В Воронеже стартовал третий театральный фестиваль МАРШАК

В дни школьных каникул малыши, школьники, подростки и их родители получили возможность увидеть 20 спектаклей театров Москвы, Санкт-Петербурга, Новосибирска, Перми, Воронежа. В афише также постановки из Норвегии, Латвии и Казахстана. Отдельная часть программы — показ работ театральных студий.

В Воронеже стартовал третий театральный фестиваль МАРШАК
Сцена из спектакля «Каштанка». Фото Marshakfest.com.

Торжественное открытие фестиваля состоялось 28 октября. На нем зачитали приветствие губернатора Воронежской области Алексея Гордеева. Приветствие Алексея Малобродского, куратора фестиваля, находящего в данный момент под стражей по делу «Седьмой студии», зачитывать не стали.

Матиуш и Каштанка

Участие в фестивале МАРШАК для Новосибирского академического молодежного театра «Глобус» стало, по сути, мини-гастролями в столице Черноземья. Этот прославленный театр с почти 90-летней историей привез в наш город сразу три спектакля. Один из них — «Король Матиуш» по произведениям Януша Корчака — и открыл фестиваль. Придуманная выдающимся польским педагогом история о юном короле Матиуше, который искал путь, как сделать мир справедливым, а всех вокруг счастливыми, рассказана театром изобретательно и красочно. Режиссер Полина Стружкова решает спектакль в форме живой лекции, которую читает для зрителей Профессор. Возникающее на сцене действие — своего рода иллюстрация к этому захватывающему рассказу, поэтому вполне оправданной выглядит схематичность и некоторая одномерность, однокрасочность характеров, свойственная персонажам, окружающим главного героя. Матиуш предстает как единственная живая душа в мире, где люди не привыкли утруждать себя сложными вопросами. Вместе с юным королем зритель попадает то на войну, то в детский парламент, то на необитаемый остров… Первый акт спектакля заканчивается весьма неожиданно: в момент, когда Матиуш оказывается на волосок от гибели, из зала раздается протест звонким мальчишеским голосом. Ему вторит другой, третий. Профессор предлагает юным зрителям высказать свое мнение об увиденном. Но вот беда: слышно только «подсадных». Тех же, кто решил высказаться спонтанно, слышали лишь 3–4 человека, сидящие рядом, — ведь, в отличие от студийцев «Глобуса», обычных зрителей никто не обучал «говорить с посылом». А о техническом решении этой проблемы (микрофон в зале) театр не позаботился.

Получилось неловко. Как в плохой школе, когда учительница говорит: «Дети, нам надо провести диспут. Кому что говорить — я написала, слова сейчас раздам». Но это так, деталь. В целом же воронежцам повезло увидеть один из лучших спектаклей, созданных для юных зрителей в последнее время. К несомненным достоинствам постановки следует отнести сценографию и световое оформление. А использование мультимедийных технологий в данном случае на редкость органично вплетено в художественную ткань спектакля.

Высоким уровнем постановочной культуры отличается и другой спектакль новосибирцев, показанный на фестивале, — «Каштанка» по Антону Чехову. Режиссеру Юрию Катаеву удалось погрузить героев этой хрестоматийной истории в какую-то особую, полуреальную атмосферу то ли сна, то ли старого цирка, в котором возможны самые невероятные события. Все герои-животные лишены слов, но при этом актеры (а в «Глобусе» актеры — высший класс) мимикой, жестами, лаяньем-хрюканьем-гоготаньем-мяуканьем удивительно точно передают эмоции и взаимоотношения своих персонажей. На сцене разыгрываются красочные цирковые номера, взрываются хлопушки с конфетти, много мыльных пузырей и дыма. А еще — много музыки и танцев. Шлягеры разных времен удивительно оправданно звучат в этом спектакле и вызывают то умиление, то восторг и смех в зрительном зале. К примеру, чего стоит одна только свинья Хавронья Ивановна, плескающаяся в мыльных пузырях под знаменитое «Пу-буп-пи-ду» Мэрилин Монро. Спектакль оставляет редкое чувство счастливой грусти и желание взять паузу и какое-то время ничего не смотреть, стремясь как можно дольше сохранить послевкусие. Но во время фестиваля себе этого позволить нельзя.

Драконы, эльфы и сокровища

Театр Наций (Москва) показал на фестивале необычный интерактивный спектакль с элементами театра теней «Осторожно, эльфы!». Это захватывающая история о двух секретных агентах-эльфологах, расследующих таинственное исчезновение девочки и ее родителей. Зрителям предлагается принять участие в расследовании, поучаствовать в сборе улик и даже следственном эксперименте. Юные сыщики оказываются в самом центре этой детективной истории и на целый час погружаются в удивительный мир фантазий.

В первые дни фестиваля зрители увидели также спектакль «Зоопарк драконов» театральной компании из Норвегии, рассчитанный на зрителей от 2 лет (!), и «Остров сокровищ» Московского Губернского театра. Впереди еще значительная часть программы фестиваля, который завершится 6 ноября.

 

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №45 от 1 ноября 2017

Заголовок в газете: Как для взрослых, только лучше

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру