Как воронежцу оформить ДТП по Европротоколу и не оказаться должником страховой компании

О «подводных камнях» этого процесса, которые страховщики и аваркомы стараются не афишировать

22 ноября 2017 в 14:40, просмотров: 1315

Месяц назад в соответствии с положениями нового административного регламента Госавтоинспекция перестала выдавать попавшим в аварию водителям справки о ДТП. Видимо, в верхах посчитали, что только этого сейчас не хватает для эффективного решения главной задачи ГИБДД — обеспечения законных прав и интересов граждан.

Как воронежцу оформить ДТП по Европротоколу и не оказаться должником страховой компании
Фото с сайта krasnews.com

Впрочем, новшество поставило в тупик не только простых автомобилистов, но и все страховое сообщество, а также Центробанк. Руководство Госавтоинспекции пообещало, конечно, что необходимые страховщикам сведения будут излагаться в других процессуальных документах, оформляемых инспекторами ДПС. Однако на деле все обстоит не так гладко.

На прошлой неделе руководство РСА было вынуждено официально обратиться к начальнику ГУОБДД МВД РФ Михаилу Черникову с просьбой о принятии незамедлительных мер по обеспечению страховых компаний информацией, необходимой для урегулирования страховых случаев и подачи регрессных исков.

Но МВД не успокаивается. Министр Владимир Колокольцев недавно заявил, что «сотрудники ГИБДД должны заниматься оформлением только тех ДТП, где есть пострадавшие». А все остальное, мол, вообще— проблемы страховых компаний.

На местах эти директивные указания с удовольствием выполняют: просьбы участников ДТП о прибытии патрульного экипажа все чаще игнорируются. Вместо полицейских прибывают какие-то «аваркомы» с непонятными правами и обязанностями. Слепая вера их заверениям, что «все будет бесплатно и в лучшем виде», уже не одну тысячу воронежских автомобилистов довело до судебных разборок. В общем, остается надеяться только на себя: «спасение утопающих — дело рук самих утопающих». 

Вы пишите — вам зачтется

С учетом того, что 9 из 10 ДТП, действительно, — мелочевка, надо уже посерьезнее относиться к дарованной нам возможности оформлять ДТП без участия инспекторов ДПС. Напомню, что такое право (так называемый Европротокол) появилось еще 1 марта 2009 года, однако до сих остается довольно экзотическим вариантом.

Начальник УГИБДД Воронежской области Евгений Шаталов на недавней пресс-конференции рассказал, что за 10 месяцев текущего года в Воронеже произошло более 26 тыс. ДТП, и лишь около 20% из них были оформлены по Европротоколу. Это, кстати, один из самых низких показателей по России. В Приморском крае, например, без ГАИ оформляется около 60% мелких ДТП, в Волгоградской области — практически каждое второе.

Для того, чтобы воспользоваться правом самостоятельно оформить ДТП, необходимо соблюдение несколько условий. В ДТП должно участвовать не более двух транспортных средств; у каждого из водителей должны иметься действующие полисы ОСАГО; никому из участников ДТП не был причинен вред здоровью; обстоятельства происшествия, характер и перечень видимых повреждений транспортных средств не вызывают разногласий участников ДТП. Ну, и наконец, надо учитывать, что максимальный размер ущерба, который страховая компания возместит при таком способе оформления дела — 50 тыс. руб.

Если все требования соблюдены, то водителям можно прямо на месте ДТП мирно оформить «Извещение о ДТП» (цветную бумажку, которую выдают в страховых компаниях одновременно с полисом). Сначала каждый водитель по очереди заполняет лицевую сторону бланка: сведения о транспортном средстве, страховой компании, номере полиса и т.д.. Рисуется схема ДТП, отмечается место первоначального удара, описываются причиненные повреждения. Записываются фамилии и места жительства свидетелей (если они были). Всего заполняется 18 позиций.

После того, как все реквизиты будут заполнены, и первая страница будет подписана обоими водителями, самоклеящиеся листы разрываются и на оборотной стороне каждый участник ДТП кратко излагает обстоятельства ДТП в текстовой форме и также подписывается. Подробная инструкция по заполнению документа прилагается к извещению на отдельном листе. Потерпевший водитель на основании данного документа имеет право обратиться за возмещением причиненного ущерба в свою страховую компанию. В общем, не боги горшки обжигают! 

Протокольные проблемы

Ну, а теперь о «подводных камнях» этого процесса, которые страховщики и аваркомы стараются не афишировать. Несмотря на то, что ПДД РФ дают автовладельцам право оформлять по упрощенному варианту любой вид ДТП, закон об ОСАГО этот перечень заметно сокращает. В частности, без ГАИ можно оформлять только ДТП, которые произошли в результате взаимодействия (столкновения) двух транспортных средств. Причем наезды на стоящее транспортное средство РСА запрещает оформлять по Европротоколу.

В 2014 году законодательство об ОСАГО в очередной раз поправили в пользу страховщиков. Сейчас каждый из водителей, оформивших аварию без участия ГАИ, обязан не позднее 5 рабочих дней после ДТП вручить «Извещение о ДТП» своему страховщику или направить его любым способом, обеспечивающим подтверждение отправки. Неисполнение данной обязанности дает страховым компаниям право на подачу регрессного иска к виновному водителю.

Аналогичные иски они вправе подавать и на водителей, которые по требованию страховщика не представили автомобили на осмотр или начали ремонт до истечения 15 дней со дня ДТП (за исключением нерабочих праздничных дней). При этом я еще не знаю случая, чтобы при покупке полиса ОСАГО кто-либо предупреждал страхователей об этой откровенной ловушке.

Очевидно, что задумывалось все это в качестве дополнительных мер противодействия мошенничеству. А на деле началась очередная «охота на ведьм»: не отправил извещение — и ты уже должник страховой компании. В последнее время объем поданных страховщиками регрессных исков достиг колоссальных масштабов. Тысячи автомобилистов спустя год, а то и два, после аварии получают от страховых компаний требования возместить им полный размер осуществленной выплаты и даже не понимают: за что им такая кара?

Зато страховщики получили очередной беспроигрышный вариант: произвели выплату, подали регрессный иск к виновному водителю, вернули все затраты. Вероятность выигрыша таких дел почти 100%. И не важно, что в подавляющем большинстве случаев за неисполнением хитроватой нормы закона стоит элементарная правовая неосведомленность, а не попытка мошенничества. Но кого это волнует? Как говорится, ничего личного — просто бизнес.

Иногда дело доходит до абсурда. Это я про случаи, когда оба участника ДТП застрахованы в одной и той же компании. При таких обстоятельствах никакой злой умысел виновника не может лишить страховщика возможности объективного рассмотрения дела и оценки ущерба: о произошедшем ДТП он все узнает при подаче заявления потерпевшим. Если у страховщика возникнут подозрения, то он вправе оперативно обязать виновника столкновения представить к осмотру свой автомобиль и не начинать его ремонт, назначить дополнительную техническую экспертизу.

Но зачем страховщику эта мирская суета: он спокойно осуществляет выплату и готовит регрессный иск в том же размере к другому причастному к этому ДТП водителю. Вот уж, по-настоящему, клондайк!

Впрочем, тут и злоупотреблением правом попахивает. По сути, сам потерпевший уже известил страховщика, то есть выполнил обязанность, возложенную на виновника. Закон такое допускает: ведь ничего нового из дополнительной копии «Извещения о ДТП» страховая компания не узнает. Но судам проще не вспоминать о наличии ст.939 ГК РФ (выполнение обязанности страхователя выгодоприобретателем), особенно когда неподкованный в юридических тонкостях автомобилист об этом и не просит.

На словах страховые компании ратуют за оформление ДТП по Европротоколу, обещают максимально его упростить, а на деле — продолжают бессовестно пользоваться низкой правовой осведомленностью законопослушных автомобилистов. Понятно и стремление ГАИ побыстрее снять с себя рутинные обязанности по оформлению мелких ДТП, ссылаясь на европейский опыт. Вот кто бы еще привил страховому бизнесу европейскую порядочность.



Партнеры