Вертолет воронежского Центра медицины катастроф вновь оказался в эпицентре скандала

За госконтракт на оказание услуг по перевозке пациентов развернулась нешуточная борьба

Госконтракты — тема лакомая, и подковерная борьба вокруг них традиционно ведется жесткая, но почему-то именно «вертолетный» контракт Центра медицины катастроф регулярно оказывается в центре внимания и обрастает всевозможными скандальными трактовками.

За госконтракт на оказание услуг по перевозке пациентов развернулась нешуточная борьба
Сотрудники Центра медицины катастроф стали заложниками подковерной борьбы за вертолетный госконтракт.

Может, в этой сфере вдруг наметился нешуточный рост конкуренции. Может, есть другие причины, но так или иначе, а в этом году ажитация вокруг аукциона на покупку важной услуги для областного здравоохранения грозит обернуться тем, что у медицины катастроф вообще не будет вертолета. Ведь каждая бумажная проволочка все дальше и дальше оттягивает заключение контракта.

О летных спецификациях

23 марта воронежское УФАС вынесло предписание об отмене результатов аукциона, прошедшего 13 марта 2017 г. Напомним, что начальная максимальная цена контракта в этом году была «скромной» — 90 миллионов рублей. Заявки на участие в торгах подали три организации, однако в самой процедуре участвовали две фирмы, одна из которых (воронежская компания «ЗМТ Логистик») «упала» на 34 процента и предложила выполнить услугу за 59 миллионов 399 тысяч рублей.

Основанием же отмены результатов аукциона явилась жалоба одного из участников аукциона, ЗАО «Авиакомпания Конверс Авиа», заявку которого заказчик (Центр медицины катастроф) отклонил на первом этапе рассмотрения.

Причиной отклонения было предоставление недостоверных сведений о взлетно-посадочных параметрах и возможностях воздушного судна — он собирался использовать слишком большой и тяжелый вертолет МИ-8Т, для которого подходят не все посадочные площадки. И заказчик, зная характеристики данного вертолета и фактические условия посадочных площадок районных больниц, сразу заявил о сложностях и рисках использования этого воздушного судна.

Участник аукциона с такой позицией заказчика не согласился, написал жалобу, по которую УФАС удовлетворил. Из-за параметров воздушного судна и разгорелся скандал, который уже подхватили СМИ.

Решение-то решением, однако вопросы как были, так и остались. Вертолет МИ-8Т — это действительно крупная машина с большим размахом винтовых лопастей и длиной вертолета с вращающимися винтами равной аж 25,24 метра. Площадки для ее посадки требуются соответственные. На этом предмете и споткнулись те, кто рассматривал спорный вопрос. В своей жалобе антимонопольщикам «Авиакомпания Конверс Авиа» заявила, что для посадки заявленного вертолета требуется вполне скромная площадка размером 21 на 17 метров. Заказчик, ссылаясь на определенную инструкцию, утверждал иное: этому вертолету требуется площадка никак не меньше 50 на 50 метров. Кто прав? «Авиакомпания Конверс Авиа» предоставила неопровергаемый документ — «Руководство по летной эксплуатации». Только данное руководство относится к вертолету МИ-8, а на аукцион был выставлен МИ-8Т. Машины разные. В изменениях к этому документу есть приписка: «действительно для вертолета МИ-8Т», но в приписке указан конкретный вертолет Ми-8Т, с конкретным опознавательным бортовым номером. Не ко всем МИ-8Т эта приписка относится, а только к одной конкретной машине.

В СМИ прозвучала такая версия: мол, «Авиакомпания Конверс Авиа» предоставила инструкции более свежие, 1996 года, а заказчик — более старые, еще восьмидесятых годов. Так-то оно так, но и те, и другие документы никто не отменял. Они действующие и используемые пилотами.

Опасная посадка

В условиях контракта есть весьма существенная деталь: исполнитель должен осуществить посадку в непосредственной близости от медицинского учреждения. Это необходимо для того, чтобы медикам не пришлось пациента снова перекладывать и довозить до вертолета еще наземным транспортом. А как в таком случае быть, если больной подключен к системе жизнеобеспечения? Поэтому это требование отнюдь не лишнее, а наоборот очень даже важное, ведь пациентами медицины катастроф становятся только люди в крайне тяжелом состоянии. Решение о посадке воздушного судна принимает его командир. И он примет его в соответствии с условиями и возможностями приземления. Не будет таковых — он посадит вертолет там, где сможет, но не там, где нужно медикам для спасения человека.

Чтобы безопасно посадить крупную машину, нужно не только наличие площадки, но и свободная зона вокруг нее. И на ней не должно быть деревьев, построек и тому подобных препятствий. В частности, при взлете и посадке расстояние от концов лопастей до препятствий должно быть не менее половины диаметра несущего винта, но не менее 10 м. У Ми-8Т диаметр несущего винта составляет 21,29 м. Таким образом, путем простых арифметических вычислений получается, что для наиболее безопасной посадки/взлета данного вертолета уже должна быть площадка не менее 42,58 м. Возникает вопрос, каким образом вертолет таких габаритов приземлится на площадку в 21х17 м, не принеся ущерба? И возможно ли обследовать местность вокруг каждой из районных больниц так, что бы с точностью отразить в аукционных требованиях подобные зоны, а также все возможные и невозможные препятствия? Наверное, нет. Тем более что взлетно-посадочные площадки при районных больницах зачастую не оборудованные.

Не проще ли изначально исключить возможность того, что вертолет с тяжелым больным не сможет сесть там, где нужно? Единственный способ этого достичь — привлечь летательный аппарат меньшего размера, которому и площадка меньшего размера требуется, и который легко сядет вблизи любой больницы. Однако доводы заказчика УФАС сочло надуманными и вынесло решение о проведении нового аукциона.

Весна для Центра медицины катастроф — время начала активной работы. Уходит непогодица, метели, снега и прочие нелетные условия. По статистике, и обращений за экстренной помощью в это время становится больше. Очень скоро в вертолете будет ощущаться острая необходимость. А случись она прямо на днях, тогда что? Что произойдет, если из-за отсутствия воздушного транспорта не удастся спасти чью-то жизнь? Наверное, тогда не медикам, а антимонопольщикам нужно будет объяснять, как получилось, что виной тому — разночтение в толковании узкоспециальных технических бумаг. Странно в данном случае то, что к летным спецификациям антимонопольщики проявили должное уважение, а к медицинским, выходит, нет. А ведь в случае, если не удастся спасти человека, отвечать будут не летчики и не кабинетные чиновники.

 

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №14 от 29 марта 2017

Заголовок в газете: Дело техники

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру