С алюминиевого завода в Воронеже опять запахло гарью

Как из региона уходят крупные инвесторы

На воронежской площадке фирмы «Проминвест» (40 га на территории бывшего алюминиевого завода) вспыхнул очередной «инвестиционный» пожар: ООО «ЛайтКонстракшн», преемник некогда крупнейшего в Европе алюминиевого комбината, объявил о сворачивании работы в регионе, демонтаже завода и увольнении 50 сотрудников. Преемник, конечно, условный: на ВЗСАК работали тысячи воронежцев.

Как из региона уходят крупные инвесторы

Многие инвесторы уходят из Воронежской области тихо, не поднимая шума о нападении рейдеров или невыносимой жадности чиновников, а собственник «ЛайтКонстракшн» Кирилл Корнев смазал карту будней, плеснувши на власть много отчаянных слов. В частности, что решил покинуть нашу область, поскольку не видит «перспектив у данной насквозь коррумпированной части суши. За все время работы с 2011 года во взаимоотношениях с силовиками и чиновниками мы наблюдали в основном моральных уродов и взяточников».

Заявление эффектное, но общий портрет нашей бюрократии народу и так известен, а ни одной фамилии Корнев не назвал. И получилось, как сказал один воронежский бизнесмен, «хотел кулаком постучать, а вышло — лохмотьями потряс».

Товарищ, я вахту не в силах стоять…

Этот «конфликт хозяйствующих субъектов» напомнил историю с фирмой Кока-Кола, которая при губернаторе Шабанове собиралась строить завод под Новой Усманью, но столкнулась с жадностью чиновников и ушла в Орловскую область, дав ей приличные налоги и рабочие места, и ни один из вымогателей тогда не пострадал.

А у «ЛайтКонстракшн» проблемы начались этим летом: охрана «Проминвеста» не пустила сотрудников фирмы на работу, заявив, что договор аренды с ней больше не действует. Новый собственник площадки вопреки условиям договора, заключенного до 2022-го, повысил аренду с 500 000 руб. до 1,5 млн в месяц. Уж какая там кошка пробежала между ним и «ЛайтКонстракшн», неизвестно, но после этого фирме Корнева кто-то начал устраивать гадости: резали колеса большегрузам, приехавшим за товаром, отключали свет и газ, перекопали подъездные дороги, блокировали ворота для автомобилей. Фирма даже продукцию свою вывозила через дырки в заборе. А прокуратура и полиция никакого криминала в этом не увидела, хотя Корнев утверждает, что аварийное отключение литейной печи может привести к гибели людей.

Площадка «Проминвеста» принадлежит экс-россиянину, а ныне гражданину суверенной Латвии Михаилу Паэгле, живущему в Чехии. Он оставил много следов в Череповце и в Москве, был даже признан банкротом, но удивительным образом сохранил за собой «Проминвест». Корнев уверен, что уничтожение производства «ЛайтКонстракшн» происходит по его указаниям. И не только производства: в июле 2017-го портал Life выложил запись предотвращения заказного убийства Кирилла Корнева. Киллер, подполковник ФСБ в отставке Арби Алероев, хотел расстрелять его из автомата у офиса в Москве. Но покушение предотвратили, а военные действия против «ЛайтКонстракшн» — нет.

Территорию бывшего ВЗСАК, а ныне промпарка, уже покинули из-за непомерной аренды многие арендаторы — например, Siemens. Но нехороший запах из этого парка латвийского периода почему-то не беспокоит власти, которые так любят слова «инвестиционный климат».

Отчаянный Кирилл Корнев заявил: «У Михаила Паэгле не получилось одного из партнеров посадить по заказному делу, а второго — убить, и теперь он, покинув Россию, качественно работает с полицией Воронежа» (из интервью р/с «Говорит Москва»).

За «ЛайтКонстракшн» вступилась КПРФ и вынесла конфликт на обсуждение областного Совета трудовых коллективов. Глава Совета Андрей Рогатнев сравнил ситуацию с 90-ми, когда власть и правоохранители не контролировали ситуацию. Или, наоборот, контролировали, но в своих интересах.

Между тем владелец пострадавших на территории «Проминвеста» фирм «ЛайтКонстракшен» и «ДатаПорт» (центр обработки данных) Кирилл Корнев хоть и хлопнул дверью, но объявил о проведении на площади Ленина в субботу 14 октября митинга, на котором «воронежские промышленники» числом до 250 человек выступят против рейдерства и бездействия силовиков, ведущих к уничтожению производств и увольнению людей. 50 — это сотрудники его фирм, приговоренные к увольнению, а еще 200 должны были, видимо, составить другие промышленники. Уведомление о митинге подали в мэрию.

Эх, залетные!

В июне прошлого года «МК в Воронеже» писал про бизнесмена из Тюмени, который вложил в местную недвижимость около миллиона евро, но его элементарно кинули. Он накопил кипу правоохранительных отписок и хотел одного: хрен с этим миллионом, но пусть другие инвесторы знают, что в Воронежской области их ждут рейдеры!

Перечень разграбленных или отошедших залетным капиталам воронежских предприятий велик: ВЗСАК, НПО «Электроника», цементные заводы, шинный, Минудобрения, Павловскгранит, экскаваторный, СК — много стало в Воронеже московской или оффшорной собственности. Даже космически-оборонное НПО «Энергия» разобрали на винтики, пытались банкротить КБХА и мехзавод, а в новейшие времена ограбили корпорацию «Сан» Николая Алехина, «Каретный ряд» Виталия Поротникова, вертолетный клуб Зенищева и до сих пор терзают Рудгормаш. А жителям Воронежа достается лишь пыль из-под копыт «инвесторов».

Однако у правительства РФ зрение устроено иначе: оно признало Воронежскую область регионом-лидером 2015 года с наивысшим уровнем социально-экономического развития, темпами роста экономики и малого бизнеса, ростом частных инвестиций в основной капитал, снижением безработицы и «положительной динамикой реальных располагаемых денежных доходов населения». То есть, богатели воронежцы в кризис не по дням, а по часам. Жаль только, что мало кто это заметил.

А начальство продолжает бубнить про необыкновенный инвестиционный климат Воронежской области…

«Мы тебя не больно зарежем, чик — и ты на небесах»

История воронежского алюминиевого завода остается злободневной и сегодня: его трагедия повторяется ныне в виде фарса.

Весной 3011-го умер Анатолий Наумов, экс-депутат Воронежской областной Думы, бывший гендиректор и владелец ВЗСАК. У Наумова хватало скелетов в шкафу: как и почти все директора экс-советских предприятий, он мытьем и катаньем скупил у работников акции и стал его владельцем. Но Наумов хотя бы сохранял производство и рабочие места. А потом на него пришла проруха рейдеров при поддержке продажных чиновников. Наумова арестовывали трижды по трем разным обвинениям, он провел почти год в СИЗО и был оправдан по всем 11 статьям УК, которые вменяла ему левоохранительная система.

Главной ошибкой Наумова стала покупка в Германии двух линий по производству полимерных труб для ЖКХ; недооценил он откровенной наживы чиновников на трубах гнилых, до сих пор «радующих» воронежцев масштабными авариями и отключениями воды и тепла. Наумов почему-то поверил обещанию властей провести радикальную реформу ЖКХ и навести в нем здравый смысл. Однако заказов на новые трубы у завода практически не было: ЖКХ продолжало осваивать бюджетное бабло на перекладывании ржавых. А Наумову пришлось расплачиваться за кредит на покупку линий валютой, в разы подорожавшей после дефолта 1998-го. По совету знакомого банкира Наумов поделился акциями ВЗСАК с московским ЗАО «БАМО-Стройматериалы» братьев Мурадян. И с братьями этими сразу начались проблемы. Для разрешения конфликта Наумова вызвали в МВД и предложили через некое ЗАО «Куратор» взять в соинвесторы вместо БАМО некий банк, дали машину с шофером. Тот долго плутал по дорогам Подмосковья, а вечером 29 августа 2000-го в Люберцах машину остановила ГИБДД. Тут же оказался и «рояль в кустах» — опера

РУБОПа. Они обыскали Наумова и нашли незарегистрированный пистолет. В полночь (время вампиров!) его доставили в местное РОВД. Возбудили уголовное дело, хотя нужных отпечатков пальцев на пистолете не нашли.

Блестящий воронежский адвокат Сергей Бородин обнаружил три забавных постановления от 30.08.2000 о выемке документов на ВЗСАК. Из них следовало, что повязали Наумова к полуночи 29-го, а рано утром 30-го люберецкие менты уже знали адрес депозитария, где хранятся акции ВЗСАК! И изъяли документы завода, к которому дело о подброшенном пистолете не имеет никакого отношения!

Чуть позже журналисты холдинга «Совершенно секретно» выяснили, что арест Наумова организовали спецы из группы, курировал которую целый замгенпрокурора РФ; вот как далеко проросли корнями братья Мурадян!

После ареста в камеру к Наумову явился один из этих братьев и предъявил ему ультиматум: сдать комбинат, а то хуже будет.

Воронежская облдума во главе с членом Совета Федерации Анатолием Голиусовым тогда еще не была придатком вертикали. Благодаря им Наумов вскоре вернулся в Воронеж, но на завод не попал: БАМО уже сместило его с должности гендиректора.

Суд признал смещение незаконным, но исполнять это решение никто не стал. На Наумова посыпались новые уголовные дела и аресты. Причем Сергей Бородин утверждал, что по одним и тем же обстоятельствам дела Наумову предъявляли обвинения по взаимоисключающим статьям УК РФ, и констатировал: «Такого объема неграмотного обвинения в прокуратуре области за последние 15 лет не было». Да только с прокурорских — как с гуся вода.

Тем временем на ВЗСАКе началась «оптимизация»: его расчленили на 5 частей, начались массовые сокращения, невыплаты зарплат и налогов. К апрелю 2002-го от комбината остался лишь административный корпус и проходная, хотя сам губернатор Кулаков брал ситуацию на ВЗСАК под личный контроль. А может, и вправду брал, и даже под очень личный.

Затем наступила фаза банкротства, и основным кредитором ВЗСАК оказалась фирма Мурадянов! Линии по производству полимерных труб, купленные Наумовым за $2,8 млн, продали за 1,5 млн руб. Бригада из Германии монтировала их больше месяца, а новый собственник демонтировал за несколько часов. В субботу, чтоб никто не видел.

От тюрьмы и сумы

Зимой 2011-го газета Нововоронежа «Мой город» опубликовала обращение о сборе средств для Анатолия Наумова на реабилитацию после двух операций: он продал все, что мог, но этого недостаточно.

Весной Наумов умер.

…Митинг «воронежских промышленников» против рейдерства на бывшем алюминиевом заводе, бездействия полиции и прокуратуры, заявленный на субботу 14-го, его организатор Кирилл Корнев отменил. Причина — накануне мероприятия он якобы узнал о готовящихся серьезных провокациях, способных привести к уголовному делу.

А может, заявленные 250 промышленников не пожелали выступать против коррупции в связи с полной безнадежностью этого дела. Тем более, что власти твердо предупреждают: акции протеста опасны для вашего здоровья!

Персонал фирм «ЛайтКонстракшен» и «ДатаПорт» получили возможность тоже расслабиться и получить удовольствие.

 

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №43 от 18 октября 2017

Заголовок в газете: Куда податься бедному инвестору

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру