В музее Крамского открылась выставка работ первого русского импрессиониста

Выставку Петра Ганского можно увидеть в художественном музее имени Крамского до 1 октября

Воронежская публика впервые знакомится с творчеством Петра Ганского. Сегодня его имя известно лишь узкому кругу ценителей живописи. Тем не менее в начале прошлого века он входил в плеяду выдающихся мастеров наряду с Петром Нилусом и Кириаком Костанди. Жена Ивана Бунина называла Ганского первым русским импрессионистом.

Выставку Петра Ганского можно увидеть в художественном музее имени Крамского до 1 октября
Фото Persha.kr.ua

Экспозиция, представленная в музее имени Крамского, совсем небольшая, но впечатление оставляет неизгладимое. Картины Ганского насквозь пропитаны солнцем и теплом. Когда стоишь возле его небольших этюдов, то невозможно отделаться от ощущения, что вот сейчас еще шаг — и ты  кажешься на залитой золотистым светом улочке итальянского городка, где нагретые камни мостовой пахнут солнцем, морем и чем-то настолько невыразимо притягательным, что не захочется возвращаться в свои серые будни. Мягкой пастелью красок, легкой небрежностью мазков и как будто некоторой незавершенностью линий Петр Ганский передает мимолетность запечатленного мгновения.

В 1903 году одесские газеты писали о нем: «…Ганский Петр Павлович — среднего роста, блондин, худощавый, нервный. Он очень талантлив. Ганский — не разбрасывается. Специальность его — парижская женщина во всех случаях ее пестрой жизни. Строгость рисунка он вынес из мастерской Жерома. Зимой и осенью живет в Париже, лето проводит в имении отца под Одессой, принимает участие в выставках Товарищества южнорусских художников…».

Ганский человек удивительной судьбы: родился под Одессой, учился в Париже, стал иезуитом и постригся в монахи во Франции. Он дружил с Николаем Рерихом и Иваном Буниным…

Семья Ганских обосновалась на Украине при Екатерине II, когда Стефан Ганский, служивший секретарем у кардинала Ришелье, поменял свои владения в Галиции на земли в Херсонской губернии. Здесь в деревне Николаевка родился будущий импрессионист. Петр Ганский получил начальное художественное образование в Елисаветграде, затем стал вольным слушателем Петербургской Академии художеств и учеником Парижской Школы изящных искусств в классе Жана Леона Жерома.

Художник много времени проводил за границей, что нашло отражение в его этюдах: вечерний Париж, день на острове Капри или узенькие улочки старинных итальянских городков. Его работы частвовали не только в выставках Товариществ южнорусских художников, но и в парижских салонах.

Революция в России чуть не стоила Ганскому жизни. Имение семьи было разгромлено, а сам художник арестован и приговорен к расстрелу. И только благодаря своему другу Ивану Бунину первый русский импрессионист чудом избежал смерти. По воспоминаниям жены писателя Веры, им с супругом удалось выкупить Ганского у чекистов за семьдесят тысяч рублей. Эмигрировав во Францию, художник принял католический сан и постригся в монахи. Тем не менее до конца жизни не бросал кисти и краски.

После революции имя Ганского вычеркнули из культурной жизни нашей страны. Долгое время не знали ни точных дат его жизни, ни числа оставленных им картин. И только чудом его архив сохранился у родственников. Несколько лет назад в Доме русского зарубежья имени А. Солженицына в Москве прошла первая выставка работ Петра Ганского, подготовленная редакцией журнала «Таллинн».

И вот теперь Воронеж принимает выставку «Петр Ганский. Возвращение». Медленно, но верно наследие русского импрессиониста возвращаются к своему зрителю. Все произведения, представленные в музее Крамского (а их около ста), привезены из Эстонии, где сегодня живут родственники художника.

Акварельные миниатюры и эскизы, словно прикрытые легкой вуалью, не спеша раскрывают свою прелесть внимательному зрителю. Чем больше кружишь по залу, тем меньше хочется отсюда уходить. Неизъяснимое очарование маленьких картин увлекает и согревает. Мастер уловил самую суть запечатленного им момента. И зрителю только остается удивляться точности и простоте метода изображения, благодаря чему от каждой картины веет своим настроением и ароматом: сырым теплым воздухом дождливого Парижа, душной красотой Венеции, соленым морским бризом или тихим очарованием церкви Сен-Жермен-де-Пре. Кстати, искусствоведы часто называют этюды Ганского путевыми заметками о повседневной жизни.

Выставку Петра Ганского можно увидеть в художественном музее имени Крамского до 1 октября.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №34 от 16 августа 2017

Заголовок в газете: Возвращение петра ганского

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру