Как отразятся на воронежских автомобилистах вероятные изменения в ПДД РФ

В Правила предлагается внести несколько принципиальных, но сомнительных правок

В скором времени нас ожидают очередные изменения в настольной книге водителя — Правилах дорожного движения. На этот раз хотят переписать порядок проезда перекрестков с круговым движением, а также добавить прав пешеходам и мотоциклистам.

В Правила предлагается внести несколько принципиальных, но сомнительных правок

Такие предложения были недавно озвучены на совещании представителей экспертного центра Probok.net с первым заместителем председателя Правительства РФ Игорем Шуваловым.

Итогом обсуждения было поручение МВД РФ и Минтрансу проработать этот вопрос и подготовить поправки в правила. После такой презентации судьба изменений обычно предрешена, несмотря на довольно критическое отношение профессионального сообщества к этим сомнительным инициативам.

Контора пишет

Меня в этом процессе больше всего напрягает, что ПДД РФ становятся тренировочной площадкой для удовлетворения личных амбиций широкого круга заинтересованных лиц. Все кому не лень пытаются оставить свой след в истории: депутаты, чиновники, общественники. И ведь это почти всегда удается: ПДД утверждаются не федеральным законом, а всего лишь постановлением Правительства РФ, так что процедура внесения изменений довольно проста.

Действующие ныне Правила дорожного движения были утверждены постановлением Правительства от 23.10.1993 года №1090. К настоящему моменту изданы 38 постановлений, которыми изменены не только десятки отдельных пунктов правил, но и переписаны целые разделы. Причем за последние три года Правила меняли уже 16 раз! Народ не успевает привыкнуть к одной новации, как на его голову сыплется множество новых терминов, дополнений и изменений. Автомобилисты еще толком не осознали разницу между «ограниченной видимостью» и «недостаточной видимостью», как им предписали знать: квадроциклы могут быть и мотоциклами, и мопедами, а дети на роликовых коньках или самокатах теперь приравниваются к пешеходам.

Только в 2014 году дважды вносились изменения, касающиеся правил перехода дороги. Не успели водители впитать новые требования дорожных взаимоотношений с пешеходами и велосипедистами, как нам преподнесли головоломку с оформлением ДТП без участия сотрудников ГАИ. Год назад запретили «опасное вождение», но до сих пор никто толком не знает, что это за зверь и как с ним бороться. Месяц не прошел с момента запрета водителям со стажем менее двух лет буксировать другие транспортные средства, а таким же неопытным мотоциклистам — перевозить пассажира. Зато мотоциклистам теперь можно ездить по автомагистралям со скоростью до 110 км/час (раньше — до 90). А вот отсутствие на автомобиле опознавательных знаков «Автопоезд», «Начинающий водитель», «Шипы» и других приравняли к наличию неисправностей, с которыми запрещается эксплуатация транспортных средств. В результате даже без изменения КоАП РФ у инспекторов ДПС появилась новая возможность выписывать водителям штрафы в 500 руб.

Не успели брошюры с новым текстом ПДД издать, а в кабинетах уже формулируют очередные идеи по месту пешеходов и мотоциклистов в дорожной иерархии, а также очередности разъезда на круговых развязках: семимильными шагами стремятся внедрить у нас европейский опыт. В частности, теперь хотят ввести в ПДД РФ новый термин «Зона успокоенного движения» и соответствующий дорожный знак. В таких зонах пешеходам будет разрешено переходить проезжую часть в любом месте, а автомобилям запрещено совершать обгоны и двигаться быстрее 20 км/ч. И это притом, что у нас уже много лет в правилах имеется целый раздел на заданную тему — «Движение в жилых зонах» — и придумана куча знаков особых предписаний: «Жилая зона», «Зона с ограничением максимальной скорости», «Пешеходная зона». Вот только на деле все это до сих пор из разряда экзотики. Повременить бы нам с введением новых европейских порядков до тех пор, пока не научимся цивилизованно пользоваться уже имеющимися возможностями.

Еще больше недоумения вызывает инициатива руководителя экспертного центра Probok.net Александра Шумского, которая разрешает мотоциклистам двигаться между рядами, обгонять и опережать автомобили в любой удобный для байкеров момент. Как бы вся эта поспешная либерализация прав пешеходов и мотоциклистов боком не вышла.

В круге главном

Далее представители Probok.net предложили сделать все без исключения круговые развязки главными. Идея на первый взгляд неплохая: водителям не надо будет перед каждым таким перекрестком задумываться об очередности проезда. Следует заметить, что первый шаг в этом направлении был сделан еще шесть лет назад. Тогда постановили, что если перед нерегулируемым перекрестком имеется знак «Круговое движение» в сочетании со знаком «Уступите дорогу» или «Движение без остановки запрещено», то все водители, находящиеся на круге, имеют преимущество перед теми, кто на него въезжает.

Новая трактовка п.13.9 ПДД РФ позволяла убрать лишние знаки приоритета с перекрестков, сократить бюджетные затраты на содержание дороги, а заодно и не загружать водителей лишней информацией. Однако у нас сотни ставших ненужными знаков «Главная дорога» с дополнительными табличками остались на месте. В дополнение к этому начали организовывать новые развязки с круговым движением где ни попадя, будто чиновникам был спущен «план по кольцам».

Наука нас учит, что круговое движение — это очень эффективное инженерное решение для повышения пропускной способности и безопасности. Надо только грамотно его обустроить. Сопряжения примыкающих к «кольцу» дорог и диаметр центрального островка проектируется таким образом, чтобы сделать невозможным сквозной проезд перекрестка на скорости более 30-40 км/час. Не случайно в Европе нет круговых развязок, которые можно проехать без значительного снижения скорости и изменения траектории движения.

Большинство наших «колец» можно пронизать со свистом в любом направлении. Почему-то наши организаторы движения не вспомнили о европейском опыте, когда вводили круговое движение на прямой как струна улице Хользунова (пересечения с улицами 60 Армии и Владимира Невского). Аналогичная ситуация на трех перекрестках по бульвару Победы. Даже на недавно реконструированной за огромные деньги улице Антонова-Овсеенко «кольцо» было спроектировано с грубейшими нарушениями элементарных норм: при движении от 9 Января можно выезжать на перекресток с круговым движением на форсаже по любой полосе.

Кстати, светофоров на кольцевых развязках в пресловутой Европе вы тоже не найдете. Все потому, что при грамотной планировке перекрестка они совершенно не нужны: «кольцо» само все разрулит наилучшим образом. В Воронеже ставить светофоры на круговых развязках стало любимой забавой чиновников. Так они якобы пробки разруливают. На самом деле заторы от такого регулирования только возрастают. На проезд пересечения бульвара Победы и Жукова с левым поворотом (от «Линии» к Храму, например) уходит до 5 минут даже при абсолютно пустой дороге. Пешеходы при этом ждут своего зеленого сигнала более 2 минут, что тоже выходит за рамки здравого смысла.

Тем не менее лично я против предложенной унификации правил проезда перекрестков с круговым движением. Всегда может быть ситуация, когда для повышения пропускной способности нужно дать приоритет какому-либо конкретному направлению. Для этого, в конце концов, и должны быть на местах умные организаторы движения и возможность реализации оптимальных схем разъезда посредством грамотного применения знаков и разметки.

Поток сознания

По-моему, уже преподаватели в авто­школах не успевают за вносимыми изменениями: начинают учить курсантов по одним правилам, а выпускные экзамены принимают по требованиям новой редакции. Что уж говорить о водителях с 30-летним стажем, которые не живут в интернете, на автомобильные программы по телевизору попадают по случаю, а книжку с правилами последний раз открывали лет 10 назад? Понятно, что знать Правила дорожного движения обязывает закон, но и жить автомобилист должен явно не только для того, чтобы просыпаться с тревожными мыслями: а вдруг опять что-то упустил.

Мировой опыт свидетельствует о том, что стабильность правовой базы всегда благотворно влияет на транспортную безопасность. Похоже, об этом напрочь забыли наши нормотворцы и активисты. Посмотрите статистику последних лет: при всех положительных тенденциях показателей состояния аварийности в России до уровня безопасности на европейских дорогах нам еще как до луны. Все потому, что снижение количества ДТП в последние годы достигается лишь ужесточением административных и уголовных санкций, а не улучшением качества дорог и нормативно-правовой базы.

Вряд ли можно вспомнить хоть одну новацию последних лет, которая кардинальным образом улучшила бы дорожную обстановку. Я хорошо помню, как еще совсем недавно правила запрещали ездить днем с включенными фарами под угрозой штрафа, а теперь наоборот: штрафуют, если они выключены. И всякий раз чиновники с умным видом обосновывали острую необходимость и того, и другого. Кстати, положительное влияние езды белым днем с включенным светом на снижение аварийности до сих пор никем не доказано. А вот про падение дисциплины участников движения после каждого изменения правил нам не без удовольствия регулярно рассказывают полицейские начальники.

Сейчас пытаются протащить возможность рассылки «писем счастья» с камер автоматической фотофиксации за езду без дневной подсветки. До начала очередного «пира во время чумы» — рукой подать. Психологическая обстановка на дороге от таких манипуляций с нормативной базой явно не улучшается, а уважение к дорожной полиции не возрастает. Так ради чего вся эта правовая чехарда? Почему бы сначала не проанализировать накопленный за десятилетие отечественный и мировой опыт, а потом уж за один раз внести назревшие изменения в правовой документ понятным для всех языком?

Кстати, наряду с навязыванием европейских правовых новелл хотелось бы увидеть похожее чиновничье рвение в вопросах качества дорожного строительства и организации движения. Чтобы асфальт на дорогах не пропадал вместе со снегом, круговые развязки были действительно идеально круглой формы, дорожные знаки — яркими и понятными, а разметка не смывалась первым дождем.

 

Сюжет:

Санкции

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №18 от 26 апреля 2017

Заголовок в газете: Правовая чехарда

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру