Воронежская прокуратура зафиксировала рост детской преступности

За год число вовлечений несовершеннолетних в совершение преступлений выросло почти вдвое

На днях областная прокуратура опубликовала результаты анализа состояния законности «в сфере соблюдения прав и интересов несовершеннолетних от преступных посягательств». Состояние это явно оставляет желать лучшего. И сухие цифры призывают к размышлениям.

За год число вовлечений несовершеннолетних в совершение преступлений выросло почти вдвое

Всем назло

Помимо того, что права несовершеннолетних нарушаются достаточно часто, количество этих нарушений не снижается на протяжении нескольких последних лет. Только за девять месяцев текущего года их официально зарегистрировано более 180. Нарушения были выявлены самые разнообразные, начиная от непредставления несовершеннолетним положенных им льгот и выплат до жестокого обращения с детьми. Проведенными проверками выявлены многочисленные нарушения на досудебной стадии уголовного судопроизводства, в том числе при производстве следственных действий с потерпевшими данной категории.

Причем зачастую обиженными остаются дети и подростки, за которых некому постоять, то есть из так называемой «категории риска»: сироты, дети из неблагополучных семей, воспитанники детских домов, интернатов и т.д. То есть те, чьи интересы формально должно защищать государство, на деле зачастую предоставлены сами себе. Некоторые из детей не смеют протестовать, становятся забитыми тихонями, согласными на все, только бы их оставили в покое. Другие, обозлившись на общество и государство, сознательно нарушают писанные и неписанные правила, идут на конфликт с законом. И те и другие — потенциальные преступники. Первые — потому, что готовы сделать все, что им велят, вторые — потому, что рассматривают свои правонарушения как вызов, поступают вопреки и назло всему.

По статистике, за 2016 год в целом по России около 5% всех преступлений совершено несовершеннолетними или же при непосредственном их участии. Воронежская область в этом списке не исключение. Здесь также, по данным за девять месяцев 2017 года, каждое двадцатое преступление совершено с участием детей. Однако в нашем регионе отмечается еще одна довольно опасная тенденция: количество вовлечений несовершеннолетних в совершение преступных деяний и антиобщественных действий (впервые в жизни) увеличилось почти вдвое! И чаще всего преступления совершались членами семьи (родителями либо лицами, сожительствующими с одним из них), а также должностными лицами.

Самыми распространенными «сферами деятельности» детей в криминальном мире становятся кражи и мошенничества, связанные с эксплуатацией образа несчастного ребенка (просьбы подаяния или помощи у ничего не подозревающего взрослого), вовлечение в незаконное распространение наркотиков (работа курьером) и банальное хулиганство. Хотя хулиганство в последнее время (например, по сравнению с 90-ми) сильно сдает свои позиции в подростковой среде, ибо молодежные банды, на сегодняшний день, как говорится, «не в тренде».

Причины и последствия

Причин складывающейся ситуации можно выделить несколько. Во-первых, все серьезнее усугубляющийся кризис семьи. Россия является чуть ли не лидером в Европе по количеству разводов. Статистика утверждает, что около 50% воронежских подростков, демонстрировавших противоправное поведение, выросли в неполных семьях. Очень часто дети из таких семей или даже из семей, где есть отчим (мачеха), оказываются ненужными собственным родителям, как результат — попадание в дворовую компанию, в том числе и криминальной ориентации. Заняться же больше нечем. 65% подростков не заняты в свободное от учебы время, и контроль со стороны родителей в их отношении отсутствует.

Во-вторых, сегодня детям дозволяют слишком много — и родители, и российская система образования. В школах практически не действуют санкции против неуспевающих учеников — тех, кто не хочет учиться сам и не дает получать знания другим. Авторитет учителя утрачен. В случае любого конфликта все становятся на сторону «шалуна», а это порождает чувство безнаказанности и провоцирует подростков на новые правонарушения.

В-третьих, недостаточное регулирование государством миграционных потоков зачастую приводит к серьезным конфликтам по принципам «свой-чужой» или «русский-нерусский». Мигранты, попадая в среду с чуждыми для них обычаями, традициями или культурой, не всегда способны ассимилироваться в короткие сроки. И если взрослые как-то и пытаются сдерживаться, то подростки часто выражают свой негатив открыто, что и приводит к конфликтам. А так как поддержки ждать неоткуда, то молодежные представители диаспор организуют свои «уличные» сообщества, зачастую с криминальным уклоном.

И наконец, специалисты отмечают низкое качество профилактической работы с подростками, в первую очередь из неблагополучных семей. В частности, в Воронежской области на 1 октября 2017 года только официально на учете в органах социальной защиты населения состоит свыше 2,7 тыс. несовершеннолетних и более 1,3 тыс. семей, а если копнуть поглубже, то эти цифры смело можно умножать в разы. Работы — непочатый край. Однако, как говорится в докладе прокуратуры, «органами внутренних дел повсеместно допускаются формальные методы профилактической работы в отношении состоящих на учете родителей, отрицательно влияющих на детей. Выявлены случаи фальсификации сведений о проведении профилактических бесед с семьями несовершеннолетних». Словом, для исправления ситуации необходима масса перемен в различных сферах жизни, и перемен основательных. Россия нуждается в обновлении молодежной политики. Иначе мы рискуем скатиться в 20-е годы прошлого столетия, когда только карательными мерами и повсеместной организацией трудовых коммун государство смогло остановить волну детской преступности.

Сюжет:

Санкции

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №44 от 25 октября 2017

Заголовок в газете: Формальная профилактика

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру