Торжественное открытие фестиваля состоялось 28 октября. На нем зачитали приветствие губернатора Воронежской области Алексея Гордеева. Приветствие Алексея Малобродского, куратора фестиваля, находящего в данный момент под стражей по делу «Седьмой студии», зачитывать не стали.
Матиуш и Каштанка
Участие в фестивале МАРШАК для Новосибирского академического молодежного театра «Глобус» стало, по сути, мини-гастролями в столице Черноземья. Этот прославленный театр с почти 90-летней историей привез в наш город сразу три спектакля. Один из них — «Король Матиуш» по произведениям Януша Корчака — и открыл фестиваль. Придуманная выдающимся польским педагогом история о юном короле Матиуше, который искал путь, как сделать мир справедливым, а всех вокруг счастливыми, рассказана театром изобретательно и красочно. Режиссер Полина Стружкова решает спектакль в форме живой лекции, которую читает для зрителей Профессор. Возникающее на сцене действие — своего рода иллюстрация к этому захватывающему рассказу, поэтому вполне оправданной выглядит схематичность и некоторая одномерность, однокрасочность характеров, свойственная персонажам, окружающим главного героя. Матиуш предстает как единственная живая душа в мире, где люди не привыкли утруждать себя сложными вопросами. Вместе с юным королем зритель попадает то на войну, то в детский парламент, то на необитаемый остров… Первый акт спектакля заканчивается весьма неожиданно: в момент, когда Матиуш оказывается на волосок от гибели, из зала раздается протест звонким мальчишеским голосом. Ему вторит другой, третий. Профессор предлагает юным зрителям высказать свое мнение об увиденном. Но вот беда: слышно только «подсадных». Тех же, кто решил высказаться спонтанно, слышали лишь 3–4 человека, сидящие рядом, — ведь, в отличие от студийцев «Глобуса», обычных зрителей никто не обучал «говорить с посылом». А о техническом решении этой проблемы (микрофон в зале) театр не позаботился.
Получилось неловко. Как в плохой школе, когда учительница говорит: «Дети, нам надо провести диспут. Кому что говорить — я написала, слова сейчас раздам». Но это так, деталь. В целом же воронежцам повезло увидеть один из лучших спектаклей, созданных для юных зрителей в последнее время. К несомненным достоинствам постановки следует отнести сценографию и световое оформление. А использование мультимедийных технологий в данном случае на редкость органично вплетено в художественную ткань спектакля.
Высоким уровнем постановочной культуры отличается и другой спектакль новосибирцев, показанный на фестивале, — «Каштанка» по Антону Чехову. Режиссеру Юрию Катаеву удалось погрузить героев этой хрестоматийной истории в какую-то особую, полуреальную атмосферу то ли сна, то ли старого цирка, в котором возможны самые невероятные события. Все герои-животные лишены слов, но при этом актеры (а в «Глобусе» актеры — высший класс) мимикой, жестами, лаяньем-хрюканьем-гоготаньем-мяуканьем удивительно точно передают эмоции и взаимоотношения своих персонажей. На сцене разыгрываются красочные цирковые номера, взрываются хлопушки с конфетти, много мыльных пузырей и дыма. А еще — много музыки и танцев. Шлягеры разных времен удивительно оправданно звучат в этом спектакле и вызывают то умиление, то восторг и смех в зрительном зале. К примеру, чего стоит одна только свинья Хавронья Ивановна, плескающаяся в мыльных пузырях под знаменитое «Пу-буп-пи-ду» Мэрилин Монро. Спектакль оставляет редкое чувство счастливой грусти и желание взять паузу и какое-то время ничего не смотреть, стремясь как можно дольше сохранить послевкусие. Но во время фестиваля себе этого позволить нельзя.
Драконы, эльфы и сокровища
Театр Наций (Москва) показал на фестивале необычный интерактивный спектакль с элементами театра теней «Осторожно, эльфы!». Это захватывающая история о двух секретных агентах-эльфологах, расследующих таинственное исчезновение девочки и ее родителей. Зрителям предлагается принять участие в расследовании, поучаствовать в сборе улик и даже следственном эксперименте. Юные сыщики оказываются в самом центре этой детективной истории и на целый час погружаются в удивительный мир фантазий.
В первые дни фестиваля зрители увидели также спектакль «Зоопарк драконов» театральной компании из Норвегии, рассчитанный на зрителей от 2 лет (!), и «Остров сокровищ» Московского Губернского театра. Впереди еще значительная часть программы фестиваля, который завершится 6 ноября.