Вместо денег по страховке воронежским автомобилистам навяжут ремонт машины

Изменения в закон об ОСАГО вступят в силу 28 апреля

Считанные дни остались до вступления в силу изменений в закон об ОСАГО, устанавливающих приоритет восстановительного ремонта поврежденного при ДТП автомобиля над страховой выплатой. От момента озвучания замысла до подписания закона прошло около года. Это свидетельствует о том, что протащить такие предвзятые идеи оказалось делом весьма непростым.

Изменения в закон об ОСАГО вступят в силу 28 апреля

Даже у некоторых депутатов были серьезные сомнения в том, что новый закон облегчит участь пострадавших в ДТП. А уж независимые автоэксперты и правозащитники и сейчас уверены, что закон грубо попирает права граждан. Тем не менее все позади: 28 апреля основная часть внесенных изменений начинает действовать.

При чтении документа бросается в глаза повсеместная замена словосочетания «страховая выплата» на «страховое возмещение». Собственно, ради этого все и затевалось. Наибольшей правке подверглась ст. 12 закона об ОСАГО. В новой редакции она называется «Порядок осуществления страхового возмещения причиненного потерпевшему вреда», содержит 25 пунктов и по своему объему стала намного больше иных федеральных законов. А ведь на заре «автогражданки» этот же порядок смогли доходчиво разъяснить всего в 7 пунктах на одной странице! Теперь же получилась настоящая «китайская грамота» с бесконечными отсылками в разные концы документа. Ну, давайте разбираться.

Идея фикс

Важно знать, что новый порядок коснется только легковых автомобилей, находящихся в собственности граждан и зарегистрированных в России. У всех организаций и автомобилистов, владеющих другими видами транспортных средств, право выбора между ремонтом и деньгами все-таки останется. Приоритет восстановительного ремонта поначалу будет распространяться не на все договоры ОСАГО, а лишь на заключенные после вступления закона в силу.

После осмотра и проведения независимой технической экспертизы поврежденного автомобиля страховщик будет выдавать потерпевшему направление на станцию техобслуживания, с которой заключен договор, и оплачивать ремонт. Размер оплаты рассчитывается по единой методике, утвержденной ЦБ РФ еще в 2014 году.

При проведении ремонта расходы на запчасти определяются без учета износа комплектующих изделий (деталей, узлов и агрегатов), подлежащих замене. Устанавливать бывшие в употреблении или восстановленные запчасти запрещено. Однако если страховщик и потерпевший договорятся об ином, то данное требование можно будет не исполнять. Боюсь, потерпевших под различными предлогами будут попросту заставлять подписывать нужное страховщикам соглашение. Кстати, опыт такого облапошивания граждан у страховщиков уже наработан.

Ремонтное предприятие не должно располагаться далее 50 км от места ДТП или места жительства потерпевшего. Если же страховщик организует и оплатит транспортировку поврежденной машины до места проведения ремонта и обратно, то указанное ограничение применяться не будет. Ну это тоже из разряда фантастики.

Перечень станций техобслуживания, с которыми у страховщиков заключены договоры, должен быть размещен на официальных сайтах компаний. Наряду с указанием адресов там должна быть информация по маркам и годам выпуска обслуживаемых автомобилей, примерном сроке ремонта и реальной загруженности сервиса. Такую же информацию страховщик обязан предоставить потерпевшему при обращении с заявлением о страховом возмещении. Любые изменения в объемах и сроках ремонта согласовываются станцией не только со страховщиком, но и с потерпевшим.

В течение 20 календарных дней (за исключением нерабочих праздничных дней) после принятия заявления страховщик обязан выдать потерпевшему направление с указанием конкретной станции и сроков ремонта. С согласия потерпевшего страховая компания может направить автомобиль на ремонт и на такую станцию техобслуживания, с которой у нее отсутствует договор. Если консенсус найти не удастся, то страховщик должен будет возместить причиненный потерпевшему вред в форме страховой выплаты.

Также закон не запрещает страховщику дать согласие потерпевшему на самостоятельную организацию восстановительного ремонта своего автомобиля. В этом случае потерпевший в заявлении указывает полное наименование выбранной станции, ее адрес и платежные реквизиты, а страховщик выдает направление и оплачивает восстановительный ремонт. Новые автомобили (с года выпуска которых прошло менее 2 лет) должны ремонтироваться на СТО официального дилера.

Надейся и жди

Срок проведения восстановительного ремонта любых автомобилей не должен превышать 30 рабочих дней с момента их представления на станцию. Минимальный гарантийный срок на проведенные работы составляет 6 месяцев, а на кузовные работы и ремонт с использованием лакокрасочных материалов — 12 месяцев.

В случае если страховщик будет нарушать установленные требования по организации восстановительного ремонта (два и более раз в течение года), то Банк России может обязать его возмещать причиненный потерпевшему вред в форме страховой выплаты. Конкретный порядок принятия решения об ограничениях пока не утвержден.

В то же время в законе прописаны и другие санкции: при нарушении установленных сроков направления на ремонт и длительности его проведения страховщик будет обязан платить неустойку за каждый день просрочки.

В отдельных случаях возможность получения страховой выплаты все же сохранена. Это произойдет при полной гибели автомобиля; смерти потерпевшего; причинении тяжкого или средней тяжести вреда здоровью; если потерпевший является инвалидом и выберет возмещение деньгами; если стоимость ремонта машины превышает 400 тыс. руб. (при оформлении по Европротоколу — 50 тыс. руб.) при условии, что потерпевший не согласен доплатить за ремонт; если станция техобслуживания не соответствует требованиям, установленным правилами ОСАГО.

Ну и в завершение статьи еще об одном нововведении, которое начнет действовать чуть позднее — 26 сентября 2017 года. Начиная с этой даты прямое возмещение убытков будет производиться и при ДТП с участием более двух автомобилей.

В скором времени тысячи водителей на личном опыте ощутят, насколько словесная забота депутатов о них отвечает реальным делам страховщиков. Лучше, конечно, вообще не попадать в эти коварные страховые жернова. Удачи на дорогах!

 

Сюжет:

Санкции

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №15 от 5 апреля 2017

Заголовок в газете: Ремонт в законе

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру