В России собрались развивать онлайн-обучение, Воронеж тоже не отстает

Виртуальные образовательные площадки появились уже в нескольких вузах региона

На прошлой неделе министр образования и науки РФ Ольга Васильева заявила, что к 2020 году на онлайн-курсах будут обучаться около 6 млн человек. Ведомство надеется разработать 35 тыс. курсов через два года.

Виртуальные образовательные площадки появились уже в нескольких вузах региона

Уже в конце 2017-го появится единый сайт, где будут размещены образовательные курсы, в пилотном режиме на нем попробуют обучать студентов 100 высших учебных заведений. Пока в России действует 200 онлайн-курсов, но они не систематизированы. Одни вузы имеют несколько интернет-курсов, другие и не задумываются об этом.

Споры о том, вытеснит ли дистанционное обучение классическое, идут давно. И единого мнения — благо это или путь к разрушению образования — нет. Многие студенты считают, что переход на «удаленку» — необходимость. Ребята поставлены в жесткие условия: преподаватели хотят, чтобы студенты не пропускали пары, а работодатели — видеть в 23 года людей с опытом от 1–3 лет.

— Я начал работать на втором курсе, лекторы гневились, что я не бываю в университете, меня даже пытались отчислить. Говорили, нужно идти на заочку, раз работаешь. Я учился на бюджетном отделении, жил в общежитии, получал стипендию и зарплату 14 тыс. рублей, что позволяло мне выживать. С горем пополам я получил диплом, к настоящему времени поменял две работы. Сейчас я руководитель отдела логистики в одной крупной сетевой компании, где моя зарплата превышает начальный заработок в четыре раза. Однокурсники, которые все четыре года просидели на парах, не первый год озабочены поисками работы. Если бы в нашем вузе была такая альтернатива, как дистанционное образование, я бы с радостью слушал лекции преподавателей, но приходилось выживать, — говорит выпускник экономического факультета технического воронежского вуза Артем Коробейников.

По словам Артема, в его вузе преподаватели старой формации часто говорили, что дистанционное обучение — шаг в пропасть. Мол, в обучении важен прямой контакт со студентами, так информацию можно донести точнее. Молодые преподаватели относились к этому проще: присылали ему по электронной почте и в социальных сетях материалы, которые позволяли подготовиться к экзаменам и зачетам. Там же отвечали на возникающие вопросы.

— Преподаватели во многих вузах старше 50 лет. Есть и те, кому 70 или даже 80 лет. Они далеки от компьютеров, не всегда понимают молодежь. Да и будем честны: их лекции далеки от реальности. Они говорят об опыте советского периода в лучшем случае. Грубо говоря, это люди, которые до сих используют счеты, хотя все давно вычисляют на калькуляторе в смартфоне. Два года назад я был на курсах повышения квалификации в столичной «Вышке». Так вот там онлайн-обучение — норма. Преподаватели выкладывают записи лекций и задания на сайтах, там же их проверяют и ставят оценки. И это очень удобно. Потому что территориально ты можешь находиться в офисе или командировке, а, скажем, в перерыв прослушать лекцию или сделать задание, — продолжает Артем.

Идею о том, что некоторые курсы нужно перенести на интернет-рельсы, поддерживает и преподаватель английского языка Николай Нестеров. Он и сам работает в интернет-пространстве второй год.

— Я преподаю английский в языковой онлайн-школе. Суть проста: мы занимаемся с учеником в скайпе, я присылаю ему домашнее задание, он их выполняет, я оцениваю. На следующем занятии разбираем ошибки. Принцип такой же, как и на обычных курсах, только оба делаем свою работу дома в тепле и комфорте. Эффективность от этого не страдает. Что касается зарплаты, то там я получаю в 1,5 раза больше, чем в школе.

Конечно, в основном это касается дисциплин и специальностей, которым можно учить через интернет, считает Нестеров. Как правило, это гуманитарные науки. Чтобы обучать так врачей, военных или актеров, конечно, и речи не должно идти.

Кстати, некоторые воронежские вузы уже давно вживляют онлайн-обучение в образовательный процесс. Например, в ВГУ работает образовательный портал «Электронный университет ВГУ». На нем есть дистанционные подготовительные курсы к ЕГЭ, некоторые преподаватели выкладывают учебные материалы для студентов. Доступ к ресурсу имеют только обучающиеся и сотрудники университета.

– Действительно, онлайн-образование сейчас – это устойчивый современный тренд развития системы высшего образования. В США, Китае, странах ЕС и Российской Федерации уделяется большое внимание этой форме подачи материала и технологии организации учебного процесса. Воронежский государственный университет также предоставляет студентам такие возможности. В вузе создан портал «Электронный университет ВГУ» и разработан ряд дистанционных образовательных программ. Реализован проект на базе программной платформы системы e-learning Moodle. Практически на каждом факультете есть набор онлайн-курсов, которые можно использовать в учебном процессе. В настоящее время на портале создано более 800 электронных курсов. Все больше и больше наших студентов регистрируются в системе. Данный способ обучения достаточно эффективен. Он обеспечивает доступность получения знаний для студентов, которые по тем или иным причинам не могут посещать занятия, удалены от университета. Но, как показывает опыт, получение наиболее качественного образования, особенно в естественнонаучной, инженерной, медицинской сферах, невозможно без личного контакта с преподавателем. Особенно, если он является практиком и известным в своей отрасли специалистом, – рассказал ректор ВГУ Дмитрий Ендовицкий.

Его его словам, в Российской Федерации разработана платформа «Открытое образование». Участники этого проекта получают от государства достаточно большие средства на разработку онлайн-курсов.

– Я, как человек, совершенно объективно анализирующий данный опыт, глубоко убежден, что эффективность этой платформы не очень высока. Особенно меня затрагивает тот факт, что стать участником платформы в заявительном порядке нельзя. Доступ на нее закрыт для большинства сильных вузов России. Ограничение возможностей вхождения в те или иные сообщества негативно отражается на всей системе высшего образования. Уникальным кейсом, который есть у ВГУ, является создание онлайн-платформы «Русский виртуальный класс». Это не просто образовательный курс. Это обучение русскому языку, основам культуры России испаноговорящих учащихся. Пособие предоставляет максимально удобные средства для самостоятельного изучения русского языка вне языковой среды. Этот опыт, на мой взгляд, необходимо тиражировать, – добавил ректор ВГУ.

Дистанционное образование ввели и в ВГПУ. Абитуриентам предлагают подготовиться к вступительным испытаниям по материалам вуза, студентам — выполнять задания по различным предметам.

Но основным образованием все равно остается «оффлайновое»: в учебных корпусах, в реальных аудиториях — как, впрочем, и в большинстве воронежских вузов.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №47 от 15 ноября 2017

Заголовок в газете: Держи дистанцию

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру