В Воронеже завершился детский театральный фестиваль МАРШАК

На спектаклях побывали около 13 тысяч зрителей

Фестиваль, носящий имя нашего знаменитого писателя-земляка, проводился уже в третий раз. За время осенних каникул около 13 000 зрителей — маленьких и взрослых — посмотрели 20 спектаклей (всего состоялось 49 показов).

На спектаклях побывали около 13 тысяч зрителей
Сцена из спектакля «Снегурочка». Фото предоставлено организаторами фестиваля.

Это не просто увлекательные и яркие работы. Организаторы постарались отобрать для афиши фестиваля постановки, авторы которых стремятся на равных говорить с юными зрителями о том, что их волнует, помогают лучше понять наш сложный мир и учат ценить красоту. География участников весьма широка: это не только отечественные коллективы Москвы, Санкт-Петербурга, Воронежа, Новосибирска, Перми, но и театры из Норвегии, Латвии и Казахстана.

И снова «Глобус»

Пожалуй, одним из наиболее ярких событий фестиваля можно смело назвать участие в нем Новосибирского академического молодежного театра «Глобус». Пару слов об истории этого театра. Став в 30-е годы прошлого века первым детским театром Сибири, он 60 лет существовал как ТЮЗ. Но в начале 90-х произошла «перезагрузка». Сами новосибирцы придумали театру новый формат и название. «Глобус» стал театром, для которого не существует творческих границ — стилистических, жанровых или каких бы то ни было иных. Это подтвердили и три спектакля, показанные на фестивале. Абсолютно разные работы объединяло одно: высокий уровень постановочной культуры и профессионального мастерства актеров. О спектаклях «Король Матиуш» и «Каштанка» шла речь в предыдущей публикации о МАРШАКе. Третьим спектаклем, показанным на фестивале новосибирцами, стала постановка «Толстая тетрадь» (реж. Алексей Крикливый) по роману швейцарской писательницы Аготы Кристоф. Это история о двух мальчиках-близнецах, которые в годы войны остались без присмотра родителей и были вынуждены приспосабливаться к условиям жестокого времени. Все, что происходит с ними, Клаус и Лукас аккуратно записывают в толстую тетрадь — дневник, который они тайком ведут.

Сцена из спектакля «Толстая тетрадь».

Постепенно два вполне домашних милых мальчугана превращаются в расчетливых и хладнокровных существ, научившихся не только терпеть боль, но и причинять ее другим, шантажировать, убивать. В их поступках непостижимым образом сочетается детская тяга к справедливости и безграничная, абсолютная жестокость. Но есть ли их вина в том, что они совершают? Ведь братья лишь пытаются жить по законам, которые диктует им сама жизнь, а иного опыта у них попросту нет… Спектакль, идущий три часа, смотрится на одном дыхании и вызывает у зрителей на редкость глубокий эмоциональный отклик — столь убедительно и психологически тонко удалось театру прочесть одну из самых жестоких книг минувшего века.

Люди и куклы

Значительная часть фестивальной афиши отведена спектаклям театров кукол, что вполне логично, ведь именно с таких постановок для многих маленьких зрителей вообще начинается знакомство с волшебным миром театра. И здесь организаторам также удалось представить воронежцам лучшее из лучшего. К примеру, театр кукол «Бродячая собачка» (Санкт-Петербург) показал притчу «Снегурочка» (реж. Альфия Абдулина). Текста в привычном понимании в спектакле нет. Повествование, построенное на визуальных образах, оригинальной музыке и пластике, знакомит зрителей с древними обрядами, рассказывает о доброте и самопожертвовании, о том, как трудно порой приходится в жизни тем, кто не похож на всех остальных. Пожалуй, главная удача постановки — художественное оформление, выполненное известным сценографом Юрием Хариковым. Лоскутные куклы, костюмы-декорации создают фантастический мир, рассказывающий о самобытности русской культуры.

Фестиваль подарил встречу с удивительным режиссером Евгением Ибрагимовым — обладателем самых престижных театральных наград, мастером, работающим в разных городах и странах. На фестивале была показана одна из недавних его работ — «Степной ноктюрн, или Между закатом и рассветом» Петропавловского театра кукол (Казахстан). Одновременно спектакль могут посмотреть не более 12–15 человек. И сидеть в уютных мягких креслах им не придется. В полной темноте, шаг за шагом следуя за лучиком света, зритель совершает путешествие во времени. За 45 минут перед нами предстает история казахского народа с легендами о доблести и стремлении к свободе. Время как бы замирает между закатом и рассветом, и начинаешь чувствовать себя песчинкой в той самой бескрайней степи, по которой катится перекати-поле, оставляя в веках свой несмолкаемый шелест… А после спектакля Евгений Ибрагимов провел мастер-класс для ребят из театральных студий города. И это стало событием не менее ярким, чем сам спектакль. Не зря Ибрагимова называют «солнечным режиссером» — он оказался так открыт и так заразительно интересен для юных артистов, что контакт с незнакомой аудиторией сумел установить сразу же. Выполняя вместе с ребятами упражнения на развитие выразительности рук, чувства ритма, предлагая им показать различные этюды, он не уставал поражаться их искренности и свободе. Но секрет кроется в отношении самого Ибрагимова к детворе — многим педагогам стоило бы поучиться у этого режиссера умению разговаривать с детьми на равных и вести за собой, не ограничивая их свободы.

Среди всех фестивальных радостей особым подарком можно назвать спектакль Продюсерского центра «КонтАрт» из Санкт-Петербурга «Колино сочинение» по мотивам книги Сергея Голышева «Мой сын — даун». С помощью маленьких кукол, видео и музыки на сцене оживает поэтический мир ребенка. По словам режиссера Яны Туминой, это спектакль «о том, как рождаются стихи, о пути вдохновения в душе человека, о любви, которая рождается в воображении и становится жизнью». Постановка является лауреатом многих престижных наград, в том числе и Национальной театральной премии «Золотая маска».

Сцена из спектакля «Колино сочинение».

Играют дети

В рамках фестиваля были показаны не только спектакли профессиональных театров, но и работы наиболее успешных театральных студий, где свои первые шаги на сцене делают дети. Воронежцы увидели представление под названием «Племянник» Упсала-цирка (Санкт-Петербург) — первого в России «цирка для хулиганов», занимающегося социальной адаптацией беспризорных детей и подростков. Трагическое кабаре с песнями, танцами и настоящим оркестром «Легенда о мертвом солдате», созданное по мотивам ранней пьесы Бертольда Брехта, представил на фестивале «Класс-центр» Сергея Казарновского (Москва). Пластический спектакль-перформанс с акробатическими трюками «Чайка по имени Джонатан Ливингстон» показала Детская студия творческого развития из Казани, а воронежская студия «Театральная, 17» подарила зрителям тонкий и ироничный спектакль-настроение «НЕБО над Небом».

Что дальше?

Фестиваль завершился 6 ноября спектаклем Рижского русского театра имени Михаила Чехова «Маленький принц». Можно смело утверждать, что третий МАРШАК оказался успешным, ярким и интересным. Без этого фестиваля воронежцы никогда не получили бы возможность увидеть такое количество лучших спектаклей, которые ставятся сегодня для детей. И в этом, прежде всего, заслуга организаторов. Тех людей, кто отбирал участников и составлял программу. Дело это непростое и под силу оно лишь немногим. К тому, чтобы МАРШАК был именно таким, немало сил и стараний приложил известный продюсер Алексей Малобродский, проходящий сегодня по делу «Седьмой студии» и находящийся под стражей. Кто сможет его заменить (и сможет ли) — пока остается неясным.

 

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №46 от 8 ноября 2017

Заголовок в газете: Разговор на равных

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру