Воронежский риэлтор: «рынок аренды жилья сегодня — сплошное минное поле»

Как доверчивые клиенты попадаются в погоне за бесплатным сыром

В моем доме невозможно построить гражданское общество. И, соответственно, какое-либо самоуправление. Потому что в большинстве квартир живут не владельцы их, а арендаторы, и они регулярно сменяются. Провести собрание собственников, способное принять законное решение, здесь практически невозможно.

Как доверчивые клиенты попадаются в погоне за бесплатным сыром

Мы, конечно, все в этом мире — временщики, но складывается впечатление грандиозного абсурда, в котором население участвует в роли стада, а кормятся им не только владельцы и пастухи, но и масса разнообразных хищников.

Двойной гоп-стоп

Мой старый приятель Михаил, опытнейший риэлтор, считает, что этот дом — не исключение, а норма; таких в Воронеже — тысячи. Представь, говорит он, за четверть века население Воронежа не выросло, если не считать пригородов, искусственно включенных в черту города (Графская, например, за 50 км от Воронежа), а жилфонд утроился. Этого жилья при социализме хватило бы всем, а теперь у нас фактически создан паразитический клан рантье-домовладельцев. Значительную часть его составляют депутаты и чиновники, которые нагрели население дважды. Сначала пошуровали в народном общаке — бюджете, а из добычи сделали инструмент постоянного ростовщического дохода.

Причем у них зачастую есть «запасные аэродромы» на Западе, который они патриотично и страстно обличают с трибун, и там же у них счета и недвижимость.

Ростовщики из «элиты» регулярно засвечиваются, хотя ничего страшного (типа нар и конфискации) с ними не случается. В Курске недавно облпрокуратура потребовала отставки депутата Игоря Астапова из-за незадекларированных квартир. Их у его жены обнаружилось аж 27 штук! Не считая задекларированных. Причем все квартиры куплены в 2016-м, а официальные доходы супругов страшно далеки от таких покупок.

И что? А ничего, здесь нам не Китай. Ну, указали на сайте областной Думы «уточненные сведения» об имуществе депутата. Все.

27 квартир при аренде по 11–15 тысяч — это минимум 300 тысяч рублей в месяц. На халяву. Что еще нужно, чтобы спокойно встретить старость?

В Нововоронеже уволили депутата Михаила Медведева «в связи с утратой доверия». В декларации о доходах и имуществе он скрыл информацию о продаже 25 (!) объектов недвижимости и земельного участка. Оставшиеся у него 19 объектов, 2 участка и счет в банке он тоже афишировать не стал. Но прокуратура их обнаружила и потребовала от мэрии досрочно прекратить полномочия депутата. Мэр прекратил, фактически подтвердив, что депутатов у нас не народ выбирает, а верхние товарищи — и на этом тоже делают хороший бизнес.

Сокрытие недвижимости — дело обычное: в этом году в Панинском, Терновском и Каширском районах Воронежской области несколько депутатов лишились из-за этого мандатов. А нажитого непосильным трудом не лишились.

Мягко стелют, да жестко спать

Риэлтор Михаил считает, что созданный ростовщиками рынок аренды жилья сегодня — сплошное минное поле; он такой же мутный, как и его создатели.

Вот сняли вы комнату, вселились, вечером возвращаетесь с работы, а в квартире полно народу.

Или. Семейная пара нашла квартиру поближе к работе и на долгий срок. Тихое место, хозяйка — милейший и добрейший человек, так что клиенты сами предложили ей оплатить аренду на полгода вперед. А хозяйка чуть не каждый день потом приезжала с проверкой: не разбили ли какую тарелку, не испортили ли что-то из ее вещей? И требовала, чтоб все, от занавесок до кастрюль, оставалось на своих местах.

Вскоре пара съехала от такой жизни, а спор о возврате денег долго болтался в суде.

Еще или. Приехала девушка в Воронеж поступать в вуз. Агентство привело ее в комнату — чистую, с мебелью и техникой. Она заплатила риэлторам и хозяйке за месяц, ушла хлопотать по своим делам. А вечером в квартире пьянка: хозяйка обмывает с дружками ее новоселье. Девушка 17 лет — и шобла пьяных мужиков. Забрала она свой чемодан и уехала ночевать на вокзал. Кое-как перекантовалась, а утром приехала на «адрес», надеясь вернуть деньги. Там все спали в тяжком духе перегара, причем на постели в оплаченной комнате тоже. И никакого разговора не получилось.

Легкие деньги

Но если б только это. Сделки на этом рынке часто совершаются в цейтноте, и каждый год жертвами жуликов становятся в Воронеже сотни арендаторов. СССР давно распался, а советский менталитет доверия незнакомому человеку жив. Хорошо это или плохо — другой вопрос, но за счет него жулики будут еще долго кормиться.

Главная приманка для клиентов — низкая ставка аренды. Сколько ни говори людям про бесплатный сыр в мышеловке, они все равно считают, что им просто повезло. Клиент идет на запах сыра, а дальше возможны варианты.

1. Клиент дает в интернете объявление о желании снять квартиру и оставляет свой телефон. Вскоре он получает эсэмэску с предложением отправить ответное смс для получения доступа к базе собственников жилья. Но ни в какую базу его не пускают, а эсэмэска влетает в копеечку — по аналогии с наглыми телевизионными надувательствами типа «угадай слово и получи кучу денег».

2. Солидная с виду фирма продает «информационные услуги», а то и целый список собственников, сдающих квартиры на 10–15% ниже рынка. Одному из них могут даже позвонить из офиса. Клиент платит и едет осматривать свое новое пристанище. Но пристанища нет! Телефоны и адреса — фуфло. Или жилье уже сдано. Или владелец не сдает его. А фирма претензий не принимает: мы вам предоставили платную информацию; остальное — проблемы клиента.

3. Жулики сдают жилье по поддельным документам, которые для убедительности ламинируют. Обычно они арендуют жилье на сутки и дают объявление о долгосрочной аренде квартиры по цене ниже рыночной, получают с наивных плату вперед и смываются. А потом арендаторов выселяет настоящий владелец, который якобы и не догадывался, что его квартиру сдали на долгий срок. Возможно, это и правда.

4. Квартиру могут сдать в субаренду нескольким клиентам и со всех собирают предоплату — разбирайтесь потом. Каждый наниматель имеет право сдать жилье в субаренду с согласия его хозяина, и это вполне законно. Но потом он исчезает.

5. Случалось и так, что собственник предлагал арендатору сделать ремонт квартиры в счет аренды, а потом требовал оплату по договору.

6. У квартиры несколько совладельцев, которые могут и не жить в ней. Тогда надо получить письменное согласие их всех еще до подписания договора аренды. Иначе они запросто выселят квартиранта, и суд будет на их стороне.

Вариант: сняли вы квартиру, хозяева — добрые, интеллигентные люди, вы оплатили им за полгода, а вскоре является некто и требует покинуть помещение: это его квартира, а сдали ее знакомые, которые просто присматривали за жильем и не имели на это права.

Михаил советует обязательно требовать паспорт и оригиналы документов на квартиру и убедиться, что деньги вы платите собственнику жилья, а не сомнительным посредникам. И обязательно брать расписку, а то всякое бывает.

Надо тщательно вычитывать договор аренды, чтобы потом не было мучительно больно за потерянные деньги. А оплачивать услуги риэлтора только после заключения сделки, а не до. И даже если аренда завершилась благополучно, возвращать владельцу жилье надо по акту приемки-передачи, включая опись имущества.

Как надувают ближнего своего

Воронежские опера задержали в Северном микрорайоне двух мошенников 26 и 29 лет. Они арендовали две квартиры, одну на месяц, другую на два дня и дали в соцсетях объявление о сдаче их. С клиентов они требовали задаток от 1 до 5 тысяч рублей и назначали одну и ту же дату для передачи ключей. В назначенный день у дверей тех квартир собралось 16 человек; добыча жуликов составила около 40 тысяч рублей.

Возбуждены уголовные дела по ч.2 ст.159 УК РФ. Ну, этих-то поймали, хотя и неизвестно, удастся ли вернуть деньги, а сколько осталось не пойманных?

Михаил утверждает, что число мин на поле рынка аренды жилья в кризис резко возрастает. Вот объявление от имени некоего Романа Сметанина (орфография сохранена): «В связи с переездом, Сдается комната в 2-х ком.квартире (вторая комната закрыта и сдаваться не будет так-как там хранятся личные вещи)В квартире есть абсолютно вся необходимая мебель и бытовая техника. Желательно найти порядочных жильцов на длительный срок стоимость 5500, адрес: Воронеж г., Центральный р-н, Студенческая ул., 34. Звоните +7915ХХХХХХХ Яна!!!».

Объявление снабжено фотками ухоженной, уютной комнаты и ванной с туалетом.

Звонят. Оказывается, это не симпатичнейший Роман Сметанин, а фирма. Клиенты приходят в ее офис на Никитинской, общаются с девушками, включая Яну, и заключают «Договор об оказании информационных услуг по подбору найма жилого помещения» с «Официальным представителем группы компаний Центральное АН в Воронеже ИП Стенюшкина С.Н.» — 3 страницы мелким шрифтом. Но даты на договоре нет, «Заказчик» не указан, реквизитов под его подписью тоже нет.

Вроде бы договор не имеет смысла: жилье ведь уже найдено по частному объявлению. Однако приходится платить, после чего фирма выдает клиенту адреса-явки хозяйки недвижимости и уверяет, что эта сумма будет засчитана в арендную плату.

Но встретиться с хозяйкой не удается: телефон ее недоступен. Или она обещает вот-вот приехать, но так и не приезжает. Фирма же на претензии заявляет, что ответственности за хозяйку нести не может; она свои информационные услуги оказала — и давай, до свиданья.

Доход с такого надувательства невелик, но курочка по зернышку может много наклевать.

Пострадавшие от «Центрального АН в Воронеже» нашли друг друга в соцсетях, и оказалось, что их много. Одни потеряли 4 тысячи, другие — 7,5, третьи — 5,5. А есть вроде бы и такие, кто потерял в разы больше. Начали они сопоставлять полученные от фирмы реквизиты хозяев жилья и выяснили: телефоны разных хозяев и адресов совпадают; один из телефонов зарегистрирован и вовсе на какого-то жителя Молдавии. А реальные хозяева квартир и комнат из объявлений впервые слышат, что они сдают их! Похоже, разговоры от имени хозяев ведут те самые девушки из офиса.

Я с пятой попытки дозвонился-таки до хозяйки комнаты из объявления Романа Сметанина (он же, возможно, — Станислав Простоквашин или Руслан Майонезов), и она сообщила, что комната давно занята и не сдается. Не сразу, но дозвонился и до Яны: мол, хочу ту комнату на Студенческой, 34 от господина Сметанина. И Яна сказала: нет проблем, приходите, заключим договор.

 

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №46 от 8 ноября 2017

Заголовок в газете: Ростовщики, наденьте ордера!

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру