На те же грабли: строительный блок Воронежа вместо бизнесмена получил бизнесвумен

«Регионгражданпроект», которым раньше руководила Людмила Подшивалова, делает большие успехи в бизнесе

23 января на еженедельном совещании в правительстве губернатор разнес в пух и прах всю градостроительную политику мэрии во главе с ее руководителями. Главному архитектору Воронежа Антону Шевелеву досталось персонально. «Я считаю, что это вообще архитектурный бандитизм, — заявил тогда Алексей Гордеев, — мы с этим уже восемь лет боремся, чтобы оставить поколениям нормальный красивый город. Поганить город мы не дадим никому. Главный архитектор — это человек, который должен стоять на страже интересов города, формировать на 100 лет вообще пространство города, а не работать в интересах коммерческих структур».

 «Регионгражданпроект», которым раньше руководила Людмила Подшивалова, делает большие успехи в бизнесе

Так сказал губернатор. На следующий день, 24 января, управление Следственного комитета сообщило о возбуждении уголовного дела в отношении Антона Шевелева.

Об опасностях конкуренции с главным архитектором

В воронежских СМИ сразу же возник спор о том, что первично: курица или яйцо? Губернатор отругал архитектора — и следователи мгновенно отреагировали? Или наоборот: глава региона, зная, что будет обнародована информация об уголовном преследовании важного чиновника, предвосхитил ее своим публичным разносом? Спорить об этом смысла нет. За один день невозможно собрать и, главное, задокументировать информацию, которая может лечь в основу законно возбужденного, имеющего судебную перспективу уголовного дела о коррупции. Это весьма кропотливая работа, которая велась, безусловно, вдумчиво и не впопыхах. Случайных совпадений на таком уровне тоже не бывает. Так что можно предположить, что губернатора проинформировали об истинном положении дел в градостроительной сфере, и он сразу же обозначил свою позицию.

Весь строительный блок мэрии был переформатирован: ушли руководители подразделений и некоторые ответственные чиновники, не вернулся из отпуска и вице-мэр по строительству Владимир Астанин. К Антону Шевелеву у следователей по ходу дела возникли новые претензии, и были возбуждены новые уголовные дела. Пресса и общественность реагировали бурно, а вот в строительной сфере новости восприняли, как должное.

«Сколько веревочке ни виться, а конец будет», — примерно так в строительных кулуарах звучал самый расхожий комментарий к произошедшим событиям. То, что Антон Шевелев имел собственный бизнес в проектной отрасли, ни для кого не было секретом. И то, что он лоббировал коммерческие интересы своей организации — тоже. Предприниматели, задействованные в строительной отрасли, негодовали, потому что все это было слишком очевидно, никто ничего не скрывал. Проектировщикам становилось все меньше места в родном городе, ибо выдерживать конкуренцию с главным архитектором они не могли. В итоге Антон Шевелев допустил общую для некоторых чиновников ошибку — зарвался. Не понял момента, когда доходная частная лавочка может превратиться в ловушку. Не подумал о том, что люди, не согласные с подобным использованием серьезных муниципальных должностей, не захотят молчать. И что их услышат там, где надо.

Администра­тивно-коммерческая жилка

В конкурсе на замещение вакантной должности главного архитектора города, который состоялся в начале апреля, участвовало 14 кандидатов. В числе экспертов были архитекторы и проектировщики, специалисты мэрии и, наконец, руководитель областного управления архитектуры и градостроительства Марина Ракова. Губернатор даже поинтересовался мнением Союза архитекторов — кого они предложат? По набранным баллам в лидеры выбились три кандидата: профессиональные архитекторы Константин Кузнецов и Роман Пупавцев и строитель по образованию и бизнесмен по роду деятельности Людмила Подшивалова.

У последней кандидатуры сразу же нашлось много противников. «Я поставлю за ее кандидатуру ноль баллов, — заявил СМИ председатель правления воронежского отделения Союза архитекторов Станислав Сорокин, — она опытный, профессиональный проектировщик. Но по образованию — инженер, поэтому ее избрание может негативно отразиться на имидже Союза архитекторов».

В противниках Людмилы Подшиваловой оказался и заслуженный архитектор РФ Николай Гуненков. На одном из заседаний воронежского Союза архитекторов он высказался в том плане, что ни один окулист не сможет грамотно вылечить зуб, потому строитель не должен быть главным архитектором. Были и другие мотивы для активных возражений против кандидатуры Людмилы Подшиваловой, и отрасль буквально бурлила обсуждением этих доводов. Главная претензия к ее персоне формулируется очень легко: Людмила Подшивалова — представитель профильного бизнеса. Документы на конкурс она подавала как соучредитель и генеральный директор проектной компании «Регионгражданпроект». Назначить на муниципальную должность соучредителя профильной компании значило наступить второй раз на одни и те же грабли. Шевелев уже продемонстрировал, что на службе чиновник не может оторваться от своего бизнеса. С Людмилой Подшиваловой история могла повториться. Какой тогда был смысл в губернаторском месседже о том, что работать надо на город, а не в интересах коммерческих структур?

На должность была назначена именно Людмила Подшивалова. Даже несмотря на то, что члены Союза архитекторов, мнения которых спрашивал глава региона, были категорически против. Зато ее кандидатуру поддержали высшие чиновники профильной сферы областного правительства. А для публики выступил Владимир Астанин, вице-мэр по строительству, который в пылу борьбы против архитектурного бандитизма утратил свою должность и пересел в кресло председателя Союза строителей. «У главного архитектора должна быть сильная административная жилка, так как ему предстоит сложная работа в плане взаимоотношений со строителями и проектировщиками, — заявлял в интервью газете «Коммерсантъ» Владимир Астанин. — Здесь необходимы характер и железные нервы…. А Людмила Подшивалова все-таки руководила крупной проектной организацией».

О конфликте интересов

По этой логике, хороший руководитель будет хорошо руководить везде. А как же понятие о так называемом «конфликте интересов»? По закону, став главным архитектором, Людмила Подшивалова должна прекратить свое учредительство в проектной организации и сложить с себя полномочия ее генерального директора. В правительстве, наверное, свято поверили в то, что назначенный на муниципальную должность бизнесмен (или бизнесвумен) охотно распрощается со своим бизнесом, которому, сидя в кресле чиновника, мог бы помочь заметно окрепнуть. Проститься с бизнесом формально и отказаться от него в реальности — совсем не одно и то же. Бизнесмен — это ведь не просто место работы…

Людмила Подшивалова организовала собственный бизнес после большого скандала со своим прежним работодателем и партнером Анатолием Шмыгалевым. В его разветвленной организации она также руководила проектной компанией. После разрыва отношений Людмила Подшивалова, забрав с собой группу сотрудников, основала собственное предприятие. И уж, наверное, вложила в него весь свой организаторский талант, который за ней признал, в частности, Владимир Астанин. Но давайте вернемся к понятию «конфликта интересов». Хочу напомнить, что не так давно президиум коллегии Верховного суда РФ отверг некоторые кандидатуры на замещение должности председателя Воронежского областного суда именно по этой причине — по наличию возможной перспективы «конфликта интересов». Потому что у судей, подавших заявки на участие в конкурсе, имеются родственники, занимающие должности в смежных сферах. Судейское сообщество считает не допустимым, если у председателя суда будет, скажем, сын адвокат…

На муниципальной службе — пожалуйста. Можно в одном лице быть и бизнесменом, и профильным чиновником. Но зачем тогда было изображать видимость борьбы с «архитектурным беспределом»? Получается, что никакого «беспредела» не было, а была обычная практика, которая всех устраивала, но на которой определенный чиновник зарвался и попал под следствие. С этим нужно было что-то делать, например, поменять кадры. Кадры поменяли, а практику оставили.

Последние конкурсы, которые провела мэрия, подтверждают, что «Регионгражданпроект», которым до недавнего времени руководила Людмила Подшивалова, уверенно набирает обороты, преуспевает в бизнесе. 11 сентября состоялся конкурс на строительство пристройки к школе №84 по ул. Тепличной, 20б. Были поданы две заявки — от ООО «Регионгражданпроект» и ООО «Воронежпроект-2» (организация, связанная с Анатолием Шмыгалевым). Стоит ли говорить, что вторая заявка была отклонена, несмотря на то, что стоила дешевле? С такими же результатами закончился и другой муниципальный конкурс, где разыгрывалась пристройка к школе №46 по ул. Дм. Горина, 61 (Подгорное). Здесь заявка «Воронежпроект-2» стоила дешевле на 300 тысяч рублей, однако выиграл везучий «Регионгражданпроект». Причина отказа другому претенденту — заявка не соответствует требованиям документации, чего-то там в ней не было указано… Формальные признаки перечислять не будем, любой клерк администрации легко справится с задачей найти их и изложить на бумаге.

В кулуарах отрасли снова нарастает гул. «Регионгражданпроект» обрастает все новыми и новыми солидными заказчиками, теперь с ним не гнушаются работать наиболее крупные строители Воронежа. Критическая масса организаций, оказавшихся в ситуации нездоровой и нечестной конкуренции, снова возрастает. История повторяется.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №42 от 11 октября 2017

Заголовок в газете: На те же грабли

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру