решиться?
— Там ничего особенного нет, все ведь эстетически красиво снято. К тому же вскоре наступили такие времена, когда начали показывать все, что угодно, и никого это не трогало. А моя героиня у многих прошла шлейфом…
— После этой картины, где вы блестяще сыграли Анастасию Ягужинскую, вас тут же «окрестили» секс-символом страны. Это «звание» вам больше помогало или мешало по жизни?
— Я жила в Литве, работала в литовском театре, и ничего такого, о чем вы сейчас говорите, не чувствовала. Слава на меня не обрушилась, я не проснулась знаменитой... Да я и сама по жизни человек спокойный, и самокритичный к тому же. Звездная болезнь обошла меня стороной, у меня никогда не было ощущения, что я самая великая, самая сексуальная... Были актрисы, которые завидовали, злились… Но такие люди всегда присутствуют, не только в жизни известных людей. Впрочем, это не наша карма, это их проблемы. Каждый должен жить своей жизнью. Проживать то, что ему дано, и развиваться.
— В общем, с чрезмерно навязчивыми проявлениями любви вы не сталкивались?
— Всегда можно тактично объяснить человеку, что чрезмерная активность с его стороны удовольствия не доставляет. Все ведь зависит от внутреннего посыла, от субординации, степени интеллигентности. Человек не полезет, если чувствует барьер. А я всем своим видом даю понять, что не надо ко мне подходить. Недавно, кстати, Дима Билан мне признался, что был влюблен в мою героиню, сказал, что эта роль оставила в его душе неизгладимый отпечаток. После выхода «Гардемаринов» полстраны еще и дочек Анастасиями называли, которых потом дразнили Ягужинскими… Достаточно запоминающийся получился персонаж.
« Если настигла страшная болезнь, нужно не сопли на кулак наматывать, а действовать!»
— Вы не единожды говорили, что по жизни вы оптимистка. Как вам в столь сложное время удается сохранять спокойствие духа?
— Это характер такой. Я себя называю «Ванька-встанька». Мои друзья, дети и даже молодые коллеги всегда удивляются моему жизнелюбию и стойкости в этом смысле. В любой безвыходной ситуации, я понимаю, что есть способ с ней справиться. Нет выхода только по пути на кладбище. Смерть — это конец. Во всех остальных случаях сдаваться ни в коем случае нельзя. Все болезни от нервов. У меня много друзей страдают тяжелым недугом, и я не даю им расслабляться. Я всегда людям пыталась помогать, настраивать их на позитивный лад. Тем, кто серьезно заболел — онкологией или еще чем-то страшным, я всегда говорю: «Нет времени на медленные танцы! Если болезнь пришла, значит, это для чего-то надо. Ты должен чему-то научиться. Поэтому не надо сопли на кулак наматывать, надо действовать! Всегда нужно бороться до конца!» Кстати, я заметила, пессимисты и люди с негативом, чаще болеют и быстрее умирают.
— Вы с дочерью (актриса Агния Дитковските. — Прим. авт.) внешне очень похожи. Глядя на нее, узнаете себя молодую?
— Вы знаете, это мы только на фото похожи. А в жизни — совершенно полярные. У нас и характеры разные, и мироощущение…Практически ничего общего! Ну, иногда можем синхронно что-то сказать... И юмор у нас похож. Но если посмотреть на характер дочери, создастся ощущение, что она старше меня.
— Какой бы получилась ее Ягужинская, если бы она играла эту роль?
— Я думаю, что она уехала бы с Боярским в Париж. Зачем ей немытая Россия?
— Вы снимались в рекламе «Фаберлик». На все рекламные проекты соглашаетесь?
— Это был одноразовый проект, и не совсем рекламный, скорее — социальный конкурс для женщин. В этом проекте и Татьяна Веденеева участвовала… А так открыто я в рекламе не участвую, я очень аккуратна в этом смысле.
— А в профессии есть какие-то табу?
— Я не соглашаюсь сниматься там, где речь идет о какой-нибудь дьявольщине, детоубийстве или порнографии. Такие проекты меня не прельщают. Маргариту я точно уже не сыграю в силу возраста, хотя мечтала об этом. В этой роли, в отличие от коллег, я не вижу ничего дьявольского. А вот гоголевскую Панночку, наверное, не стала бы играть. Мы с Наташей Варлей говорили на эту тему, и она призналась, что конечно эта роль наложила на ее жизнь своей отпечаток. Хотя в театре я много чего играла…И Леди Макбет — хотя вроде бы тоже нельзя, какое-то табу на эту роль. Но я считаю, что в каждом человеке есть внутри свет, который определенным образом помогает и все это уравновешивает. Я человек воцерковленный. Я не бью челом об алтарь, но очень люблю приезжать в наш храм в селе Уборы. Особенно, когда там нет людей. Мы ходим, сами разговариваем с иконами... И мы действительно чувствуем соприкосновение с Всевышним… Таков наш метод. Так нам хорошо, комфортно.