Как воронежским чиновникам и депутатам живется при богатых женах

Некоторые высокопоставленные супруги фигурируют в списках Forbes

Российская версия журнала «Форбс» опубликовала рейтинг самых обеспеченных госслужащих и политиков России. 24-е место в престижной таблице досталось семье воронежского депутата областной Думы Григория Чуйко. Дело в том, что в основу рейтинга ложится не только задекларированный доход конкретного служащего или депутата, а совокупный доход членов его семьи.

Некоторые высокопоставленные супруги фигурируют в списках Forbes

Чудеса семейного маркетинга

И надо сказать, этот подход оправдал себя: мы никогда не узнали бы о том, как хорошо живут наши политики и чиновники, если бы не их жены. Например, в семье господина Чуйко доходы распределяются так: муж, председатель совета директоров завода «Воронежсельмаш», заработал за год скромные 622 тысячи рублей. А вот его супруга принесла в домашнюю копилку — ни много ни мало — 531 миллион. Подобная эмансипация в высоких кругах не нонсенс, а тенденция. Супруга президента Татарстана Гульсина Минниханова задекларировала в прошлом году доход в 2 миллиарда 351 миллион рублей, в то время как ее власть предержащий муж заработал какие-то жалкие на этом фоне семь с половиной миллионов. Другой пример — Ольга Богомаз, жена губернатора Брянской области. Она заработала 864 миллиона рублей, являясь совладелицей фермерского хозяйства «Богомаз», специализирующегося на производстве картофеля. Доход ее чиновного мужа при этом составил символические 3,6 миллиона рублей.

Рейтинг журнала заставляет нас поверить, что в татарских семьях, где, как утверждают злые языки, по-прежнему силен патриархальный догматизм, жены сильных мира сего вдруг взбунтовались и заткнули за пояс своих сиятельных мужей. А также нужно поверить, что вип-жены больше не занимаются шопингом в Милане, а трудятся не покладая рук на ниве бизнеса и маркетинга. Однако много ли ума было нужно той же Ольге Богомаз, чтобы достичь высоких финансовых показателей? Думаю, вполне достаточно назвать свое предприятие емким словом «Богомаз», и вряд ли в Брянской области кто-то сможет достойно конкурировать с фирмой, носящей имя действующего губернатора. Вот вам и весь маркетинг.

Совладелица компаний петербургского холдинга «Лидер групп» Александра Новикова тоже заработала в 2016 году много денег — 646 миллионов рублей. А вот муж ее подкачал, принес в семью меньше пяти миллионов, хоть и депутат Госдумы.

Примеры можно продолжать. Но о чем на самом деле может рассказать сказка о богатых женах серьезных, власть имущих мужей? Более или менее понятно, почему столь трудолюбивыми и талантливыми менеджерами оказываются супруги высших государственных чинов. Им, чинам, иметь бизнес не положено, поэтому все его тяготы — заполнять декларации, подписывать документы, ставить подписи в непонятных бумажках — берут на себя их самоотверженные жены.

Но для депутатов вроде бы таких ограничений нет. Мандат не препятствует занятиям бизнесом, и парламентариям вовсе не обязательно изображать из себя бессребренников при обеспеченных женах. Неужели народные избранники чувствуют некий дискомфорт, оглашая свои истинные доходы перед избирателями? Неужели им неловко владеть десятками участков и декларировать сотни миллионов в то время, как их избиратели покупают дешевые сосиски по акциям? Что ж, такое трепетное отношение к электорату вызывает уважение. Тот же Григорий Чуйко, например, указал в декларации, что владеет квартирой, гаражом и подвалом. И слово «подвал» в этом списке выглядело наиболее трогательно. Как-то сразу захотелось пожалеть человека, который был президентом «Факела», потом стал главой завода, занимает видное место в «Единой России», а за душой имеет подвал… Ни тебе виллы в Марбелье, ни даже просто квартирки в Болгарии. Несправедливость, однако.

«Ничего своего у тебя нет!»

Воронежская публика в свое время потешалась, когда председатель областной Общественной палаты Неля Пономарева обскакала по доходам своего мужа-олигарха, основателя и владельца молочной империи Аркадия Пономарева. Было смешно, и на следующий год супруги поправились, перераспределили меж собой доходы, чтобы не выглядело так уж нелепо. Неля Пономарева по образованию врач дерматовенеролог. Каким-то чудным образом она защитила диссертацию по специальности, не имеющей к медицине никакого отношения. Зачем? Наверное, чтобы должности, на которых она числится в бизнесе мужа, не вызывали гомерического хохота. И чтобы задекларированные ею доходы не выглядели слишком уж вызывающе. Но даже и после всего этого хочется задать вопрос: зачем? Зачем все эти ухищрения? Ладно еще, когда муж — президент республики или глава региона. Но если он депутат? Зачем ему прятаться за изя­щной спиной своей жены? Какое такое неудобство он скрывает перед своими избирателями? Избиратели — не дураки, не на Луне живут и давным-давно все про всех депутатов знают.

Так посмотришь на списки «Форбс», и не позавидуешь нашим сильным мира сего. Ничего своего у них нет: бизнес на женах, собственность на них же. Волей-неволей вспоминается «Берегись автомобиля» — вечная наша классика. «Ничего своего у тебя нет! — восклицал колоритный герой Анатолия Папанова, — ты голодранец!» Вот так и наши депутаты. Живут альфонсами при богатых женах, владеют подвалами, бедолаги. Жалко их.

 

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №36 от 30 августа 2017

Заголовок в газете: Сиятельные голодранцы

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру