Дом Мандельштама на ул. Энгельса в Воронеже опасен для жизни

Здание трещит по швам из-за магазина на первом этаже

Пенсионерка Любовь Васильевна Павлова передвигается по своей квартире очень осторожно, как неопытный мореплаватель во время шторма. Пол ходит ходуном, со стен, испещренных внушительными трещинами, постоянно сыплется штукатурка.

Здание трещит по швам из-за магазина на первом этаже
Квартира Любови Васильевны Павловой разрушается на протяжении уже 13 лет.

Этот дом на улице Энгельса, где когда-то жил опальный поэт Осип Эмильевич Мандельштам, пережил многое – во время войны его практически сравняли с землей, затем в 1946 году восстановили. Если бы старые стены могли говорить, вряд ли бы они предположили, что здание добьет не авиационная бомба, а не в меру ушлый местный предприниматель.

Кошмар для Любови Васильевны начался еще в 2004 году, этот день она запомнила очень хорошо.

- Я как раз была дома, сидела на больничном, - вспоминает пенсионерка. - Лежу в кровати, и вдруг раздается жуткий треск, грохот - такое ощущение, что началось землетрясение – все «гукнуло» вниз, обои зашуршали… Я перепугалась, вскочила, побежала к входной двери – а она не открывается – ее заклинило. Кое-как выбила дверь ногой, и тут же слышу, в соседней комнате звон – шкаф накренился, и вся посуда высыпалась на пол.

Причиной катаклизма стало вовсе не землетрясение, а строительные работы: на первом этаже, аккурат под квартирой Павловой, некий бизнесмен со звонкой фамилией Кутузов решил открыть магазин. Без объявления войны, неожиданно для всего дома рабочие разрушили кувалдами и отбойными молотками несущие перегородки в помещении, предназначенном под будущую торговую точку. В результате диверсии некогда прямые углы в квартире пенсионерки стали кривыми, а пол просел на пару сантиметров.

При реконструкции под магазин на первом этаже снесли несущие конструкции.

- Поначалу мы даже не смогли оценить реальный ущерб – трещины на стенах были не толще волоса, а основные разрушения оказались скрыты под обоями. Пол, правда, ушел вниз и начал ходить ходуном – до сих пор, когда внуки бегают по квартире, я как на батуте…

С тех пор уже на протяжении 13 лет Любовь Васильевна путешествует по многочисленным инстанциям: районная управа, различные управления мэрии, областная инспекция государственного строительного надзора, служба по надзору в сфере защиты прав потребителей, управление жилищных отношений, госжилинспекция, экспертные организации – несть им числа. И все они дружно кивают и сочувственно соглашаются: мол, действительно, нарушения и разрушения наличествуют, необходимо принять меры!

Многострадальная эта квартира не раз светилась в СМИ, но власти зашевелились лишь после «жареного петуха», который клюнул весьма больно: в позапрошлом году в Перми обрушился пятиэтажный жилой дом, два человека погибли. Причиной трагедии признали ослабление несущих конструкций из-за магазинов на первом этаже. По стране пошла волна массовых проверок, жилье Павловой осмотрели сотрудники МЧС и выдали заключение с подписью тогдашнего начальника управления, генерал Игоря Кобзева: «Подтвержден факт прямой угрозы жизни не только для жителей квартиры, но и для жильцов всего подъезда и магазина «Платинум».

Примерно в то же время пенсионерке пришло письмо из профильного управления мэрии: там признали, что «собственником нежилого помещения Кутузовым М.А. в нарушение требований главы 4 Жилищного кодекса РФ, а также главы 6 Градостроительного кодекса РФ, без получения разрешения на строительство произведена реконструкция нежилого помещения … площадью 61 кв. м… В результате началась деформация перегородок с образованием трещин, просадка пола…»

Обратите внимание, что специалисты употребили слово «реконструкция», а не «перепланировка», а это, как говорят в Одессе, две большие разницы. При переводе квартиры из категории жилых в категорию нежилых помещений собственник получает право именно на перепланировку. Разрешение на реконструкцию он должен спрашивать у всех собственников квартир. Но когда у нас учитывались подобные «мелочи»?..

В общем, у пенсионерки есть целая кипа документов, подтверждающих ее правоту, результаты многочисленных экспертиз (в том числе от специалистов ВГАСУ, оценивших ущерб в полмиллиона) с выводами о предаварийном состоянии квартиры, и, что самое важное – решения судов, обязывающие предпринимателя Кутузова разработать проектно-сметную документацию по замене или усилению перекрытий и отремонтировать жилье Павловой. После первого такого решения бизнесмен вроде пообещал восстановить жилье пенсионерки, но в назначенную им же самим дату не явился. Впрочем, особых надежд на это бабушка и не питала. Все, что сделал Кутузов – установил в магазине железный столб, некую подпорку, на которой теперь и держится весь подъезд. 

Между тем все эти годы старый дом постепенно проседает (на подъездах даже расклеены предупреждения: «Внимание!!! Осыпание штукатурки, обрушение балконов!!»), трещины на стенах квартиры неуклонно расширяются, а плинтус все дальше отходит от пола, готового в любую минуту обрушиться на головы посетителям магазина, и тем самым поставить печальную точку в «реконструкции».

И если все прочие предписания и заключения владелец магазина мог теоретически проигнорировать, то для того, чтобы наплевать на решение суда, нужно обладать определенной храбростью. По словам Любови Павловой, на одном из последних заседаний он показал ей кукиш, приговаривая: «вот, мол, тебе, а не ремонт!». Пенсионерка говорит, что приставы до сих пор не могут найти Кутузова, чтобы вручить ему исполнительный лист - как того самого неуловимого Джо из старого анекдота.

Как говорится, строгость наших законов компенсируется необязательностью их исполнения.

Пару месяцев назад «МК в Воронеже» уже писал об аналогичной истории – затрещала по швам квартира пенсионерки Элеоноры Владимировны Крайновой – опять же, из-за реконструкции под магазин квартиры на первом этаже. И таких примеров можно привести множество – практически в каждом доме, фасад которого выходит на улицу, первые этажи выкуплены под офисы. И хорошо, если перепланировку делают специалисты по утвержденному проекту. Когда же, нарушая все мыслимые нормы и игнорируя законы сопромата и физики, в ветхие дома влезают дельцы, пермская история может повториться.  

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №41 от 4 октября 2017

Заголовок в газете: Дом, который трещит по швам

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру