Как журналистка из Воронежа провела пять дней в Крыму на халяву

Впечатления о форуме «Таврида»

В интернете о Всероссийском образовательном форуме «Таврида» много противоречивых отзывов. Одни пишут, якобы там неокрепшие умы умело промывают из пропагандистского шланга, а участники — скудоумные ура-патриоты, прыгающие по черноморскому побережью с флагом России во славу Путина.

Впечатления о форуме «Таврида»
Зарядка на «Тавриде».

Другие — заявляют, что это одна из самых сильных образовательных площадок в стране, на которой мальчики и девочки из провинции могут получить колоссальный опыт и завести полезные знакомства в профессии. Корреспондент «МК в Воронеже» провела пять дней в качестве участника восьмой смены молодых журналистов «Тавриды» и увидела, что на самом деле происходит в закрытом лагере на Бакальской косе.

Сон — для слабаков

На «Тавриду» меня отправляли как на войну, разве что без марша «Прощание славянки». Условия пребывания в Крыму ожидались уж больно жесткими. Заранее было известно: перед входом на базу отдыха «Волна», где проходит форум, нужно пройти досмотр личных вещей, выходить за территорию нельзя, курить — в специально отведенном для этого месте, обязательно — посещение всех образовательных площадок по расписанию и, конечно, никакого алкоголя — строжайший «сухой» закон. Это притом, что на календаре последние дни лета — смена длилась с 26 по 30 августа, — море находится в двух шагах, а участники — свободолюбивые молодые журналисты, половина из которых была в отпуске в прошлом году.

Воронежская делегация.

Впрочем, в первый день на «Тавриде» хотелось спать и немножко умереть. Орда из 300 журналистов со всей страны, организаторы, спикеры и региональные координаторы Общероссийского народного фронта (ОНФ) прилетели в Симферополь из Москвы в третьем часу ночи. Телефон показывал шесть часов утра, когда мы добрались на автобусах до базы в Раздольненском районе. Нас встречали песнями и танцами, а мы, зевая, вытягивали сумки из багажного отделения, мечтали услышать только одно слово: «Отбой».

Всех участников перемешали, чтобы в одной «пятнашке» — отряд из 15-ти человек — не было людей из одного города. Из Воронежа приехали четверо журналистов и координатор, все мы оказались в разных «пятнашках». После был обещанный досмотр, расселение по комнатам. Шли вторые сутки без сна, мы надеялись, что вот сейчас-то нам удастся вздремнуть хотя бы пару часов, но нас повели на завтрак, потом — час на море, разве его можно проспать!

Уже в первый день стартовала образовательная программа, вечером — открытие смены, «свечка» отряда, как в детском лагере, где все рассказывают, чем запомнился день. Отбой для нас наступил лишь в полночь и, кажется, это была лучшая ночь, потому что она подарила долгожданный сон.

Дисциплина и кишкоблуд

С коллективом на форуме сказочно подфартило: соседки попались отличные, да и вообще все ребята были, как по заказу: яркие, дружелюбные, легкие на подъем. К концу первого дня мы перестали закрывать дверь на ключ, когда уходили из комнаты, хотя там у нас лежали немалые деньги, планшеты и ноутбуки. Никто ничего не тронул. Да и глупо было бы воровать на «Тавриде»: за территорию базы отдыха не выйдешь, а спрятать добытое в комнате — обыщут и все равно найдут пропажу. Тратить деньги, кстати, там некуда, разве что на кофе или чай в местном кафе.

Дисциплина на форуме действительно жесткая. На шее все время должен висеть бейдж участника. Снимать его можно только на пляже или в комнате. Организаторы это объяснили тем, что для безопасности участников на территории не должно быть посторонних, а бейдж — опознавательный знак своих. Опоздал на лекцию — этот же бейдж фотографируют, а его владельца заносят в списки нарушителей. Три нарушения — едешь домой за свой счет. Лекции идут подряд, но между ними есть 15-минутные перерывы. Волонтеры — а-ля вожатые — смотрят, чтобы ты не задерживался в комнате или на улице, подгоняют тебя, если ты замешкался. И да, во время лекций нельзя ходить на море. На берегу тоже есть дежурный, который напоминает участникам за 15 минут до начала образовательной программы, что пора собирать вещички и уходить с пляжа. Поначалу фраза «море с такого-то времени не работает» вызывала недоумение, но потом мы привыкли.

Почему так жестко? Как говорили организаторы, этот форум прежде всего образовательный, а потом уже купательно-загорательный. Можно, конечно, взбрыкнуть: мол, с чего это я должен подчиняться. Объяснение простое: ОНФ оплачивает проезд из региона и обратно, кормит, обеспечивает проживание. Не устраивают правила — не надо было соглашаться. Чтобы попасть на «Тавриду», предстояло пройти серьезный отбор в два этапа: отправить анкету и видеоролик о себе, если комиссия посчитает тебя достойным, то нужно выдержать еще и собеседование с оргкомитетом. По итогам двух туров тем, кто их успешно прошел, высылали письма с приглашением на форум.

Жизнь на «Тавриде» насыщенная: подъем — в 7 утра, в 8:00 — зарядка, потом завтрак, немного моря и дальше — с 10 утра до вечернего построения в 21:00 — начинается учеба, которая прерывается на обед, ужин, активности и немного моря, отбой — в полночь. И так — каждый день.

Кормят на «Тавриде» от души. Столовая форума — это рай кишкоблуда: питание трижды в день на убой. Только на ужин — казалось бы, самая легкая трапеза — меню было примерно таким: ряженка с большой булкой, 100-граммовая плитка шоколада, мясо с гарниром, салат, чай. От такого потчевания на третий день смены мы с соседками по комнате заметили, как тяжело застегиваются джинсы, а к концу — я больше походила на розовощекого поросенка, чем на молодую журналистку.

Ученье — свет

С молодыми журналистами делились опытом именитые коллеги, среди которых были главный редактор телеканала Russia Today (RT) Маргарита Симоньян, заместитель главы холдинга News Media (портал Life.ru) Анатолий Сулейманов, военный корреспондент «Комсомольской правды» Александр Коц, в прошлом ведущий «Первого канала», а ныне депутат Госдумы Петр Толстой. Представители ОНФ презентовали свои проекты: координатор «Дорожной инспекции ОНФ/Карта убитых дорог» Александр Васильев показал, как в регионах удается решить дорожные проблемы. Координатор проекта «За честные закупки» Антон Гетта заметил, что за четыре года работы активисты устранили нарушения более чем в 870 закупках на общую сумму 249 млрд руб. За все время существования проекта к его работе подключились более 8 тыс. активистов со всей страны. Депутат Госдумы Любовь Духанина рассказала о проекте «Равные возможности — детям», который ОНФ запустил в марте 2017 года. Его цель — сделать так, чтобы каждый ребенок мог бесплатно посещать кружок или секцию, которую он хочет.

— Как минимум 600 тыс. родителей получат возможность водить ребенка на развивающие занятия в социально ориентированные НКО за счет бюджета. Реализация проекта даст возможность 1,5 млн школьникам посещать бесплатно секции и кружки, — заметила Духанина.

Закрепить полученные знания на практике можно было в финале смены журналистов — на деловой игре. Суть ее проста: по сценарию есть выдуманный город Златоград, в котором вечно что-то происходит. То мэр на свадьбу собирается, то мамочки митингуют, то женщина из-за колдобин на дороге не доезжает до роддома и рожает прямо на глазах журналистов. События, как правило, были привязаны к проектам ОНФ. В Златограде есть шесть медиахолдингов, которые обо всем этом пишут, снимают сюжеты, выкладывают информацию в социальные сети — в общем, обычная работа журналистов. Выигрывает игру тот медиахолдинг, который быстрее, точнее и интереснее всех предоставит аудитории информацию. Чтобы долго не блукать в узко профессиональных дебрях, скажу, что издание, в котором была я, выиграло. Мы с ребятами не ждали за победу гаджетов-квартир-машин. И хорошо: нам их все равно не дали. Зато каждый участник из команды получил грамоту победителя, которой мы и ублажили наше журналистское самолюбие.

Уровень адекватности

Бытует мнение, что на «Тавриде» тебя заряжают не только профессиональной энергией, но и политической. Мол, участников чуть ли не дважды в день заставляют молиться на портрет президента, повторять, как молитву, хвалебную оду нынешнему политическому строю. Наверное, после таких отзывов даже самый индифферентный человек задумается: а стоит ли ехать.

Так вот, поклонения нет, принуждают тебя только посещать занятия. И спикеры ОНФ, и практики, и организаторы адекватны в общении. Председатель комитета Государственной Думы по экологии и охране окружающей среды Ольга Тимофеева со сцены назвала свой мобильный телефон и сказала, что ей можно звонить по любому вопросу напрямую. А мы-то знаем, как чиновники «любят» давать личные номера.

Эксперты не чурались отвечать на любые вопросы, а их было много. Молодые журналисты чего только не спрашивали: и что делать, если не берут на работу после сотрудничества с оппозиционным изданием в регионе, и как поступить, если местные чиновники отфутболивают и не хотят решать проблемы, и «почему Крым до сих пор не наш: когда на полуострове появится связь хотя бы операторов «большой тройки?» Со связью в Крыму действительно проблемы: почти все телефоны там регистрируются под сетью WIN. А она, надо заметить, жадная до денег, особенно за мобильный Интернет.

Никто не пичкал иллюзиями. На вопросы, связанные с зависимостью СМИ от каких-либо структур, говорили честно. Несколько раз звучал вопрос: «Есть ли в стране независимые СМИ?» И все склонялись к тому, что их нет. Обоснование простое: любое издание, если люди работают за зарплату, а не только за идею, все равно от кого-то зависит — если не от государства, то от иностранных фондов или, например, бизнесменов. Наверное, не очень оптимистично, зато честно. Дальше звучала довольно-таки банальная фраза: журналист в любом случае должен ставить на первое место интересы общества, независимо от финансирования. Но это и так понятно: если тебе не интересны проблемы общества, тогда что ты делаешь в журналистике?

Может сложиться впечатление, что на «Тавриде» учатся не поднимая головы. Истина в этом есть, но кроме образовательной программы организаторы придумали море развлечений: дискотеки, песни под гитару, пенная вечеринка (днем!) на пляже, спортивные соревнования, и, конечно, море, пусть и пару часов в день. Все было четко выстроено, поэтому мы успевали и поучиться, и поразвлекаться. Те табу, о которых нас оповестили заранее, не были в тягость. Пять дней ты живешь в заповеднике, а все проблемы от тебя за тысячи километров. И из каждого угла рефреном звучит: «Все будет «Таврида», как напоминалка, что все есть и будет отлично.

В последнее время принято каждому шороху давать оценку: все просят оценить качество чего-либо. Если бы меня попросили оценить «Тавриду» по пятибалльной шкале, я бы поставила ей чистую пятерку.

 

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №37 от 6 сентября 2017

Заголовок в газете: Все будет «Таврида»

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру