Воронежский автоэксперт: за отсутствие знака «Шипы» можно угодить за решетку

Почему большинство автомобилистов восприняли «колючее» новшество в штыки

24 марта 2017 года правительством были внесены очередные изменения в ПДД РФ. Перечень неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств, был дополнен пунктом 7.15 (1). С тех пор управление автомобилем без опознавательных знаков, указанных в п.8 «Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации…», запрещено. Одним из обязательных к использованию стал знак «Шипы». Он должен находиться «сзади» (ничего более конкретного в правительстве не придумали) на всех механических транспортных средствах, имеющих ошипованные шины. Нарушение данного требования подпадает под санкцию ч.1 ст.12.5 КоАП РФ и влечет предупреждение или штраф в размере 500 руб.

Почему большинство автомобилистов восприняли «колючее» новшество в штыки
Реакция на новые требования: градус сарказма в соцсетях зашкаливает.

После вступления в силу этих новаций во многих регионах, в том числе и Воронежской области, автомобилисты о зиме благополучно забыли, изменения остались практически незамеченными. Тем временем МВД РФ утвердило новый регламент деятельности Госавтоинспекции. Согласно его положениям (п.259) инспектор ДПС при возбуждении дела об административном правонарушении, например, из-за отсутствия знака «Шипы», должен предложить водителю «прекратить движение до устранения соответствующих неисправностей». А что будет, если водитель попробует продолжить движение после того, как ему выписали постановление о штрафе?

Запретить и посадить

Вот конкретный пример развития событий, подкрепленный судебными решениями. И пусть вас не смущает, что это дело касается чрезмерной тонировки автомобиля: требования к светопропусканию стекол находятся в том же перечне неисправностей (п.7.3), что и отсутствие знака «Шипы» (п.7.15(1)).

Итак, дело было в Кисловодске. Сын приехал к отцу из Москвы на затонированном автомобиле. На следующий день отец взял машину и поехал по своим делам. По дороге он попал в поле зрения инспектора ДПС, который не только выписал штраф за чрезмерную тонировку, но и написал требование о прекращении правонарушения.

Отец действия инспектора не оспаривал и направился в мастерскую, чтобы снять излишне темную пленку. Однако практически сразу его остановили повторно и оформили новый протокол. На этот раз по ч.1 ст.19.3 КоАП РФ — за неповиновение законному требованию сотрудника полиции. Санкции данной статьи предусматривают уже не только штраф, но и административный арест сроком до 15 суток.

Суд первой инстанции водителя оправдал, однако с такими выводами не согласился инспектор, который обжаловал постановление в краевом суде Ставрополья. Дело вернули в городской суд Кисловодска. На этот раз отец был признан виновным. В стремлении доказать свою невиновность водитель дошел до Верховного суда РФ. Однако и его постановление было не утешительным.

В основу своего вердикта ВС РФ положил п.2.3.1 ПДД РФ, который требует от водителя перед выездом проверить и в пути обеспечить исправное техническое состояние авто в соответствии с «Основными положениями по допуску транспортных средств к эксплуатации…». Напомню, что согласно этому пункту водитель может двигаться к месту стоянки или ремонта только в том случае, если неисправность возникла в пути и устранить ее на месте не было возможности. Очевидно, что тонировка к таким случаям не относится.

По мнению Верховного суда, если неисправность имелась до выезда с места стоянки, то при ее выявлении в пути после составления протокола или вынесения постановления дальнейшее движение исключается. Водителю остается либо устранять неисправность на месте, либо вызывать эвакуатор. Кстати, под нарушение п.2.3.1 ПДД РФ подпадает не только чрезмерная тонировка, но и отсутствие страховки или регистрационных знаков, движение с разбитой фарой и т.д.

Ну а применительно к ситуации со знаком «Шипы» это значит, что при его отсутствии на автомобиле с ошипованной резиной инспектор может сразу вынести постановление и одновременно запретить эксплуатацию. Если водитель тронулся с места, — возбуждение нового дела с санкциями до 15 суток ареста. Так что водителю остается самому рисовать знак, менять колеса на месте или воспользоваться услугами эвакуатора.

А вот в Санкт-Петербурге в подобной ситуации гаишники пошли еще дальше. Там инструктора по вождению прямо во время занятий с курсантом попытались подвести под уголовную статью. Как водится, составили протокол за отсутствие знака «Шипы», а втихаря — еще и требование о запрещении дальнейшей эксплуатации автомобиля. Водитель об этом не предупредили, он и поехал.

Однако спустя пару минут его догнали. На этот раз в патрульной машине «совершенно случайно» оказался следователь. И вот бедолаге уже начали вменять уголовную статью (ч.1 ст.238 УК РФ), предусматривающую ответственность за оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности. По ней, кстати, можно получить до двух лет реального срока. Этим полицейским надо бы сценарии мировых бестселлеров писать, а они свой талант на протоколы растрачивают, ради улучшения ведомственной статистики.

Ну и без грустных шуток: если перед выездом знак был, но в пути его ветром сдуло из-за некачественного клеевого слоя, то никаких претензий к водителю предъявлено быть не может: неисправность возникла в пути. В общем, век живи — век учись.

Игра не стоит свеч

Давайте взглянем на ситуацию с другой стороны. Неужели и правда, отсутствие знака «Шипы» настолько опасно, что водителя надо в кутузку сажать? В протоколах об административных правонарушениях мне не раз приходилось читать предупреждения инспекторов водителям, отказавшимся от медицинского освидетельствования: мол, дальнейшее движение до полного протрезвления запрещено. Однако после оформления материалов дела они напрочь теряли интерес к пьяному водителю.

Однажды такой водитель сразу после того, как его отпустили инспектора, тут же сел за руль и сбил человека. Сотрудник ДПС тогда предстал перед судом вместе с водителем. Теперь себе дороже становится и движение без бумажки сзади автомобиля. Получается, что отсутствие буквы «Ш» на машине в полиции считают опаснее пьяного за рулем. Не абсурд ли?

Со времен появления в колесах шипов бытует мнение, что автомобиль с такой резиной имеет более короткий тормозной путь и во избежание ДТП следующих позади водителей надо непременно об этом предупреждать. Правда, наказывать за отсутствие опознавательного знака в предшествующие десятилетия считали излишним.

Теперь же власти решили, что за такую халатность нужно не только штрафовать, но и арестовывать. А ведь не нужно быть семи пядей во лбу, чтобы понять элементарную истину: шипы действительно эффективны только на льду или плотном снежном накате. На чистом асфальте, в снежной каше — от них никакого толку нет. Металл в резине лишь ухудшает сцепление покрышки с дорожным покрытием и, как следствие, увеличивает тормозной путь.

А теперь вспомните, сколько дней за зиму городские дороги покрыты льдом: от силы — неделю. И то — после очевидного разгильдяйства дорожников. Получается, что все остальное время ездить по городу на шипах намного опаснее, чем без них.

Кстати, длина остановочного пути автомобиля зависит не только от коэффициента сцепления, но и от многих других факторов. Например, от способа торможения, давления воздуха в шинах, числа пассажиров в салоне, массы перевозимого груза. Да и наука не стоит на месте: появилось множество интеллектуальных систем, уменьшающих тормозной путь. Обо всем этом тоже надо предупреждать? Если чиновники продолжат свои изыскания в прежнем русле, то в скором времени от нас потребуют наклеить на заднее стекло весь алфавит…

Прописные истины

Ну, и раз уж мы заговорили о зимней резине, то нелишне будет напомнить и о других действующих нормативах в этой сфере. С 1 января 2015 года в стране действует технический регламент Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств». В данном документе разъяснено понятие зимних шин и предусмотрены условия их применения. К зимним отнесены шины, маркированные знаком в виде горной вершины с тремя пиками и снежинкой внутри нее, а также знаками «М+S», «M&S», «M S». Иными словами, вся так называемая «всесезонная» резина тоже считается зимней.

Эксплуатация транспортных средств, не укомплектованных такими шинами, в зимний период (декабрь, январь, февраль) запрещается. При этом местные власти могут расширять период применения таких покрышек. А вот летом, наоборот, запрещена эксплуатация автомобилей с ошипованными шинами.

Резина считается непригодной к эксплуатации при остаточной глубине рисунка протектора для мотоциклов и мопедов не более 0,8 мм, грузовиков с разрешенной максимальной массой свыше 3,5 т — 1 мм, легковых автомобилей и грузовиков до 3,5 т — 1,6 мм, автобусов — 2 мм. А вот зимнюю резину на обледеневшем или заснеженном дорожном покрытии нельзя эксплуатировать, если остаточная глубина ее протектора не превышает 4,0 мм.

Но нам этот регламент — не указ. В КоАП РФ не предусмотрена ответственность за нарушения его требований. Наши водители обязаны знать и выполнять требования ПДД. Однако из всего объема приведенных выше норм в правила дорожного движения в настоящее время включены только требования в части глубины протектора шин. Никаких ограничений по использованию летних и зимних шин ПДД пока не содержат, а в КоАП РФ нет штрафа за отсутствие зимней резины.

Зато отсутствие наклеенной сзади автомобиля буквы «Ш» легко теперь может довести до цугундера. Так к чему эти бесконечные попытки думать и решать за водителей, стараться «сделать как лучше», притом что уже много лет подряд получается «как всегда»? У людей в связи с этим формируется твердое убеждение, что все новации последних лет выдумываются лишь ради увеличения штрафных сборов. А вот к повышению безопасности движения они имеют весьма отдаленное отношение.

P.S. Пока материал готовился к публикации, стало известно, что в Хабаровске придумали еще более радикальные меры борьбы с неисполнением требований сотрудников ГАИ: там за несвоевременно снятую тонировку вместо протокола о неповиновении начали аннулировать регистрацию транспортных средств. В общем, кто во что горазд! Остается только гадать: чем еще в ближайшее время удивят нас предприимчивые гаишники с помощью своего мутного регламента.

Фото из соцсетей. 

Сюжет:

Санкции

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №47 от 15 ноября 2017

Заголовок в газете: Буква преткновения

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру