Какое общество представляют Общественные палаты Воронежской области

3 ноября областная Общественная палата потерпела сокрушительное фиаско — на публичных слушаниях был отвергнут проект создания зеленого пояса вокруг Воронежа. В него планировалось включить полторы тысячи гектаров зеленых насаждений, окружающих Воронеж.

«Зеленый» статус гарантировал бы этим территориям защиту от любых посягательств со стороны ненасытных строительных кланов: возводить что-либо на этих землях было бы запрещено. Этим проектом власть, которая, как известно, очень любит и ценит строителей, впервые жестко ограничивала их территориальные претензии. Казалось бы, проект, столь необходимый городу, бесспорен, но публичные слушания провести все равно было необходимо. «МК» уже писал о том, чем все кончилось. Противовесом интересам сотен тысяч воронежцев оказались жители Медовки, которые явились на слушания и дружно провалили инициативу властей. Потом уже все принялись обсуждать, что вопрос решили все те же пресловутые строители — фирма, специализирующаяся на коттеджной застройке. И не большинством решили, а умением и организацией. Собрали людей, привели в Дом архитектора и те проголосовали. На самом деле 3 ноября мы стали свидетелями провала не проекта о зеленом поясе. (Думаю, что Воронеж все равно получит свою защитную зону). Это был провал областной Общественной палаты, которая продемонстрировала свою полную неготовность к возможным сюрпризам, некомпетентность и, как следствие, явную ненужность.

«Чтоб тусоваться красиво»

Когда областную Общественную палату возглавила Неля Пономарева, жена молочного олигарха и депутата Государственной думы Аркадия Пономарева, стало понятно, что этот институт будет существовать формально. Неля Пономарева принимала участие в благотворительности, и именно благодаря этому удостоилась чести возглавить общественный институт. Клуб жен воронежских миллионеров делегировал ее на этот пост или губернатор просто не придавал большого значения тому, что это будет за палата такая, или супруге олигарха надоели коробочки с кольцами и захотелось необычного подарка — теперь это уже не важно. Важно то, что палата, возглавляемая Нелей Пономаревой, оказалась для власти столь же удобной, сколь и бесполезной. В воронежских СМИ уже прозвучали анонимные комментарии лиц из властных кулуаров: мол, опыта госпоже Пономаревой не хватило… А раньше разве об отсутствии этого опыта было не известно? Руководить Общественной палатой области и дефилировать на благотворительном балу — это не одно и то же. Эта мысль раньше никому не приходила в голову? 

Власть не очень жалует общественность, слишком она бывает шумной и скандальной. Общественность мешает. И больше всего той категории чиновников, кто, не являясь первыми лицами, все же обладает правом принятия решений. Вспомните скандалище вокруг пресловутой стройки на Ленинском проспекте, где под застройку отдали спортивную площадку. Левобережная общественность выступала вполне организованно, перекрывала строителям пути въезда во дворы, обращалась на телевидение, бомбардировала все органы власти. Но от людей отмахивались, как от назойливой осенней мухи. Хорошо, что губернатор все-таки прекратил стройку и назначил разбирательство. Теперь выяснилось, что к общественности стоило прислушаться раньше, пока не дошло до возбуждения уголовного дела, которое грозит обернуться для городской власти большим позорищем. Но к общественности, которая организована по интересам, самодеятельным порядком, у нас никто прислушиваться не хочет. А общественные палаты функцию мостика между властью и этими общественными массами, не выполняют. Почему? В первую очередь, потому что власти этого не хотят. Им чем дальше от народа, тем спокойней и удобнее. И потому палаты они создают с учетом именно этих требований — чтобы были они тише воды и ниже травы. Чтобы заседали, вручали грамоты, блистали на балах и не более того. Лезть в дела сильных мира общественникам никто не позволит.

Своих не бросаем

Одним из самых активных деятелей Городской общественной палаты текущего созыва был Константин Квасов, активист, работающий без оглядки на интересы власти. Именно он инициировал все процессы по опротестованию решения городской Думы об отмене всенародных выборов мэра. Именно он выступил с инициативой созвать городскую конференцию и выслушать реальное мнение горожан по этому вопросу. Городская Дума все равно не допустила никакой конференции, ей мнение воронежцев знать не нужно, они о нем и так догадываются. Но Квасов не сдался. Подал в районный суд, проиграл, не успокоился — написал аппелляцию и теперь ждет, когда дело рассмотрит областной суд. Нужен нашей власти такой общественник? Нет. В следующий состав городской общественной палаты, который будет утверждаться в декабре, Константина Квасова уже не рекомендовали… 

Зато попасть в этот общественный орган может Владимир Астанин, бывший вице-мэр по строительству, поспешно ушедший в отставку, когда завертелась уголовно-показательная заваруха с главным архитектором города и воронежским «строительным беспределом», на который внезапно и неожиданно открылись глаза у региональной власти. Если к Астанину не было претензий, почему он ушел в отставку? Ведь с такой-то должности за здорово живешь человека эвакуатором не вытащишь.Значит, серьезные претензии были. Но человек все же был слишком тесно встроен в систему, был ее частью, и ему даже компенсировали моральные издержки — после отставки Владимир Астанин возглавил областной Союз строителей. Но профессиональные союзы пусть живут своей жизнью, речь сейчас не о них. А вот как кандидатура Астанина появилась в списке кандидатов в городскую общественную палату, кому пришла в голову такая свежая идея — это вопрос.

Скандалов на строительную тематику в Воронеже не сосчитать. Будь то подкоп под исторический памятник, возведение небоскреба в сомнительном месте или вырубка очередного зеленого массива. Под многими из тех документов, которые активно оспаривала воронежская общественность, стояла подпись Астанина. Именно он разрешал то, чем активно возмущались городские активисты, долгие годы он и горожане находились по разные стороны баррикад. Появление Владимира Астанина в общественной палате любого уровня не просто не уместно, а выглядит смачным плевком в сторону горожан.

Власть хочет видеть свои общественные палаты покладистыми и смирными. Как мягкие пуфики, на которые так удобно поставить ноги в часы отдыха от чиновничьих трудов. Да, такие палаты удобны. От них не будет подвоха, на их заседаниях не затрагивают неудобных тем. Но когда дело дойдет до вопроса, который нужен самой власти, — пользы от этой палаты не будет никакой. Защищать зеленый пояс Воронежа — это чуть сложнее, чем выбирать сумочку фирмы «Луи Виттон». В конечном итоге такие палаты не служат ни обществу, ни власти.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №48 от 22 ноября 2017

Заголовок в газете: «Ума» — палата

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру