В ожидании чуда: появление «умных» светофоров в Воронеже вновь откладывается

К разработке системы подключились японские специалисты

В начале 2016 года местные власти обнадежили автомобилистов сенсационной новостью: начата разработка проекта адаптированной системы управления дорожным движением (АСУДД), которая позволит радикально решить проблему пробок на центральных городских магистралях.

К разработке системы подключились японские специалисты
Фото zr.ru

Нам поведали, что такая система включает в себя программный комплекс для расчета оптимальной работы светофоров в режиме реального времени, детекторы движения, подсчитывающие количество проходящего транспорта, современные светофоры, средства информирования водителей о необходимой скорости движения.

Суть работы умной системы заключается в следующем: информация об интенсивности движения транспорта считывается детекторами и по линиям связи передается на центральный компьютер. Программа обрабатывает информацию и выдает команду на корректировку длительности горения разрешающих и запрещающих сигналов. В результате в любой момент времени обеспечивается максимальная пропускная способность на каждом перекрестке.

Депутат Воронежской городской Думы, председатель постоянной комиссии по транспорту, промышленности, развитию малого и среднего бизнеса Олег Черкасов пояснил, что АСУДД более эффективна, чем действующая на отдельных улицах «зеленая волна». К тому же система поможет не только управлять дорожным движением, но и фиксировать нарушения правил водителями.

Руководитель городского управления транспорта Владимир Анисимов добавил, что для организации АСУДД в Воронеже потребуется заменить более 60 светофоров старого образца, и предложил подключить к разработке проекта кафедры специализированных вузов и представителей ГИБДД. Часть финансирования мэрия намерена привлечь с помощью федеральной целевой программы. На том и успокоились.

О процентомании

Однако в ноябре 2016 года тема «умных» светофоров вышла на международный уровень. Тогда СМИ сообщили, что Воронеж включен в пилотный проект российско-японского сотрудничества по вопросам формирования комфортной городской среды. И теперь уже японцы взялись за реализацию интеллектуальной системы управления дорожным движением на Московском проспекте. На 10 его перекрестках обещали установить 145 светофоров, которые свяжут в единую систему управления. Работы обещали завершить в конце августа 2017 года. В результате внедрения новейших японских технологий загрузка магистрали должна была снизиться на 20%.

Спустя полгода первый заместитель главы Воронежа Вадим Кстенин рассказал о ходе реализации злободневного проекта. С его слов, к началу лета японские проектировщики закончили моделировать транспортную обстановку на Московском проспекте. Результаты научного эксперимента оказались еще более оптимистичными: в утренние часы дорожные заторы по направлению в центр города снизятся на 29%, а вечером в обратном направлении — аж на 31%.

С этой благой вестью воронежские автомобилисты разъехались по городам и весям: пришла пора отпусков и каникул. Ситуация в областном центре заметно улучшилась и безо всяких нанотехнологий. Однако лето пролетело быстро. Народ начал массово возвращаться в родные пенаты из дальних краев и с ближних дач. В последние дни увеличение количества машин и пешеходов на дорогах областного центра видно невооруженным глазом. Практически ежедневные коллапсы на Плехановской и Московском проспекте со всей очевидностью показали, что светофоры пока не поумнели.

Но тут подоспела новая порция жизнерадостных заявлений. 24 августа в ходе очередного заседания российско-японской рабочей группы нас заверили, что проект «умных» светофоров на Московском проспекте может стать лишь первым этапом гораздо более обширной интеллектуальной программы. В перспективе проектируемый центр управления сможет обрабатывать информацию более чем с сотни перекрестков города.

Одновременно представитель администрации Воронежа презентовал участникам японской делегации предварительные планы по организации скоростного рельсового транспорта в областном центре. Со слов чиновника, возродить трамваи в столице Черноземья уже нельзя, зато геологические условия вполне подходят для строительства метро.

Предполагается, что его первая очередь будет иметь протяженность около 20 км и состоять из 18 станций. Она соединит студгородок политеха на Московском проспекте с районом торгового центра «Метро» на Остужева. Пройдет под Московским проспектом, повернет к железнодорожному вокзалу «Воронеж-1» и выйдет на существующую эстакаду Северного моста.

Предварительная стоимость объекта — 35 млрд руб. Лично я склоняюсь к мысли, что яблони на Марсе зацветут намного раньше, чем в Воронеже появится метро, но начальству, как говорится, виднее.

И пока народ не отошел от шока, в мэрии решили украсить этот подарок вкусной изюминкой: сообщили о возможном строительстве дублера Московского проспекта, начиная от пересечения с Антонова-Овсеенко с выходом на набережную Массалитинова. По объему приятных уху электората известий чувствуется, что очередные выборы не за горами. Ну а запуск «умных» светофоров на Московском проспекте перенесли на 1 квартал 2018 года.

Шаг вперед и два назад

Однако вот что примечательно. Широко рекламируемый властями инновационный проект — далеко не последнее чудо техники. Все «чудеса», рассказанные в прошлом году депутатом городской Думы Олегом Черкасовым, еще в 1981 году были детально описаны в учебнике для вузов под редакцией профессора Московского автодорожного института (МАДИ) Юрия Александровича Кременца. Называется он »Технические средства организации дорожного движения», не раз переиздавался и до сих пор не потерял своей актуальности.

Наша электронная промышленность еще в начале 2000-х освоила выпуск адаптивных контроллеров и ярких светодиодных светофоров. Вузы начали повсеместно готовить инженеров по специальности »Организации дорожного движения». Уже много лет таких специалистов выпускают даже в нашей Лесотехнической академии (ВГЛТА).

В это время в крупных городах страны уже функционировали 18 автоматизированных систем с весьма «неглупыми» светофорами. Аналогичный проект был реализован и в Воронеже. Разработан он был одним из специализированных научных институтов Омска при непосредственном участии сотрудников отдела организации движения управления ГАИ Воронежской области. Строительные и пуско-наладочные работы провели работники специализированного монтажно-эксплуатационного участка (СМЭУ), созданного при ГАИ (ныне это МБУ «Центр организации дорожного движения»). Правда, денег на датчики тогда не хватило, но уж «зеленая волна» на стыке веков исправно работала на десятке городских магистралей.

Сейчас все это можно реанимировать. Требуется лишь рутинная работа специалистов: обновить сведения о транспортных потоках, установить современные контроллеры и датчики, рассчитать новые программы координации движения. Давно разработано и соответствующее программное обеспечение для решения таких задач, поэтому можно обойтись без логарифмической линейки и калькулятора.

Но не видно таких спецов в современном «Центре организации дорожного движения». Похоже, и смена руководства учреждения в начале этого года не изменила ситуацию. Примеры очевидных ляпов в организации светофорного регулирования уже не раз освещались на страницах нашего издания. Не стало их меньше и сейчас. Правда, вешать на столбы светодиодные светофоры вместо ламповых пока получается: по сообщениям пресс-службы мэрии, в этом году их поменяли уже на 20 перекрестках. Ну хоть что-то еще умеем, кроме раздачи обещаний.

Жаль только, что и в конце второго десятилетия XXI века, в разгар всеобщего импортозамещения мы уповаем на иностранцев даже в тех вопросах, где до недавнего времени были довольно прогрессивны и абсолютно самостоятельны.

 

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №36 от 30 августа 2017

Заголовок в газете: В ожидании чуда

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру