ГИБДД разрешили останавливать машины для проверки документов вне постов

Полномочия инспекторов заметно расширились

Если помните, новый регламент деятельности ДПС ГАИ хотели запустить в обращение в апреле, однако на исправление и согласование его спорных положений ушло еще полгода. Но теперь все трудности позади: 6 октября документ зарегистрирован в Минюсте, через 3 дня официально опубликован. Правда, даже дополнительные 6 месяцев не помогли вычистить все технические ошибки и описки. Одна из них (в п.163) осталась даже в официально опубликованной версии и перекочевала в «Консультант». Забавно!

Полномочия инспекторов заметно расширились
Простая проверка документов теперь тоже стала основанием для остановки автомобиля.

Хорошо известный большинству автомобилистов прежний регламент, утвержденный приказом МВД РФ от 2 марта 2009 года №185, отменен. Теперь будем привыкать к новому набору цифр: приказ МВД РФ от 23.08.2017 года №664.

Снимать и прятаться можно

Утвержденная версия «настольной книги» инспектора заметно увеличилась в объеме и состоит теперь из 344 пунктов (вместо 270), изложенных более чем на 120 страницах. Для общего развития, как говорится, можно и почитать. Впрочем, ничего кардинально нового в документе не появилось. Да и не могло появиться.

Дело в том, что регламент — это собранные в одном документе фрагменты действующего законодательства на заданную тему. В данном случае — организации работы Госавтоинспекции по надзору за движением. Так что все новшества в регламенте обусловлены необходимостью приведения ведомственного документа в соответствие федеральному законодательству. Ну а уж в деталях, которые законами и постановлениями не урегулированы, генералы постарались выдать побольше преференций своим подчиненным.

Так, документы на проверку инспекторам ДПС водители теперь должны передавать без обложек и прочих удерживающих устройств. Иначе легко нарваться на возбуждение дела о невыполнении законных требований сотрудника Госавтоинспекции по ч.1 ст.19.3 КоАП РФ, за которое по решению суда можно получить не только штраф, но и до 15 суток ареста.

Прежней редакцией регламента сотрудникам запрещалось использовать специальные технические средства, не состоящие на балансе полиции. Теперь можно заимствовать не только в муниципальных органах, но также и в общественных организациях. По сути, теперь узаконено сотрудничество ГАИ с «мужиками в камуфляже», самостоятельно устанавливающими и охраняющими передвижные измерители скорости (КРИСы).

На аварийно-опасных участках дороги, а также при использовании средств фото и видеофиксации нарушений инспекторам позволили прятать свои автомобили за холмами, поворотами дороги, остановочными павильонами и т.д. Казалось бы, если уж очень опасное место, так сотрудник должен всеми доступными средствами предупреждать аварию, а ему разрешают прятаться в кустах и выписывать штрафы. Где логика?

До последнего времени не разрешалось применять средства автоматической фиксации в местах, где ограничения скорости установлены временными дорожными знаками. Теперь эта конкретная норма исчезла. Вместо нее появилась довольно аморфная запись о выборе места установки средств автоматической фиксации «на основании анализа аварийности на участках автомобильных дорог с высокой вероятностью возникновения ДТП».

Инспекторам ДПС разрешили использовать для видеозаписи процессуальных действий в отношении участников движения любые технические средства вплоть до собственного телефона. А вот имевшееся в прежней редакции указание не препятствовать использованию видеокамер и диктофонов участниками дорожного движения — исчезло.

Однако не надо паниковать. Федеральное законодательство в данном вопросе не претерпело никаких изменений. Снимать, за редчайшим исключением, можно. О возможных ограничениях, если они возникнут, инспектор обязан предупредить водителя. Причем со ссылкой на конкретную норму закона, а не злым окриком: «Низзяя!»

Стоять – бояться!

Общий перечень оснований для остановки заметно расширился. Если раньше их было 9 (нарушение ПДД, ориентировка о нахождении в розыске, привлечение в качестве понятого, необходимость опроса в связи с ДТП и т.д.), то теперь — 14.

В дополнение к имевшимся пунктам инспектор будет иметь право для остановки автомобиля при необходимости временного ограничения или запрещения движения транспортных средств; обеспечения безопасного и беспрепятственного проезда автомобилей специального назначения; оказания содействия в проезде к месту происшествия автомобилей скорой помощи и аварийно-спасательных служб. Аналогичные действия инспектор вправе совершить при угрозе безопасности дорожного движения, создаваемой неисправностью или неправильной установкой технических средств, нарушением правил производства ремонтных работ на дороге, стихийным бедствием, техногенной аварией, пожаром и другими чрезвычайными обстоятельствами.

Простая проверка документов теперь тоже стала основанием для остановки автомобиля. Героям видеороликов, которые не передавали инспектору документы до тех пор, пока он не докажет законность остановки, станет намного опаснее «качать права».

Однако и в этом случае ничего страшного не произошло. Ведь все прекрасно знают, что инспектору и раньше было достаточно назвать любое пришедшее на ум название «спецоперации», чтобы облачить свои действия в рамки действовавшей инструкции. Видимо, при подготовке прежнего регламента, который разрешал останавливать водителя для проверки документов только на стационарных постах ДПС, слишком заигрались в демократию.

Стала возможной проверка документов, удостоверяющих личность, и у пассажиров. Правда, только в случаях, если есть основания подозревать их в совершении преступления или полагать, что они находятся в розыске, либо если имеется повод к возбуждению в отношении этих граждан дела об административном правонарушении.

Свет в конце тоннеля

Ну, а вот что можно отнести к числу положительных изменений. Если инспектора ошибутся в своих подозрениях на управление автомобилем в состоянии опьянения, то после проверки они обязаны доставить водителя туда, откуда забрали.

Наконец-то, в регламенте появилось упоминание о правомочности иметь на руках не только бумажный полис ОСАГО, но и распечатанную информацию о заключении договора в виде электронного документа. А то ведь сколько конфликтов было на дороге из-за того, что давнишние изменения в законе об ОСАГО не были прописаны в ПДД РФ и регламенте МВД. А инспектору ведь закон до лампочки, для него инструкция и указание начальства — превыше всего.

Информация о допущенном водителем нарушении не позднее трех суток теперь должна удаляться из автоматизированных баз данных в случае вынесения постановления о прекращении производства по делу либо по истечении года с момента окончания исполнения постановления. Сейчас эта информация хранится «вечно».

При использовании установленного в патрульном автомобиле видеорегистратора сотрудник должен уведомлять об этом всех лиц, присутствующих при оформлении материалов дела. При наличии фото- и видеооборудования инспектор обязан находиться в поле зрения объектива технических средств.

Впредь при составлении протокола не будут изымать водительские удостоверения за совершение нарушений, по которым предусмотрено наказание в виде лишения права управления. Впрочем, и эта норма уже несколько лет назад была прописана в КоАП РФ.

 

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №43 от 18 октября 2017

Заголовок в газете: Вступил в силу новый регламент МВД РФ

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру