Как москвичи берут Воронеж через антимонопольный дымоход

Правовой спор двух кулинарных лавок отдан на суд интернет-пользователей

В Воронеже обнаружился новый способ проникновения сюда столичных капиталов: некая московская фирма предъявила свои права на словосочетание «Кулинарная лавка», которое на Руси существовало века, пережило царизм и социализм, а в новейшей истории стало частной собственностью тех, кто догадался приватизировать их — типа, интеллектуальный продукт, рожденный в муках творчества.

Правовой спор двух кулинарных лавок отдан на суд интернет-пользователей

А местная вертикаль то ли готова присесть перед «столичной штучкой», то ли растерялась от неожиданности и решила разделить ответственность с обществом: на сайте антимонопольной службы появилась удивительная информация.

«Воронежское УФАС предлагает посетителям сайта voronezh.fas.gov.ru принять участие в опросе о сходстве коммерческих обозначений в период с 24.05.2017г. по 24.06.2017г. Информация, полученная от Вас, будет иметь большое значение.

Является ли коммерческое обозначение «Кулинарная лавка братьев Караваевых» (г. Москва) сходным до степени смешения с коммерческим обозначением «Кулинарная лавка Варвары» (г. Воронеж) (создается ли у Вас впечатление о наличии каких-либо связей между указанными организациями)?»

Далее УФАС пояснило, что получило заявление некоего ООО «Селена» о нарушении его исключительных прав «Кулинарной лавкой Варвары», которая уже лет пять в Воронеже тоже производит выпечку и торгует ею, фактически оказывая прямую конкуренцию московской «Кулинарной лавке братьев Караваевых». И название воронежской лавки «может быть сходно до степени смешения с товарными знаками, правообладателем которых является ООО «Селена».

Дело назначено к рассмотрению на 27 июня 2017 года.

Обычно журналисты не называют торговые точки по имени, чтобы не давать им лишней рекламы, но тут называть приходится: дело-то — именно в названиях. И мы теперь все — господа присяжные заседатели. Хотя на самом деле от нас вряд ли что-то зависит.

Сисадмин в законе

Первое впечатление от сообщения УФАС — что это просто анекдот. Или шутка. Но на календаре вовсе не 1 апреля. Сообщение вполне официальное; какие уж тут шутки.

Вторая мысль — о новом слове в законах. Выходит, теперь анонимы будут голосовать и определять чью-то вину, меру, степень, глубину. А опыт наблюдения за голосованиями на разных литературных и журналистских конкурсах говорит однозначно: там, в сетевых голосованиях, вовсе не мнение населения, а чудеса, там леший бродит... Особенно на конкурсах с денежными призами. Болтается, например, какой-нибудь субъект голосования в самом низу рейтинга, и комментарии к нему строги, но справедливы: отстой, мол, чистое графоманство. И вдруг перед подведением итогов субъект этот за день-два, а то и за часы набирает такое количество голосов, что становится победителем, опережая гораздо более качественные работы.

Диагноз этому явлению поставлен давно: робот-с. Компьютерные программы способны накрутить, кому угодно, столько голосов, сколько тому пожелается. И фактически итог подобных голосований определяется системными администраторами: у кого робот круче, тот и победит.

Многие удивляются в комментариях: интеллектуальная собственность на расхожие названия — это бред сивой кобылы! И надо еще посмотреть, не прикарманил ли кто-нибудь словосочетание «Торговый центр», тогда последствия этого в Воронеже могут быть печальными. И вообще, мы платим жуликам за мифические «услуги ЖКХ» — это уже привычно, поголовно оплачиваем капремонт в чужих домах и дань «Платону» с большой дороги, но чтоб платить залетному дяде за то, что он приватизировал русский язык, — это феноменально! Они так приватизируют «книжную лавку» или, извините, «общественный туалет» — деньги ж не пахнут.

Однако результаты голосования на сайте УФАС полностью противоречат комментариям: оказывается, воронежцы якобы охотно признают за братьями Караваевыми право на слова «кулинарная лавка» и периодическими всплесками вываливают за них победное количество голосов. За первые пять дней опроса портал УФАС вдруг стал страшно популярным (проголосовало около 20000 человек — якобы воронежцев, причем большинство отдало голоса практически неизвестной в Воронеже московской фирме). И очень похоже, что отражает он не мнения рядовых граждан, а размеры административных ресурсов господ Караваевых.

В нашем доме поселился замечательный сосед

Основная версия этого казуса в сетях выглядит так: Караваевы молодцы: ну когда еще о них бесплатно напишут. А теперь мы все знаем, что где-то в Москве есть кулинарная лавка братьев Караваевых. Рекламный бюджет сэкономлен!

Вообще-то, люди воспитанные поселяются на новом месте согласно обычаям гостеприимства: знакомятся с соседями, приглашают всех на пикничок, барбекю, то-се, выпивают и закусывают и расстаются приятелями.

Как поселяются москвичи: еще не приехав, шлют предъявы. Провинциалы непременно что-то должны ушлым приватизаторам; мы виноваты тем, что хочется им кушать. В Воронеже залетные легко отжимают бизнес у местных — перевозки, охрана, реклама, логистика, торговля… Президент областной торгово-промышленной палаты Юрий Гончаров недавно так оценил нашествие москвичей: оно выросло вдвое за последние два года, и некоторые сферы они контролируют уже полностью.

Московская компания «Селена» в 2014–2016 годах зарегистрировала в Роспатенте торговые знаки «Кулинарная лавка братьев Караваевых» и «Кулинарная лавка». Дорого ли это обошлось ей или не очень, неизвестно, но последствия печальны: «Селена» тут же направила претензии двум десяткам торговых точек, причем с невинным выражением лица: мы, мол, не покушаемся на чужой бизнес, но ведь частная собственность священна!

В сентябре 2016-го направила она и воронежской «Кулинарной лавке Варвары» требование убрать из своего названия чужое словосочетание и сменить вывеску. Одновременно «Селена» пожаловалась о том же в Воронежское УФАС, но там не нашли нарушений Закона о защите конкуренции.

В январе 2017-го ООО «Селена» вновь обратилась в УФАС (там сменилось руководство — а вдруг новая метла по-новому заметет?): мы, мол, заключили договор о намерениях с ИП Анохиной, дав ей право работать под торговым знаком «Кулинарная лавка братьев Караваевых», а в Воронеже уже есть «Кулинарная лавка Варвары», и она нарушает закон о конкуренции.

УФАС решило пригласить на заседание 27 июня специалиста по авторскому праву и принять решение на основании мнения эксперта. Но юристы уже охотно комментировали в соцсетях, что действия ООО «Селена» нарушают ч.2 ст.14 ФЗ от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», ст.10 ГК РФ, а также ст.10 bis Парижской Конвенции — это прямое злоупотребление правом при регистрации товарным знаком «общеупотребительных слов и неохраноспособных объектов».

А ты подписался добровольцем?

Между тем ИП Рубановой О.В., которой принадлежит «Кулинарная лавка Варвары», посмело обратиться к главе федерального ФАС Артемьеву: как же так, мол, Игорь Юрьевич, на сайте Воронежского УФАС размещен опрос для выяснения общественного мнения, чтоб население решило, нарушен закон или нет. Значит ли это, что отныне ФАС применяет в случае конфликтов не закон, а общественное мнение анонимных пользователей интернета?

ФАС уже использовала опросы «для формирования доказательной базы» по делам, в частности, о нарушении закона о рекламе. Например, в Южно-Сахалинске департамент архитектуры счел не этичным и оскорбительным рекламный слоган цветочного магазина «Нет цветов — нет секса». Ссылаясь на ч.6 ст.5 Закона о рекламе, УФАС провел онлайн-опрос, и анкету на его сайте заполнили 20 человек: 16 считали, что реклама непристойна, 4 — нет.

А в письме ФАС сказано: «Антимонопольный орган вправе при рассмотрении дела о нарушении закона о рекламе оценивать любые имеющиеся доказательства… Для признания рекламы неэтичной не требуется мнения абсолютного большинства, достаточно значимого количества людей, воспринимающих рекламу как неэтичную».

Значимым числом УФАС посчитало 16 человек!

Забавная разница, кстати: 20 человек на сайте УФАС Южно-Сахалинска — и десятки тысяч голосов на сайте Воронежского УФАС!

Нечто подобное делу об интеллектуальной собственности на «кулинарную лавку» происходило у нас семь лет назад: тогда частная московская галерея обратилась с иском к правительству Воронежской области с требованием признать за ней авторские права на памятник «Победа с неба» возле Института искусств. Галерея та участвовала в конкурсе на установку памятника за 10 млн руб. к 80-летию ВДВ, но проиграла воронежским скульпторам и объявила: памятник очень похож на их проект! Экспертиза Союза художников Московской области тоже указала на сходство. Но областной арбитраж, к чести его, в тот раз твердо отказал москвичам.

Ну, ждем судьбоносного решения от Воронежского УФАС.

 

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №26 от 21 июня 2017

Заголовок в газете: Казнить или помиловать? Голосуют все!

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру