В Воронеже корабль-музей «Гото Предестинация» требует ремонта

На реставрацию парусника планируется потратить почти 2 млн рублей

Алексей Толстой в своем романе «Петр Первый» приводит вот такое предложение царя: «А теперь вот что, бояре, — нужно мне восемь тысяч рублёв на военные да на корабельные надобности». Ежели бы сейчас речь шла о такой ничтожной сумме, то любой мало-мальски уважающий себя «боярин» с совокупным семейным доходом до 50 тыс. «рублёв», однозначно, тряхнул бы мошной. Но в конце XVII века это были громадные деньги, и даже государь и самодержец Всероссийский вынужден был испрашивать согласия боярской думы на нецелевое расходование казны.

На реставрацию парусника планируется потратить почти 2 млн рублей
Фото firstship.ru.

Два миллиона рублей, по сегодняшним меркам, — несоизмеримо малая сумма. Однако и такие траты вызывают у скептически настроенных граждан законные сомнения: на что же пойдут наши денежки? А речь вот о чем: на прошедшей неделе казенное учреждение «Гражданская оборона, защита населения и пожарная безопасность Воронежской области» объявило о поиске подрядчика для ремонта корабля-музея «Гото Предестинация» и стоечного судна «Причал 1». Цена контракта — 1,96 млн рублей. Обеспечивает контракт бюджет Воронежской области.

По контракту подрядчик обязан заменить на корабле обивку из смоленой парусины, пушечный такелаж, крышки орудийных портов и канаты, покрыть борта и служебные помещения защитными средствами. На причале необходимо «покрасить трапы, металлическую палубу, мачты освещения и привальный брус». Материалы, которые используют во время ремонта, должны быть изготовлены почему-то только на «промышленном производстве». Работы должны быть закончены в декабре 2017 года.

Государь Петр Алексеевич, просивший у бояр денег и понимающий немного в кораблестроении, никогда бы не стал производить отделку корабля зимой: ни клей, ни краска, ни смолка толком не схватятся. Да, сегодня применяются более прогрессивные технологии, однако законов физики и химии никто не отменял. Испокон веков красить и смолить суда начинали ранней весной, а осенью и зимой только обдирали старую олифу и обрабатывали борта антикоррозийным слоем. Если необходимо — нужные места проконопачивали.

Однако линейный корабль — не баркас. Он нуждается в большей заботе и ремонте. Только вот нуждается ли в таком ремонте «Гото Предестинация»? Корабль-музей в нынешнем виде существует с 2014 года. В самостоятельное плавание «выходил» всего пару раз. Парусную оснастку в Воронежском водохранилище ему применять негде. Неприятельских судов здесь нет, соответственно, тереться бортами ему не с кем. Средства огневого поражения противника, сиречь бортовые пушки, всегда стоят на определенных местах. И, как у музея, где властвует принцип «руками не трогать», у корабля остается всего три слабых места: палуба, причал и трапы.

Для того чтобы привести их в порядок, достаточно сил только нынешней небольшой «команды» линкора. Даже с учетом того, что палубу и все ступени необходимо циклевать, это займет не более недели. Да, для покраски мачты освещения необходимы специально обученные люди. Но палуба? Да заплатите вы чиновникам управления культуры по тысяче рублей за день работы, так весь корабль будет выкрашен в два дня.

Теперь несколько слов о замене орудийного такелажа: а за каким его менять? Что, линкор ведет беспрестанные бои, так что откатные тали и фалы пришли в негодность? Равно как и пушечные порта со своим такелажем? Орудия практически не движутся! Палуба под ними не стирается! Если вовремя промасливать блоки и скрутки канатов — так им сносу не будет. Такие же вопросы можно задать и по рабочему такелажу якорей: а какое количество раз «Гото Предестинация» снимался с якоря? И много ли штормов он пережил на водохранилище? Если что-нибудь и требует внимания, так это глухой такелаж крепления мачт, ибо они (мачты) все-таки раскачиваются. Сами мачты также необходимо поддерживать в надлежащем виде.

Непонятно еще, что имеется в виду под «защитным» покрытием помещений. Если обработка дерева противопожарной смесью, то почему она не была сделана во время ввода корабля-музея в эксплуатацию? А если деревянному покрытию необходима постоянная противоогневая обработка, то из каких пород дерева строился корабль? Явно не из дуба.

Вывод напрашивается неутешительный: при грамотном строительстве и надлежащем уходе корабль (имеющий, кстати, металлическую основу) простоял бы до ремонта лет пятнадцать-двадцать. А так: срок гарантии — как на автомобиль. Истек через три года. Но автомобиль, в отличие от исторического корабля, хотя бы используется по назначению… И вот теперь каждый следующий год из казны будет вылетать по два миллиона рублей на приведение в порядок гордости российского флота. Следующий ремонт на 2018 год (юбилейный год закладки «Гото Предестинации») уже запланирован. Хорошо живем.

 

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №46 от 8 ноября 2017

Заголовок в газете: Свистать всех наверх!

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру