Митинг «Надоел» в Воронеже: лица оппозиции с годами не изменились

Акция оказалась немногочисленной

В минувшую субботу на Советской площади Воронежа состоялся митинг «Надоел». Акция, организованная общественно-политическим движением «Открытая Россия» экс-главы «ЮКОСа» Михаила Ходорковского (недавно признана Генпрокуратурой «нежелательной организацией»), прошла во многих крупных городах страны.

Акция оказалась немногочисленной

Где-то, несмотря на «нежелательность» «Открытой России», власти согласовали митинг, где-то его провели несанкционированно. В Питере, например, полиция задержала десятки протестующих. Но как бы то ни было, судя по публикациям в российских СМИ, акция провалилась. Почти везде, разве что за исключением двух столиц, собрала весьма низкое количество участников и по большому счету закончилась пшиком. Видимо, как отметили сами активисты, время для проведения мероприятия было выбрано не совсем удачно – в погожий майский денек большинство людей решили усмирить протестные настроения и променяли свободу на приземленные материи – отдых на даче и высадку картошки.  

Воронеж, где мероприятие было согласовано властями, не стал исключением на общем фоне. Настолько, что митингующих издали не сразу было заметно – площадь оказалась полностью пустой, а активисты притаились под памятником Кольцову, задумчиво взирающему поверх голов куда-то вдаль. Внизу, у подножия монумента, протестующие поставили малюсенький кинескопный телевизор, а на экране наклеили фото телеведущего Киселева с подписью «цепной пес пропаганды». Контраст был разителен: внушительный Кольцов, маленький Киселев, а из хриплых динамиков над площадью разносился грустный голос Окуджавы – «возьмемся за руки друзья, чтоб не пропасть поодиночке…»

Двое полицейских лениво фланировали по дорожкам, периодически поглядывая на это немногочисленное сборище, но поводов для каких-либо решительных действий те не давали. Не отреагировали стражи порядка и на выразительный плакат местного оппозиционера Дмитрия Воробьевского, вышедшего в прошлом году из психиатрической лечебницы. Фразу на плакате мы полностью здесь приводить не будем, поскольку, по мнению юристов Центра защиты прав СМИ, она может быть признана экстремистской. В общем, то ли сверху была команда никого не «ластать», то ли полицейские не заметили призыва к свержению власти, затерявшегося среди множества остальных печатных и не очень печатных лозунгов. Их, к слову, было немало – выразить свой протест пришли экологические активисты, представители различных не допущенных к кормушке партий, пенсионеры и загадочные молодые люди с разноцветными волосами и в коротких штанишках. Среди плакатов даже мелькал картонный носорог с надписью «Слава».

Так что лицо современной оппозиции оказалось довольно пестрым, но в целом особо не изменилось за прошедшие годы. Те же лидеры, те же фразы. Александр Болдырев, Борис Супренок и компания. Эти люди из года в год ходят на всевозможные акции, порой настолько различающиеся по своим идеям, что возникает ощущение, что им все равно, против чего и кого выступать. Разве что на гей-параде они не были замечены – наверно, просчитали риски и решили не ходить.

Митингующие по очереди подходили к микрофону и высказывали наболевшее. Но техника почему-то быстро взбунтовалась – громкоговоритель захрипел и забулькал, а потом и вовсе замолк, пришлось надрываться в портативный мегафон. Вот обрывки цитат, которые удалось расслышать: «в Навального кинули зеленкой, нам нужно быть всегда наготове», «не так плохо живем, ведь машина в каждой квартире. Но вот это давление это моральное невозможно вынести», «Жириновский всех поливает, беспредел», «не давайте спуску, объединяйтесь», «по поводу Путина – да, думаю, человек устал».

К слову, изначально грозная идея акции, заложенная в самом ее названии «Надоел» - убедить Владимира Путина не баллотироваться в президенты в 2018 году – у нас звучала как-то робко и обтекаемо. Мол, «наша цель – борьба с коррупцией», а насчет Путина - это личное дело каждого. Кто-то может написать ему обращение с таким предложением, но это не обязательно, никто никого не обязывает это писать», - примерно в таком ключе говорили в интервью организаторы митинга.

Тем не менее, некоторые сочувствующие, наблюдающие за выступлениями, высказали свою позицию довольно четко, и их слова звучали резонно.

- Меня лично не устраивает то, что у меня не будет никакой пенсии, - заявил парень по имени Денис, – моя бабушка - ветеран труда, у нее 13 тысяч пенсия. В стране нет никакой социальной политики. Далее. Воронеж – город-миллионник, а вся промышленность развалена. Говорят, ее якобы в 90-е годы уничтожили. Фигня это. Экскаваторный завод в 2012 году закрыт, это не 90-е. Микроэлектроника профукана. На заводе «Электроника» в советские годы работали 20 тысяч человек, сейчас тысяча. Куда дальше? Сколько можно толкать сырую нефть и гробить промышленность?! Концерн «Энергия», там сейчас торговый центр. Завод ГОО – и тот превращен в склады.

Однако Денис сказал, что не станет ничего писать в обращении к властям страны. Молодой человек уверен, что «вряд ли эти письма будут работать». Больший эффект, по его мнению, возымеет массовость и регулярность протестов – когда на площадь выходят не 150 человек, а хотя бы тысяч 20.

По данным ГУ МВД по региону, никто из митингующих в тот день задержан не был. Видимо, не заслужили.  

 

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №19 от 3 мая 2017

Заголовок в газете: Так надоел или нет?

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру