Почему работа ГИБДД видна только в интернете

Народ уже истосковался по реальной помощи ГИБДД на дорогах

В последнее время недели не проходит, чтобы ГИБДД не сообщила на своем сайте о проведении какой-либо профилактической операции: «Трактор» следует за «Автобусом», а «Пешеход» сталкивается со «Сложностями перехода», «Нетрезвый водитель» борется за место под солнцем с «Мотоциклистом». Алгоритм давно отработан: релиз, сюжет на местном телевидении, отчет, фанфары. Вот только на дороге все также страшно…

Народ уже истосковался по реальной помощи ГИБДД на дорогах
Фото Belaruspartisan.org

Ну а накануне нового учебного года Госавтоинспекция традиционно проводит различные акции по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма. 10 августа в Воронежской области было объявлено о начале профилактической кампании под обнадеживающим названием «Безопасная дорога в школу». К участию в акции приглашены не только педагогические коллективы и общественные организации, но и все неравнодушные граждане.

ГИБДД просит сообщать по электронной почте обо всех выявленных нарушениях в содержании проезжей части, дорожных знаков и разметки пешеходных переходов в районах школ, детских садов и других образовательных учреждений. Приветствуется подтверждение изложенных в заявлении фактов фотографиями и видеоматериалами.

Безопасность детей — это дело, конечно, святое. Однако в соцсетях этот призыв неожиданно вызвал у воронежцев серьезную волну непонимания и негодования. Вот лишь несколько нелицеприятных высказываний: 

— «А самим проехать и глянуть не судьба?»

— «А зачем тогда ГАИ, если обычные люди должны делать за них работу и выявлять не обустроенные пешеходные переходы?» 

— «Разве ГИБДД не обязана направить инспекторов и проверить все пешеходные переходы возле школ, а также составить предписания муниципальным органам в случае несоответствия этих переходов требованиям безопасности?»

— «…Что за привычка перекладывать свои прямые обязанности, а также ответственность за их невыполнение на Глаш и Маш? Если родители не напишут, то и работать не надо? У нас в городе всего сотня школ. Поднимайте свои пятые точки от мягких кресел и приводите переходы в порядок!»

Зри в корень

Оппонентов можно понять: накипело! Во-первых, руководство ГИБДД уже не раз открыто заявляло, что за знаки, разметку и светофоры отвечает муниципалитет, а не Госавтоинспекция. И с этим нельзя не согласиться.

Аналогичные по содержанию письменные ответы получают сотни воронежцев, по привычке обращающиеся в полицию за помощью в данном вопросе. Максимум, на что может сподобиться ГАИ, — переслать обращение в соответствующее управление администрации города. Так к чему такой пафос накануне Дня знаний?

Ну а, во-вторых, уже два года действует приказ МВД РФ №380, который утвердил регламент по осуществлению государственного надзора в части соблюдения правил и стандартов при ремонте и эксплуатации автомобильных дорог. Согласно п.10 этого документа сотрудники ГИБДД просто-таки обязаны изучать условия дорожного движения, принимать меры по совершенствованию организации движения транспортных средств и пешеходов, выявлять причины административных правонарушений и условия, способствующие их совершению, устранять угрозы безопасности граждан. В случае выявления нарушений обязательных требований — оформлять акт о выявленных недостатках в эксплуатационном состоянии автомобильной дороги (улицы).

Причем все эти мероприятия должны исполняться на постоянной основе, а не только в период акций и операций. Даже при каждом выезде на место ДТП сотрудник ДПС должен устанавливать и фиксировать наличие дорожных условий, сопутствующих аварии, а также недостатков в эксплуатационном состоянии дороги. 

Результатом качественного исполнения Госавтоинспекцией своих задач является неукоснительное соблюдение всеми участниками дорожного движения обязательных требований безопасности при эксплуатации дорог, пресечение таких нарушений с принятием предусмотренных действующим законодательством мер. Проще говоря, порядок на дорогах должен контролироваться всегда, а не только в ходе очередной акции. 

По сути, любое нарушение в содержании технических средств организации движения в городе может выявляться довольно оперативно: у нас десятки экипажей ДПС постоянно находятся на линии. Они не могут не видеть исчезающую разметку, отсутствующий после урагана дорожный знак или неработающий светофор.

А ведь в штате ГАИ есть еще и специализированное подразделение (дорожная инспекция), инспектора которого только этим и должны заниматься: выявлять нарушения в содержании дорог и технических средств организации движения, выдавать обязательные для исполнения предписания, возбуждать дела в отношении должностных лиц. 

Если же сами граждане выявляют факты ненадлежащего исполнения утвержденного порядка, то речь уже может вестись об ответственности сотрудников ГИБДД за бездействие в работе. Но это в теории.

Двойные стандарты

На практике инспектора не обращают никакого внимания на бардак со знаками и разметкой. Неравнодушные заявители в лучшем случае получают на свои жалобы пустые отписки. И не только по заявлениям с просьбами нанести разметку или установить дорожный знак. 

Как-то один гражданин написал в ГАИ заявление о наглом владельце огромного внедорожника, который застолбил часть тротуара под личную парковку. К заявлению приложил несколько фотографий, на которых прекрасно видны суть нарушения и регистрационные знаки автомобиля (В…ВВ36). Полученный спустя месяц ответ обескуражил: видите ли, они не смогли установить водителя джипа. И это притом, что он каждый день там паркуется. Как говорится, «я плакалъ».

Аналогичный пофигизм демонстрирует ГАИ и при рассмотрении жалоб на ямы и ухабы. За редким исключением оказывается, что наказывать либо никого, либо не за что. Не оставляют люди без внимания и просьбы ГАИ о направлении в их адрес видеозаписей с фактами злостных нарушений правил самими водителями. Но тут зачастую новая «засада»: либо номер не удалось разглядеть, либо сроки давности привлечения истекли. Иногда стиль ответа просто умиляет: «Мы ему звоним, а он не приходит». Ну, прямо жалко служивых становится после такого к ним отношения.

В попытках обжаловать несправедливое постановление водители частенько пытаются доказать, что их нарушение не было предумышленным: всего лишь знаки были не видны в ветвях деревьев, а разметка и вовсе отсутствовала. Показывают видео и фотографии, приводят цитаты из ГОСТов. В ответ слышат от начальников в погонах заученную мантру о том, что эти нормативные акты пишутся не для водителей и нечего, мол, умничать. 

И вот только на время профилактических операций Госавтоинспекция жить не может без знатоков ГОСТов и ждет от них исчерпывающий перечень нарушений с приложенными видеоматериалами. Видимо, такая политика двойных стандартов стала слишком очевидной и вызвала резкое неприятие очередного приглашения к участию в показной акции.

Пиар на крови

Действительно, народ уже истосковался по реальной помощи ГИБДД на дорогах. Ведь еще 20 лет назад обещали отменить «палочную систему», превратить ГАИ в надежного помощника и защитника законных прав и интересов граждан. На деле — прежние беспричинные остановки в поисках оснований для наложения штрафа, незаконные просьбы пописать за углом в стаканчик с последующим откровенным вымогательством денег.

После звонка в ГАИ на место ДТП прибывают какие-то коммерсанты-аваркомы с подмоченной репутацией и жадным блеском в глазах. При этом и с беспредельщиками на дорогах бороться некому. В лучшем случае — радар в кустах под охраной мужика в камуфляже для пополнения бюджета.

Зато в новой редакции регламента МВД, наконец-то, предложило запретить инспекторам ГИБДД курить и грубо выражаться при разговоре с участниками дорожного движения. Как говорится, и на том спасибо. 

Руководство ГАИ лишь иногда озвучивает безрадостные цифры статистики. Вот из последнего: «…за 5 месяцев на территории города произошло 156 ДТП с участием пешеходов, в которых 21 человек погиб и 136 ранены. Зарегистрировано 17 ДТП с участием детей-пешеходов».

А вот еще более свежие и страшные данные официальной статистики. За 7 месяцев 2017 года в Воронеже произошло 605 ДТП (+6,5%), в которых 55 (+22,2%) человек погибло и 722 (+3,7%) ранено. Почти 40% всех ДТП — наезды на пешеходов. Под колесами автомобилей погиб 31 (+82.4%) пешеход и 211 (+1,0%) ранены. С участием детей произошло 68 (+9,7%) ДТП. В этих ДТП погиб 1 ребенок и ранено 70 (+6,1%). Пассажиром быть тоже страшно: в 64 (+433,3%) ДТП с участием автобусов 5(+400%) человек погибло и 81 (+326%) ранен.

Приведенные цифры свидетельствуют о фактическом провале работы по обеспечению безопасности дорожного движения в областном центре. В свете изложенного рассказы полицейского начальства о высокой эффективности слетов юных инспекторов движения и прочих пропагандистских кампаний вызывают лишь грустную усмешку.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №34 от 16 августа 2017

Заголовок в газете: Вот кампания какая

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру