Менять систему активисты решили из-за огромного количества недостатков. Так, сейчас основная масса маршрутов ходит в центре по одним и тем же улицам, а окраины охвачены весьма слабо. Дублирование маршрутов приводит к гонкам на дорогах. А после 20.00 городской транспорт и вовсе куда-то исчезает.
— Нынешняя маршрутная сеть складывалась стихийным образом и сейчас ориентирована на большие пассажиропотоки, — отметил представитель движения «Город и транспорт» Юрий Новиков. — Есть большой поток — перевозчикам выгодно работать, а нет — нужные для горожан маршруты исчезают. Очень много автобусов идут по маршруту «окраина-центр-окраина», протяженность которых — от 50 до 70 км. Это экономически невыгодно.
Первое предложение общественников — никакой наличной оплаты проезда. На смену монетам предлагается ввести безналичную плату, по бесконтактной транспортной карте — аналогичные действуют в Москве:
— Это безопасно, удобно и правильно, — отмечает Юрий Новиков. — А самое главное — мы сэкономим на подсчетах пассажиропотоков до 30 млн рублей.
По замыслу работу новой транспортной сети будет контролировать и регулировать единая система диспетчерской службы. Диспетчер дает четкие указания, а в случае их неисполнения водитель наказывается. Кстати, диспетчер и водитель не будут друг друга видеть.
Далее, по новой концепции, в городе появится система магистрального транспорта. Он не будет зависеть от пробок, его движение распишут по минутам. Роль магистрального транспорта будут выполнять скоростные автобусы на длинных полосах (сокращенно — BRT) и городские трамваи. Всего в Воронеже планируется создать семь скоростных магистральных линий.
Кроме того, авторы предложили отказаться от системы беспересадочного транспорта типа автобуса № 90. По их словам, это экономически неэффективно. По всему городу появятся пересадочные узлы (хабы). По сути, это мини-автовокзалы для маршруток, где людям будет удобно пересаживаться с одного маршрута на другой: с периферийных на маршруты городского транспорта.
— Беспересадочная система неэффективна — она выедает ресурсы, на которых изначально создавалась, — продолжает Юрий Новиков. — Пересадки неизбежны, но они должны быть максимально комфортны для пассажиров.
Большинство хабов построят на окраинах рядом с железнодорожными узлами: шесть хабов — на левом берегу и семь — на правом. Некоторые из них будут подземными.
Вокруг Воронежа активисты предложили создать железнодорожное кольцо, по которому пустят городскую электричку. Кстати, большая часть ж/д путей, необходимых для этого кольца, в городе уже есть. Правда, отмечает Юрий Новиков, многие из них нуждаются в реконструкции и прокладке второго пути. В районе Воронежского перинатального центра появится новый железнодорожный Северный вокзал, откуда можно будет доехать до Москвы, Ростова, Курска. Как рассчитывают активисты, построить железнодорожное кольцо нужно к 2030 году.
— Железнодорожное кольцо свяжет окраины: например, из Северного до Масловки можно будет доехать за 35–40 минут. Стоянка на каждой остановке — 1–1,5 минуты, — говорит Юрий Новиков. — А рядом с этими железнодорожными станциями планируется построить транспортные узлы, где можно будет пересесть на автобус.
А вот «королем» центра города, как следует из новой концепции, станет троллейбус. В районе Березовой рощи, к примеру, вообще появится экорайон: ничего, кроме электротранспорта, там не будет работать в принципе. Троллейбусные маршруты проложат по всем трем существующим мостам, а также между Юго-Западным районом и центром. На Ленинском же проспекте троллейбус и вовсе станет магистральным транспортом. Всего, по подсчетам активистов, в Воронеже появятся 19 троллейбусных маршрутов, по которым будут курсировать 190 троллейбусов.
Всего на создание новой транспортной системы Воронежа понадобится больше 6 млрд рублей. Львиная часть бюджета — 4–5 млрд рублей — потребуется только на обустройство магистрального транспорта, а строительство хабов обойдется в 300 млн рублей.