Вакханалия запретов по-воронежски: сопротивление бесполезно?

По самым скромным оценкам количество "мослов" (так в просторечии называют эти знаки) в городе уверенно приближается к 2000 штук.

На ремонт дорог областного центра в этом году выделено более 3 млрд руб. Расходы на установку новых дорожных знаков на этом фоне можно считать мизерными: какие-то «жалкие» десятки млн руб. в год.

По самым скромным оценкам количество "мослов" (так в просторечии называют эти знаки) в городе уверенно приближается к 2000 штук.
Двор по ул. Хользунова, 72б. Спасение мусорной площадки от архитектурного бандитизма с помощью знаков. Фото автора

Однако наши чиновники и с такими скромными финансовыми возможностями умудряются внести заметные изменения в цветовую гамму городских улиц. Несмотря на буйство летней зелени, в глазах уже рябит от синих кругов в красной окантовке. Если кто еще не понял, то я о знаках, запрещающих остановку и стоянку транспортных средств.

В предыдущие два года руководителем городского управления транспорта Владимиром Анисимовым и его заместителем Владиславом Ярцевым подписаны десятки приказов об установке таких знаков. По самым скромным оценкам количество "мослов" (так в просторечии называют эти знаки) в городе уверенно приближается к 2000 штук. Кстати, всего в Воронеже около 7000 дорожных знаков.

Если верить тексту нормативных актов, опубликованных на сайте администрации города, такие меры принимаются исключительно «для повышения безопасности движения и пропускной способности дорог». Если судить по названиям улиц с запретами, то очаги аварийности у нас уверенной поступью следуют от центра к окраинам, от проспектов — к межквартальным проездам и дворовым территориям. На самом деле это, конечно, не так. Львиная доля ДТП в Воронеже, как и прежде, совершается на магистральных улицах. Но бюджет-то осваивать надо!

В начале 2017 года местные чиновники нашли новое применение запрещающим знакам. Владислав Ярцев тогда заявил, что снег на дорогах города у нас хронически не убирается по причине излишней «запаркованности» улиц. И вот уже на 26 улицах города красуются сотни новеньких красно-синих жестянок с табличками, информирующими о запрете ночной парковки (с 00 час. до 06 час.) под угрозой эвакуации транспортного средства.

Честно говоря, снега и наледи на дорогах после такой новации меньше не стало. Ну, а по весне один дотошный автомобилист поинтересовался: нельзя ли на летний период убрать никому не нужные знаки, отвлекающие внимание водителей от более насущных дорожных проблем: плохо различимых в грязи ям и неожиданно появляющихся под колесами пешеходов.

Однако недавно назначенный на должность директор »Центра организации дорожного движения» Юрий Трофимов ответил, что «установка этих дорожных знаков не была связана с уборкой снега, в связи с чем наступление весеннего сезона не является основанием для их демонтажа». Видно, был не в курсе предшествующего заявления своего начальника и потому немного оконфузился.

С чем же в таком случае была связана такая массированная запретительная акция — начинающий руководитель умолчал. Догадывайтесь, мол, сами. Боюсь предположить: неужто для обеспечения фронта работ изголодавшимся в последнее время эвакуаторным службам?

Дворовые истории

Но деньги в бюджете, видимо, еще есть. И вот разноцветные гирлянды запрещающих знаков запестрели уже и в жилых кварталах спальных районов. Следом во дворах появилась дружная команда неугомонных эвакуаторов во главе с гаишниками. В связи с этим возникает несколько щекотливых вопросов. Ну, например: неужели ГАИ больше нечем заняться в миллионном городе, кроме как лазить по дворам в поисках неправильно припаркованных на ночлег машин? Наверное, у нас все до единого водители стали пропускать пешеходов на переходах, маршрутчики стали «белыми и пушистыми», а мотоциклисты — образцами для подражания.

Как бы то ни было, но я не могу поверить, что количество заторов и столкновений во дворах многоэтажек и на дворовых проездах настолько велико, что ГАИ вынуждена оставлять без надзора за движением улицы Плехановскую, Кирова, 9 Января, Димитрова, Ленинский проспект и другие заведомо аварийные магистрали.

А может, чиновники и сотрудники ГАИ попросту идут навстречу малому (и почти родному) бизнесу и обеспечивают ему необходимое прикрытие? В принципе, после стольких громких коррупционных скандалов в мэрии и Госавтоинспекции уже ничему удивляться не приходится.

Ну, какая аварийность во дворе дома №72б по улице Хользунова? Ответ — никакая. А вот с парковкой там, действительно, огромная проблема: это ж надо было додуматься до строительства 4-подъездной высотки на таком крохотном пятачке! Тут уж не до выделения площадок под парковку: для мусорных баков едва место нашли. Но чиновники издали приказ об установке запрещающих знаков и легким росчерком пера переложили все проблемы на водителей. Теперь именно они стали злостными нарушителями, чьи автомобили подлежат принудительной эвакуации от родного дома на специализированную площадку.

По свидетельствам жителей другой высотки, что на Шишкова, эвакуаторы с инспекторами ДПС гостят у них практически каждое утро и без добычи, естественно, не остаются. Притом, что заселены еще меньше половины квартир — разрешенных для парковки мест уже не хватает.

В этой связи неминуемо возникают вопросы и к проектировщикам новых жилых кварталов. По действующим нормам размер площадки для временной парковки автомобилей должен планироваться из расчета 0,8 кв.м. на каждого жителя дома.

Есть и другой вариант расчета, но он еще страшней для застройщиков: «число мест хранения автомобилей следует определять исходя из уровня автомобилизации на расчетный срок: 350 легковых автомобилей на 1000 чел.» Можете сами прикинуть количество жителей 20-этажного дома на 10 подъездов и узнать потребное количество мест для парковки. Ну, а потом сравнить с реалиями жизни.

По какому праву

Год назад депутаты Госдумы сделали попытку сократить перечень оснований для задержания автомобиля. Они запретили эвакуацию из-под запрещающих знаков, если рядом с ними отсутствуют таблички »Работает эвакуатор». Однако чиновники на местах легко дезавуировали введенные ограничения повсеместной установкой требуемых табличек практически под каждым знаком  "Остановка запрещена". В итоге, законодательная новелла лишь увеличила расходы бюджетных средств на установку знаков, но не сократила число запретных зон. Это прекрасно видно и на улицах Воронежа.

Бороться с такой неприкрытой любовью властей к запретительным мерам практически невозможно. Действующий ныне ГОСТ по установке знаков не обременяет организаторов движения какими-либо ограничениями и критериями, а просто констатирует: «знак »Остановка запрещена» применяют для запрещения остановки и стоянки транспортных средств». В нормативных документах детально прописаны геометрические параметры знака, на какой высоте он должен быть установлен, с какого расстояния его должны видеть водители. Нет ответа только на один вопрос: »Каковы основания для его установки?» Получается: захотел и запретил!

В результате запрещающие знаки с легкостью устанавливаются в любых местах не только по личному усмотрению чиновников, но и по просьбам «уважаемых» людей и организаций. И все прикрывается неуемной заботой о пресловутой безопасности. Впрочем, тут и до произвола недалеко. Все зависит от того, с какой стороны на это посмотреть.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №33 от 9 августа 2017

Заголовок в газете: Эх, знак, еще знак

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру