Воронежские гаишники до сих пор не боятся брать взятки

В Воронеже прогремел очередной коррупционный скандал в областной Госавтоинспекции

“МК в Воронеже” уже сообщал об очередном коррупционном скандале в воронежской Госавтоинспекции. Напомню, что 23 мая региональным Следственным комитетом возбуждено уголовное дело в отношении командира ОБДПС УМВД России по г. Воронежу Александра Дегтярёва, подозреваемого в получении взятки (ч.1 ст. 290 УК РФ).

В Воронеже прогремел очередной коррупционный скандал в областной Госавтоинспекции
Фото с сайта krsk.sibnovosti.ru

Основаниями для возбуждения дела послужили материалы оперативно-розыскных мероприятий, предоставленных УФСБ России по Воронежской области. По версии следствия, с января по май 2017 года командир батальона систематически получал от подчиненных сотрудников денежные средства в качестве взятки “за общее покровительство и попустительство по службе”. Подозреваемый дал признательные показания.

А началось всё неделей раньше, когда на Московском проспекте спецназ задержал экипаж патрульного автомобиля ДПС. По информации из Следственного комитета, инспектора получили от водителя взятку в сумме 30 тыс. руб. за освобождение от административной ответственности, но при появлении оперативников попытались скрыться. Однако, профессионального мастерства хватило лишь на получение взятки, а вот оторваться от преследователей не удалось.

На допросе сотрудники ДПС полностью признали вину и сообщили следователям, что действовали с одобрения командира ОБДПС. После таких откровений следователи и оперативники ФСБ провели обыски в зданиях УГИБДД. Одновременно был опрошен заместитель начальника управления Станислав Коняев, который курирует деятельность батальона ДПС.

К слову, по имеющейся информации, Коняев и Дегтярёв познакомились ещё во время учёбы в Воронежском институте МВД России, затем пришли в ГАИ, около 5 лет назад заняли свои нынешние должности.

Авгиевы конюшни

Полагаю, что в преступной схеме участвовал далеко не единственный экипаж ДПС. На такую крамольную мысль наводит анализ многочисленных коррупционных скандалов в других регионах. Так, в Дагестане было расформировано несколько отделов регионального управления ГИБДД. Там ГАИ превратили в откровенно криминальную структуру. За определённую сумму можно было купить красивые номера, спокойно ездить на угнанных автомобилях. Командиры взводов собирали деньги с инспекторов ДПС и передавали командиру батальона, а тот - ещё выше по служебной иерархии.

Возможно, именно этот беспредел и стал катализатором идеи очередной реформы МВД. Однако после переименования милиции в полицию и нескольких переаттестаций личного состава скандалов меньше не стало.

В Тюмени командир полка ДПС был признан виновным в получении взяток от подчинённых в особо крупных размерах и приговорён к 5 годам лишения свободы. Тарифы были следующими: экипаж должен обобрать водителей на 1500 руб. в смену, рота - принести 600 тыс. руб. в месяц. Причём, аппетиты начальства росли постоянно. Это привело к тому, что инспектора написали коллективную жалобу министру и, по сути, сдали своих начальников.

Очередную банду задержали в Астрахани. Шести сотрудникам батальона ДПС вместе с командиром инкриминировали получение взяток группой лиц по предварительному сговору.

В отношении начальника УГИБДД по Забайкальскому краю Сергея Уханова было возбуждено уголовное дело ”за оказание общего покровительства и создание благоприятных условий” для работы “Росгосстраха”. По его приказу в одном из регистрационных пунктов ГИБДД была незаконно организована работа по продаже полисов ОСАГО, за что начальник был “поощрён” взяткой в 1 млн. руб.

В Рязани руководители региональной автоинспекции ещё пару лет назад успешно ”торговали” красивыми номерами, собирали дань с автошкол за выдачу водительских удостоверений и, как водится, с рядовых инспекторов за пресловутое “попустительство по службе”.

Решением суда начальник УГИБДД Александр Алфосов приговорен к 5 годам 3 месяцам колонии с выплатой 8 миллионов рублей штрафа. Его заместитель Валерий Вышинский получил 5 лет и штраф в 4,5 миллиона.

Что интересно, все преступления сотрудников ГАИ выявлены благодаря оперативным разработкам сотрудников ФСБ. Служба собственной безопасности подразделений МВД, видимо, старается “не выносить сор из избы”.

На чистую воду

В Воронеже ситуация тоже не идеальная. С прошлого года в суде рассматривается дело о мошенничестве со страховками. На скамье подсудимых наряду с другими фигурантами оказались пятеро инспекторов ДПС, которые фальсифицировали материалы ДТП с целью последующего получения выплат от страховых компаний. Причём, аналогичные дела в отношении инспекторов возбуждались и ранее.

Летом прошлого года в выпуске региональных новостей показали забавный сюжет. На стационарном посту ДПС на автодороге ”Воронеж-Луганск” общественник среди белого дня снял на камеру несколько фактов передачи денег водителями-дальнобойщиками в руки инспекторам ГАИ. Причём, брали деньги безбоязненно, практически открыто. Когда неравнодушный автомобилист попросил инспекторов объяснить происходящее, те метнулись в лесополосу. Однако бегать быстро они не умели: общественник не отстал. Бесстрастная камера запечатлела наспех спрятанные под деревом бумажные купюры на сумму более 20 тыс. руб. Неужели только на это и способны прошедшие через сито нескольких переаттестаций инспекторы?

В ноябре 2016 года прокурор Железнодорожного района г. Воронежа утвердил обвинительное заключение по уголовному делу в отношении инспектора ДПС Александра Ковалевского. Как установлено следствием, за взятку в 30 тыс. руб. инспектор предложил водителю не возбуждать в отношении него дело об административном правонарушении и не проводить освидетельствование на состояние алкогольного опьянения. Водитель согласился, но попросил подождать, пока съездит за деньгами. Инспектор был настолько уверен в безнаказанности, что спокойно дожидался в условленном месте.

После таких громких скандалов очень хочется услышать объяснения вышестоящих командиров и руководителей. Узнать хотя бы чисто формальные ответы на вопросы: как это могло произойти и кто понесет персональную ответственность. Ведь как-то не очень верится, что система поборов была четко отлажена в одном подразделении, но ничего подобного больше ни в каком другом случиться не могло. Но вопиющее ЧП руководство ГИБДД никак не прокомментировало. В день задержания беглых инспекторов на сайте региональной ГАИ нам поведали, что сотрудники ГАИ приняли активное участие в “Дне донора”. О скандале - ни слова.

И лишь спустя полмесяца (!), в ходе очередной пресс-конференции руководитель региональной ГАИ вышел из тени и заверил: ”Единственный способ переломить ситуацию - доказать своей работой, что это единичный случай, а не сложившаяся практика”. Потомственному руководителю, конечно, виднее. Однако справедливости ради следует заметить: насчёт “единичности” действительно еще надо доказывать…

Дело пахнет керосином

Удивительно, но почему до сих пор никто не обращает внимания на другие весьма показательные факты, свидетельствующие о нездоровой обстановке в ”Датском королевстве”. Например, какие-то тёмные личности постоянно крутятся возле Госавтоинспекции и предлагают помочь в решении любого вопроса. Естественно, не бесплатно.

Многие годы полисы ОСАГО, как и в Забайкалье, у нас открыто продавались на территории и в помещениях ГАИ, хотя это прямо запрещено законом. Интернет-форумы полны историй о том, как буквально на следующий день после составления протокола за нарушение, которое карается лишением права управления, водители обнаруживали в своих почтовых ящиках письма от автоюристов с предложением “вернуть права”. Причём, с указанием достоверных персональных данных водителя.

Пользователи сети рассказывают, как инспектора ДПС лично освидетельствуют водителей на состояние наркотического опьянения: требуют пописать за углом в пластмассовый стаканчик, а затем суют в него тестер. На всех стеснительных и недавно опорожнившихся грозятся оформить протокол за отказ от медицинского освидетельствования.

Ну, а о моментальном прибытии на место ДТП аварийных комиссаров после звонка в дежурную часть ГАИ знают, по-моему, все водители. Говорят, “случайно” мимо проезжали. Отдельным представителям этих коммерческих структур позволялось отбирать от участников ДТП объяснения, оформлять справки и отвозить их в ГАИ, что явно выходило за рамки их полномочий.

Инспектор ДПС впоследствии оформлял постановление о виновности одного из водителей на основании этих филькиных грамот, не выезжая на место ДТП, не опрашивая водителей, не видя повреждений автомобилей.

К слову, регистрационные знаки на машинах коммерсантов были с абсолютно одинаковыми цифрами, на закрытую территорию ГАИ “оформители” заезжали как в собственный гараж. Неужели кто-то верит, что такая вольница возможна без ведома начальства?

При желании увидеть связь сотрудников ГАИ с исполнителями навязчивых услуг, конечно, не трудно. Но местным руководителям почему-то выгоднее закрывать на это глаза. Ну, а когда случается поимка очередного взяточника или мошенника в погонах, то в ход идёт проверенная годами байка о случайной паршивой овце, которая пытается испортить элитное стадо.

И ведь раньше такая тактика всегда срабатывала. Вполне вероятно, что и нынешние сенсационные откровения инспекторов вместе с признанием вины их командиром окажутся досадным недоразумением, а намёки на наличие в ГАИ “коррупционной пирамиды” - изощрёнными домыслами злобных журналистов. Что ж, поживём - увидим.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №24 от 7 июня 2017

Заголовок в газете: Неисправимые

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру