В Воронеже прошла межрегиональная конференция по кардиохирургии

В ходе форума проведены пять операций высокого риска

Помнится, булгаковский Воланд говорил Берлиозу: «Да, человек смертен, но это было бы еще полбеды. Плохо то, что он иногда внезапно смертен, вот в чем фокус!».

В ходе форума проведены пять операций высокого риска

В понимании рядового обывателя внезапная смерть – это обычно инфаркт или инсульт. Буквально: шел человек по улице, неожиданно схватился за сердце, упал и умер. Лет 10 назад мне посчастливилось взять комментарий для публикации у гениального кардиохирурга Лео Антоновича Бокерии. Он тогда сказал фразу, которая врезалась в память: сердце у человека может заболеть всего один раз в жизни, но этот раз может стать последним. Медики называют это ВСС - внезапная сердечная смерть.

Мультидисциплинарный подход

Действительно, от инфаркта или инсульта люди порой умирают мгновенно. Но лишь порой – современная медицина достигла серьезных успехов, и число именно ВСС неуклонно снижается. Это происходит благодаря множеству факторов, основные из которых - масштабная диспансеризация населения, когда болезни сердечно-сосудистой системы выявляются на раннем этапе, а также внедрение инновационных медицинских технологий (имплантируемые устройства, способные следить, выявлять и с помощью электрических импульсов лечить жизнеугрожающие аритмии). И по умолчанию - благодаря высокой квалификации медиков – ведь даже самая фантастическая техника пока не способна сделать операцию без участия человека.

Успехи наглядны: печальная еще буквально несколько лет назад статистика сегодня меняется в лучшую сторону – если раньше в общей структуре смертности в России вклад от сердечно-сосудистых заболеваний составлял около 60 процентов, то в последние пару лет он колеблется уже в пределах 50 процентов. В некоторых европейских странах этот показатель еще ниже – например, во Франции около 22%, в Германии – 35% (данные на 2016 год, приведены заместителем министра здравоохранения Татьяной Яковлевой на всероссийской научно-практической конференции "Медицина и качество").

Как пояснил главный кардиохирург Центрального федерального округа Сергей Ковалев, сейчас Европа пожинает (в хорошем смысле этого слова) плоды программ оздоровления, которые принимались у них еще примерно в 70-х годах прошлого века. Это весьма долгосрочные программы, в России они начали внедряться относительно недавно, и ощутимый результат придет не сразу.

Между тем снижение смертности и увеличение продолжительности жизни пациентов кардиологического профиля требуют от медиков непрерывных поисков решения новых проблем. Недавно в Воронежской областной клинической больнице №1 прошла межрегиональная научно-практическая конференция по кардиохирургии. Событие для региона знаковое – форум посетили ведущие специалисты из Москвы, Санкт-Петербурга, Кемерово, а также представители Польши. Своим опытом с воронежскими медиками поделились академик РАН, главный кардиохирург Санкт-Петербурга и Северо-Западного федерального округа Геннадий Хубулава, главный научный сотрудник Центра сердечно-сосудистой хирургии им. А.Н. Бакулева, член-корреспондент РАН Ольга Бокерия, заместитель руководителя Европейской ассоциации аритмологов, профессор Михаил Худзик (г. Лодзь, Польша) и другие именитые ученые и врачи.

Участники конференции

Одна из ключевых тем форума была посвящена особенностям ведения пациентов с имплантированным устройством. Дело в том, что как раз в связи с увеличением продолжительности жизни, в кардиостимуляторах, а также в других более сложных устройствах нуждаются все больше пациентов.

- В нашем кардиохирургическом центре ежегодно проходят около трех с половиной тысяч операций на сердце. Львиная доля вмешательств – высокотехнологичные, когда пациенту имплантируется либо искусственный клапан, либо кардиостимулятор, либо устройства для предупреждения внезапной смерти и лечения сердечной недостаточности, различные протезы сосудов и т.п., - комментирует Сергей Ковалев. – Как вести этих пациентов, как наблюдать за ними? Например, человеку с имплантированным стимулятором сердечного ритма после выписки необходимо регулярно делать МРТ, а это обследование противопоказано для таких пациентов из-за влияния магнитного поля на имплантированные устройства. Эту, а также ряд других проблем мы сейчас пытаемся решить совместными усилиями, поэтому конференция имела практический подход – мультидисциплинарный взгляд сердечно-сосудистых хирургов, кардиологов, специалистов по рентгенэндоваскулярной диагностике и лечению.

В рамках НМО

По мнению профессора Ковалева, еще одна немаловажная и очевидная проблема – подготовка кадров, особенно в районных больницах и селах. Технологии совершенствуются из года в год, и современная аппаратура требует грамотного обращения.

- Ведь больной в стационаре находится недолго, потом после выписки он идет к участковому врачу, а тот должен знать, как вести такого пациента. Именно поэтому на следующий год мы планируем провести конференцию в новом формате – с привлечением участковых терапевтов, врачей первого контакта, специалистов функциональной диагностики, - рассказал хирург.

К слову, конференция проходила в рамках программы непрерывного медицинского образования (НМО). То есть, участники не только выступали с докладами и слушали своих коллег, но и получали так называемые образовательные кредиты – своего рода баллы, которые нужны специалисту для подтверждения своей квалификации - если раньше медик для получения сертификата совершенствовался раз в пять лет, то сегодня он должен делать это ежегодно. Поэтому в ходе работы международного форума прошли пять операций высокого риска, которые транслировались для всех участников. Например, протезирование аортального клапана воронежские хирурги провели с участием академика Геннадия Хубулавы.

После в интервью одному из местных телеканалов Хубулава вполне справедливо заметил, что «врач, который забыл, что он вечный ученик - это уже плохой врач» - в общем, учиться и постоянно совершенствоваться не зазорно даже экспертам с мировым именем.

Ну а техническая база для «постоянного совершенствования» в воронежском кардиохирургическом центре не уступает ведущим российским и зарубежным клиникам – центр оборудован тремя операционными, одна из которых предназначена для проведения гибридных вмешательств. Первая в ЦФО гибридная операционная - гордость воронежских хирургов. Ранее «МК в Воронеже» уже писал о ее возможностях и преимуществах, которые заложены в самом названии. Такая операционная позволяет совмещать открытые операции на сердце и эндоваскулярные процедуры. Например, когда после малоинвазивного вмешательства под ангиографом пациенту срочно требуется открытая операция на сердце, и она проводится тут же, без рискованных перемещений больного по клинике.

Движение - жизнь

Форум «команды сердца» длился два дня и вышел крайне насыщенным по числу докладов и лекций. Разумеется, времени на все не хватило – уж слишком обширна тематика того, что связано с человеческим сердцем. Так что участники пришли к логичному выводу, что «нужно чаще встречаться». Есть шанс, что подобная конференция пройдет в Воронеже и в следующем году…

Ну а возвращаясь к словам мрачноватого булгаковского персонажа, мы спросили у профессора Ковалева – как же все-таки избежать внезапной сердечной смерти? Как это происходит?

- Вообще, если не брать различные врожденные аномалии и пороки, мгновенная смерть чаще всего происходит от острого инфаркта – когда тромб закрывает крупную артерию – грубо говоря, как воду перекрыли, - говорит доктор. - К сожалению, все чаще подобное случается у молодых людей. Почему самая опасная бляшка - молодая? Смотрите, какая любопытная картина: на стенке сосуда образуется липидное пятно, которое суживает сосуд процентов на 20. То есть, особо на его проходимость не влияет, человек себя чувствует хорошо. Но эта бляшка имеет очень слабую стенку и при стрессе или скачке давления легко лопается.  Реакция организма мгновенная – на место разрыва устремляются тромбоциты, и образуется тромб, который впоследствии может привести к внезапным летальным последствиям. Между тем у старичков стеноз сосуда может достигать и 80 процентов, но там отложение на стенке росло годами, и оно крепкое как кирпич, не рвется. Плюс за годы пожилые люди привыкают к такому состоянию – по аналогии с альпинистами, которые постепенно поднимаются в гору и приспосабливаются к гипоксии…

По словам профессора, инфаркт и инсульт заметно помолодел по двум простым причинам – люди стали мало двигаться и слишком сытно есть. Неправильное питание, отсутствие физической подготовки – нынешнее поколение все больше времени проводит в гаджетах, и если раньше наказанием для ребенка был запрет выйти погулять, то сейчас – все наоборот - порой чадо чуть ли не с руганью выгоняешь на свежий воздух.

Вот и приходится главному кардиохирургу ЦФО вместе с коллегами все чаще наблюдать неутешительную картину, когда коронограмма 30-40-летнего пациента больше похожа на то, что раньше встречалось у людей весьма преклонного возраста. Но тут уже медицина бессильна – если человек своим образом жизни сам загоняет себя в гроб, даже самые распрекрасные специалисты смогут лишь ненадолго отсрочить неизбежное.

 

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №31 от 26 июля 2017

Заголовок в газете: Команда сердца

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру