Многие годы организацией движения в Воронеже вообще не занимались. Дело в том, что в конце 90-х годов эти функции были переданы из ведения Госавтоинспекции в муниципалитеты. Ну а там навешивать на себя дополнительный хомут не спешили. Тем более что любое бездействие легко и безболезненно списывалось на отсутствие денег в бюджете.
Лишь в 2009 году в структуре городской администрации появился отдел организации движения, который был включён в департамент транспорта. Департамент возглавил Дмитрий Крутских, владелец и руководитель нескольких перевозочных компаний, кандидат экономических наук. Небольшой штат отдела по заведённой традиции быстро укомплектовали родственниками чиновников да людьми со связями.
Неудивительно, что прорыва не произошло. Апофеозом деятельности стратегов городской организации движения стала история с выделенной полосой для общественного транспорта на Плехановской. Не нужно быть крутым спецом, чтобы увидеть очевидную бредовость этой затеи при существующей организации пассажирских перевозок: несметное количество наших маршруток просто физически невозможно было уместить в одной полосе. Центр города встал. Госавтоинспекция тогда официально отказалась штрафовать водителей, попадавших в уготованную городской властью ловушку. Проект свернули через несколько недель.
Череда скандалов из-за передела рынка пассажирских перевозок и ряд возбужденных уголовных дел вынудили Дмитрия Крутских освободить кресло начальника спустя два года после назначения.
Не удалось дождаться эффективных решений и от следующего руководителя подразделения Андрея Смольянинова, набиравшегося опыта транспортного организатора в должности начальника банно-прачечного хозяйства «Чайка». «Банщик» скромно посидел в кабинете несколько месяцев и тихо ушёл. Как говорится, «жаль, что нам так и не удалось послушать начальника транспортного цеха»!
Скоро исполнится пять лет, как «на хозяйство» поставили Владимира Анисимова, тоже выходца из перевозочного бизнеса и подающего надежды кандидата технических наук. Началась эра превращения Воронежа в город с дорогами кругового и одностороннего движения, а также - запрещённой даже во дворах парковкой. Впрочем, длина пробок и количество очагов аварийности на дорогах от таких новаций меньше не стали.
Не верь глазам своим
Не меньшей критике подвергалась и деятельность управления дорожного хозяйства, которым руководил тогда Александр Глотов. Это вынудило губернатора области Алексея Гордеева летом 2012 года создать специальную комиссию из представителей областной власти, местного самоуправления, правоохранительных органов и общественности. Перед ней была поставлена задача разработать новую работоспособную модель администрации городского округа и переаттестовать муниципальных чиновников.
Когда я посмотрел персональный состав членов комиссии, то немного засомневался в её назначении: тут тебе и представители УФСБ, и ГУВД, и даже один известный учёный, но в основном, - действующие чиновники. Общепризнанных авторитетов из дорожно-транспортной сферы в списках комиссии обнаружить не удалось.
Сложилось впечатление, что кандидатов проверяли на лояльность, а не на профпригодность. Как бы то ни было, но через сито проверок не прошёл только главный городской дорожник Александр Глотов. Впоследствии в отношении него даже уголовное дело возбуждали. Остальные дорожники и транспортники благополучно переаттестовались и продолжили работу.
Но повысилась ли после этого эффективность управления? Судите сами. В соответствии с нынешней структурой мэрии у нас нет конкретного подразделения и должностного лица, которые в полной мере отвечали бы за грамотную организацию движения. Парадоксально, но за разметку у нас отвечает управление дорожного хозяйства, а за знаки - управление транспорта. И это несмотря на то, что и знаки, и разметка являются техническими средствами организации дорожного движения и, как говорится, не могут жить друг без друга.
Вот лишь несколько курьёзных примеров несогласованных действий двух управлений. Перед пересечением улиц Ворошилова и Домостроителей при движении в сторону юго-западного рынка проезжая часть имеет 4 полосы движения, выделенные разметкой. А вот дорожные знаки, установленные над дорогой, говорят водителям, что там всего 3 полосы для движения. Чему должен верить водитель?
После ремонта пр. Ясного на пересечении его с ул. Солнечной со всех трёх сторон перекрёстка установили знаки «Главная дорога». Это безумие творилось несколько недель! На круговой развязке у Птичьего рынка знаки утверждали, что «кольцо» главное, а нанесённая разметка убеждала водителей в том, что главной является улица Хользунова.
Прозаседавшиеся
Недавно довелось мне в качестве представителя общественности поучаствовать в приёмке отремонтированного участка дороги, ведущей в Шилово. Новый асфальт был действительно налицо. Однако я обратил внимание членов межведомственной комиссии на необустроенную обочину, отсутствие разметки пешеходного перехода и невидимый в кустах дорожный знак. Очевидно, что отсутствие необходимой для водителя информации в условиях только что отремонтированного дорожного покрытия усугубляет вероятность наезда на пешехода. Ответ представителя дорожного ведомства меня обескуражил: наша комиссия, говорит, только качество асфальта принимает, а по знакам, разметке, состоянию обочины - будут другие комиссии.
В прошлом году чиновники объявили о завершении строительства нескольких новых велодорожек. И опять те же грабли: асфальт новый есть, а знаков нет. Одни уже поздравления принимают, а другие ещё не удосужились выдать задание на установку необходимых знаков. Такая несогласованность в действиях родственных управлений чревата увеличением количества наездов на велосипедистов. Но чиновников это, видимо, не волнует: статистику аварийности будет ГАИ озвучивать.
В этой связи вспоминается незабвенный Аркадий Райкин с его рассказом про только что сшитый костюм: «К пуговицам вопросы есть»? К пуговицам замечаний не было, но носить это чудо дизайнерской мысли было всё равно невозможно.
Вот и у нас укладываются сотни тысяч квадратных метров нового асфальта и разметки, навешиваются тысячи новых знаков. Каждое из управлений мэрии регулярно отчитывается об успешном освоении своего бюджета, а количество жизненно-опасных «ляпов» даже на только что реконструированных участках дорог не сокращается.
Недавно интернет буквально взорвал видеоролик, где дама на «Матизе» средь бела дня невозмутимо двигалась по Ленинскому проспекту по встречной полосе. Водители шарахались от неё и потом крутили пальцем у виска. Дело в том, что ехать в сторону Машмета на пересечении с улицей Героев Стратосферы можно и по крайней левой полосе. Знак соответствующий имеется. А вот разметка там нанесена таким образом, что сразу за перекрёстком автомобиль оказывается чуть ли не на середине встречной полосы. В условиях едва различимой разметки стать злостным нарушителем может каждый. Местные водители уже привыкли к этой засаде, однако и на старуху бывает проруха.
На этот раз всё закончилось благополучно: владелицу автомобиля оштрафовали на 5 тыс. руб., чтобы впредь осмотрительнее была. Но мер для исключения впредь подобных ситуаций до сих пор никто не принял. Видимо, только трагедия может заставить чиновников привести в соответствие требования дорожных знаков и разметки.
Статистика аварийности констатирует: около половины ДТП в Воронеже связаны с неудовлетворительными дорожными условиями. И это не только гололёд. Это ещё и неграмотное размещение остановок, пешеходных переходов, противоречия требований дорожных знаков и разметки, отсутствие освещения. Автомобилистам проехать по Воронежу всё труднее, пассажирам и пешеходам - не легче. А «транспортный цех» мэрии тем временем продолжает поражать своими ошеломительными нестыковками. Так может пора уже по-настоящему «что-то в консерватории поправить»?