Что воронежскому туристу может предложить Калмыкия

Найти экзотику можно и в природе, и в архитектуре, и в кухне

Калмыкия пока не входит в число российских лидеров по притоку туристов. В ней нет пляжей, курортов или известных природных достопримечательностей. Однако в последние годы число тех, кто приезжает сюда, растет. Путешественников привлекают уникальная культура этого единственного в Европе буддийского региона, гостеприимство местных жителей и, конечно, степь. Воронежцы тоже понемногу открывают для себя эту республику, мало похожую на нас и наших соседей.

Найти экзотику можно и в природе, и в архитектуре, и в кухне

Степь - кругом

Добраться до Калмыкии воронежцу не просто. Прямого транспорта до Элисты, столицы республики, нет. Надо ехать до ближайшего региона (Волгограда, Ростова-на-Дону или Астрахани) и затем уже пересаживаться на автобус или машину. В пути вам предстоит провести не менее четырех-пяти часов. Но честное слово, не пожалеете! Калмыцкие степи завораживают и буквально не дают отвернуться от окна. Казалось бы что такого: степь да степь кругом? Но она подарит впечатления, воронежцу абсолютно новые.

Калмыцкая степь бескрайняя и многоцветная. В сентябре здесь можно найти все оттенки соломенного, песчаного, подернутого бурым зеленого. Весной, когда цветут тюльпаны, тут, говорят, по-настоящему волшебно. А еще эта степь очень живая. По ней постоянно перемещаются стада – коров, овец, лошадей. Иногда можно увидеть одинокие строения – «стоянки». Тут живут пастухи, следящие за животными. На стоянках нет элементарных удобств, иногда даже электричества. Но люди все равно живут тут. В Калмыкии гордятся тем, что две трети населения – сельские. Главное наследие предков – традиции животноводства - в республике берегут и развивают. А с неудобствами борются. В местностях, где испытывают большие трудности с водоснабжением, к окладу бюджетников даже прибавляют надбавку – «за безводность».

Так что главное богатство калмыцкой степи – это природа и скот. Местная баранина считается едва ли не лучшей и ценится за пределами республики. Говорят, секрет именно в ней, в степи. Здешняя трава настолько сухая, что поедая ее, овца наращивает тело как-то по-особенному, а ее мясо приобретает неповторимый, чистый вкус и аромат и считается едва ли не лекарством.

Таксист Сергей, который вез нас до Элисты, рассказал: бывает, в тушке барашка находят ковыль. Его тонкие стебли пронизывают не только мясо, но и врастают в легкие и сердце животного. Кажется, сама степь вот так же приросла к традициям калмыцкого народа, оставила на его теле свой неповторимый след. Ее здесь любят и почитают, и почти все обычаи так или иначе связаны с ней. Одежда, кухня и убранство жилища так или иначе тоже обусловлены совместным со степью существованием.

Добро пожаловать в кибитку!

Познакомиться с традициями и обычаями калмыков можно, попав на какой-нибудь праздник или фестиваль. Благо, их становится все больше. Республика осознала свою индивидуальность и стремится развивать туризм. Есть тут и фестиваль тюльпанов, и фестиваль лотосов. Мы же стали зрителями традиционного республиканского национального культурно-спортивного праздника «Джангариада», названного в честь героя эпоса, предводителя калмыцких богатырей Джангара.

Фото автора

Проходит праздник на элистинском ипподроме. Кочевое прошлое дает о себе знать: лошадей тут любят, и скачки являются одним из главных мероприятий торжества. Правда, традиционный приз – белого коня – тут все же заменили на современный вариант – белый автомобиль отечественного производства. В программе также – театрализованные представления, танцы и песни, соревнования по национальной борьбе «бек берлдэн», по стрельбе из лука, фестиваль сказителей «Эпосы мира на земле потомков Джангара». Судьи, кстати, одеты в народный костюм. Ну а пока хозяева, не жалея голосовых связок,

болеют за всадников или борцов, туристу будет интересно прогуляться по окрестностям. За забором ипподрома проходит конкурс на лучшую кибитку.

Вопреки нашему традиционному представлению, у калмыков кибитка – это не повозка на колесах, а жилище. Такое мы обычно называем юртой. Кибитка складывается из шестов и полога, делится на мужскую и женскую половину, в ней обязательно есть очаг и алтарь. В кибитку не пробивается солнце, но все равно в ней довольно жарко. В летнюю пору полог кибитки слегка, на несколько сантиметров, приподнимали от земли – для циркуляции воздуха. Правда, это не очень-то помогает. Даже в середине сентября в Калмыкии довольно жарко, доходит до +37.

Фото автора

На праздник в Элисту съехались представители каждого района республики. Они ставят здесь кибитку, заполняют ее необходимой мебелью (сундуки, кровать с пологом, алтарь), украшают. Хозяева надевают национальные костюмы, готовят угощения, репетируют песни-танцы. Возле некоторых кибиток гостей вместе встречают люди в калмыцком костюме и казачьей форме. У первых на подносе – жареные в масле лепешки (боорцоги), у вторых – хлеб-соль. И это тоже очень верная картинка традиционной Калмыкии.

Чай с солью и вареные уши

Ну и, конечно, что за знакомство с народом без дегустации его традиционных блюд! Для любителей мяса калмыцкая кухня – просто находка. Блюд из баранины просто не перечесть. Хуурсн махн - мясо, жареное с лапшой. Семжтэ элкн – печень, жареная в жировой сетке. Множество вариантов блюд с вареной или тушеной бараниной. Есть и кое-что поэкзотичнее. Например, чиксн махн – кишка, начиненная мясом. Или хотэ – в желудок наливают процеженную кровь, добавляют молоко, лук, перец, жир, завязывают специальной палочкой и варят. Кстати, кишку тоже могут начинить не мясом, а кровью, и сварить все это в бульоне из требухи. Звучит, может быть, и не очень, да и городскому жителю покажется крайне непривычным. Зато экзотично и, как ни странно, довольно вкусно. Ну а если вы окажетесь особо почетным гостем, вам преподнесут обрядовое блюдо «деежин махн» - голову барана, сваренную без нижней челюсти. Разделывают готовую голову тоже особым способом: уши – женщинам (чтобы все слышали), глаза – мужчинам (чтобы все видели), язык – детям (потому что сладкий).

Фото автора

Без чего невозможно представить день даже современного калмыка, так это традиционного чая. Его пьют каждый день и по несколько раз. Джомба – так здесь называют напиток, более известный как калмыцкий чай. Для его приготовления в равных пропорциях смешивают воду и молоко, добавляют чай (черный или зеленый), соль, сливочное масло, лавровый лист или мускатный орех. Жирность и насыщенность джомбы может различаться – кто как любит. Мы попробовали. Вкусно!

Сосредоточение энергии

Впрочем, приезжать в Калмыкию стоит и просто так, без праздничного повода. Экзотика тут все равно найдется. Как-никак, это единственный в Европе буддистский регион, в нем расположен самый большой в Европе буддистский храм с самой большой в Европе же статуей Будды.

Золотая обитель Будды Шакьямуни, или центральный хурул Элисты, была построена в 2005 году. Ее появление калмыки связывают едва ли не с чудом. В 2004 году в Элисте побывал Далай-лама. Уезжая, он сказал: «Через год тут будет большой храм». Поверить в это было трудно: ведь не было даже фундамента здания. Однако хурул был построен менее чем за год и открылся в 2005 году. В Элисте этот факт объясняют просто: когда Великий что-то благословляет, Вселенная направляет сюда энергию.

Фото автора

Отношение калмыков к религии очень кажется нам весьма симпатичным. С одной стороны, они стремятся исполнять ритуалы, при этом объясняя их смысл. Например, крутить расположенные у храмов барабаны надо потому, что вся жизнь – движение. С другой стороны, в соблюдении правил они стремятся к умеренности. И этому тоже есть объяснение: «В хурул можно приходить тогда, когда тебе удобно. Для того, чтобы не

измучить свое бренное, но все же такое необходимое тело, надо обходиться без фанатизма». Как привлекательно, не правда ли?

Сама Золотая обитель поражает великолепием и выглядит очень экзотично. 

Фото автора

Необычны и архитектура хурула, и его внутреннее убранство. В центре на огромном цветке лотоса и лунном диске установлена золотая статуя Будды Шакьямуни. По буддистским канонам она выполнена полой – как сосуд и внутри полностью заполнена святыми буддистским текстами, семенами злаковых растений, драгоценностями. В сердечной чакре находится статуя Зеленой Тары – буддистского женского божества. Интересно, что изображенные на стенах божества выглядят зачастую очень страшными. Однако именно они, считают буддисты, защищают человека от врагов. Дело в том, что, с точки зрения буддизма, нашими главными врагами являются наши собственные негативные эмоции – «омрачения». Насчитывается 84 тыс. омрачений. И вот такие вот страшные божества приходят нам на помощь, как в зеркале отражая наши негативные эмоции и помогая признаться себе в них. Только тогда, когда мы их признаем, мы сможем встать на путь высокого освобождения, уверены буддисты.

Приметы восточной архитектуры, необычной для европейской части страны, можно найти не только в центральном хуруле. Их легко встретить прямо посреди, казалось бы, среднестатистического современного города, каким и является Элиста. Центр столицы украшает большая ярко-красная пагода с крутящимся барабаном, чуть дальше стоит пагода небольшая, со спрятанной внутри статуей Будды.

Фото автора

А на одном из ближайших перекрестков установлена небольшая фигурка Белого старца – традиционного персонажа верований монгольских народов, добуддистского божества. Правда, приглядевшись, можно заметить, что Старец до невероятного похож на хитро улыбающегося Владимира Ленина. Маленький Старец-Ленин успел стать едва ли не туристической достопримечательностью.

Туристов в Калмыкии ждут. Здесь пока что не испорчены большим потомком отдыхающих и в приезжем, как правило, видят гостя, а не просто источник дохода. Таких мест у нас, к сожалению, осталось немного.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру