Около половины ДТП в Воронеже связаны с наездами на пешеходов

Забота о безопасности пеших участников движения: красивые декларации вместо реальной работы

На прошлой неделе на очередном планёрном совещании у главы Воронежа Александра Гусева были подведены итоги работы управления транспорта в 2016 году. Данное подразделение мэрии, если кто не в курсе, отвечает за разработку и проведение мероприятий по повышению безопасности и пропускной способности дорог. На это было выделено 26,2 млн. руб. Конечно, не миллиарды на ремонтные работы, но всё-таки тоже сумма немалая. 

Забота о безопасности пеших участников движения: красивые декларации вместо реальной работы
Переход у школы № 95 на ул. Вл. Невского - тернистый путь к знаниям.

Судя по отчёту начальника управления Владимира Анисимова, выделенных средств хватило на содержание в технически исправном состоянии 239 светофорных объектов и 6530 дорожных знаков. В дополнение к этому на 6 перекрёстках появились новые светофоры, а на городских улицах - 740 дорожных знаков.

В общем, работа кипит. Бюджет освоен. Отчёт принят. Хорошо, что хоть премии не раздали, как недавно хотели коммунальщикам за отличную, по мнению мэра, уборку снега.

Игра цифр      

Статистка аварийности тоже свидетельствует об относительном благополучии в вопросах безопасности движения. В 2016 году в Воронежской области было совершено 3088 ДТП (-4,9%), в которых 489 (-9,9%) человек погибли и 3921 (-3,3%) ранены. Впрочем, такое положение складывается сейчас практически во всех регионах. Так что истинная причина некоторого снижения аварийности мало связана с профессионализмом чиновников. Тут другое. Поднимите цену на бензин до 50 руб. за литр и аварийность, уверяю, сразу упадёт на 20%. Организуйте платный въезд в центр города - и вот уже можно ордена чиновникам давать за  укрощение аварийности. Вот только зачем тогда нужны эти толпы управленцев на местах, если всё можно решить простой заменой ценников по команде сверху?

Если же посмотреть на реальные дела чиновников и годовую статистику чуть глубже, то сразу становятся очевидными заскорузлые болевые точки городской дорожной жизни.  Многие годы наш регион  остаётся одним из самых опасных для пешеходов. В 2016 году каждое третье ДТП с пострадавшими было связано с наездом на пешеходов. В этих авариях погиб 141 человек и 829 были ранены. 258 наездов (28,9% от всех) совершены на организованных пешеходных переходах. 66 раз (+3,1%) людей сбивали даже на регулируемых переходах.

В самом областном центре ещё хуже: тут почти половина ДТП связана с наездами на пешеходов. Переход по зебре и на зелёный сигнал светофора в Воронеже не намного безопаснее, чем на любом другом участке дороги. Почему же так происходит? Госавтоинспекция всё списывает на низкую дисциплину участников движения и совершенно не хочет видеть очевидные просчёты и откровенные ляпы в организации движения. А их количество уже не поддаётся учёту!

Основная проблема состоит в том, что забота о безопасности пешеходов уже много лет лишь красиво декларируется, а на деле мало что делается. Например, вызывает большое недоумение тот факт, что практически все установленные в прошлом году знаки лишь удлиняют зону запрета на остановку и стоянку. Значит, обеспечение фронта работ коммерческим службам эвакуации для местных властей намного приоритетнее, чем безопасность пешеходов. 

Переход на бульваре Победы: либо в лужу, либо в сугроб.

Многие дорожные знаки, которые предупреждают водителей о наличии пешеходов на проезжей части, либо вообще отсутствуют, либо плохо различимы. Мешают деревья, торговые павильоны, рекламные конструкции. А сейчас ещё и  огромные валы неубранного снега. А ведь согласно ГОСТу их вообще не должно быть ближе 5 м от переходов и 20 м от остановочных пунктов. У нас же из-за этих хронически не убираемых сугробов люди скоро поголовно в альпинистов превратятся.

Разметку пешеходных переходов на дорогах можно лицезреть всего 2-3 месяца в году. Вроде уже и пластик дорогой и долговечный начали класть. Обещали, что год продержится. На деле: зима ещё не кончилась, а белый пластик на переходах уже с трудом можно обнаружить,  от яркой жёлтой краски и следа не осталось.

Вновь положенная разметка на переходе на бульваре Победы, ноябрь 2016 г.
Тот же переход в феврале. Белый пластик «зебры» уже с трудом различим.

Мутные инновации

Четыре года назад в Воронеже утвердили комплексную схему организации дорожного движения. Разработали её в Московском институте автомобильного транспорта (НИИАТ) за 30 млн. руб. Не забыли в ней и про пешеходов. Московские учёные предложили  воронежским чиновникам организовать  “пилотное внедрение инновационных методов повышения безопасности движения пешеходов в зоне пешеходных переходов и остановочных пунктов”.

Красиво звучит! Но сенсации не вышло. Вся “инновация” заключалась в идее обустройства посередине проезжих частей островков безопасности для пешеходов. Возможно, для наших чиновников это открытие, но вообще-то такое требование является обязательным ещё с 80-х годов прошлого столетия и отражено во всех действующих ныне стандартах, касающихся безопасности движения пешеходов.

Если же мы пристально глянем на наши магистральные улицы сквозь призму данного положения, то увидим его полнейшее игнорирование. Островков безопасности нет на улицах 9 Января, Ворошилова, Кирова, Антонова-Овсеенко, нет и на Московском проспекте. И делать, похоже, их не собираются. Вот вам и вся забота о пешеходах.

Другая системная ошибка местных организаторов движения заключается в размещении нерегулируемых пешеходных переходов в непосредственной близости от перекрёстков, оборудованных светофорами. В такой обстановке водитель психологически не готов после включения разрешающего сигнала светофора тут же останавливаться для пропуска пешеходов. Подобную картину можно наблюдать на улицах Краснознамённой, Южно-Моравской, 60-й Армии и многих других.

Год назад “МК в Воронеже” уже рассказывал о такой же ловушке на Ленинском проспекте рядом с автовокзалом. Тогда под колёсами маршрутки на пешеходном переходе погиб пенсионер. Кстати, приподнятого над шестиполосной проезжей частью островка безопасности там тоже нет. Да и остановки общественного транспорта размещены с нарушениями действующих норм.

Несмотря на смертельный случай, никаких мер по повышению безопасности движения в этом месте принято не было. И вот в конце прошлого года - очередная трагедия. Под колёсами МАЗа погибла женщина, переходившая дорогу всё по тому же опасному переходу. Сколько ещё трагедий должно случиться там, чтобы местные власти отвлеклись от написания лукавых отчётов и занялись устранением нарушений, реально угрожающих жизни людей?

Отчитаться и забыть

Пешеходные переходы в городах должны быть через каждые 200-300 метров. Это объективная необходимость и от этого не уйдешь. Также надо понимать, что организация движения пешеходов не ограничивается лишь установкой металлической трубы с соответствующим знаком. Действующие стандарты подразумевают целый ряд дополнительных требований к обустройству переходов. Однако нашим чиновникам недосуг так глубоко вникать в суть вопроса. Проще переход убрать, чем делать его по всем правилам. И вот за последние три года в Воронеже ликвидированы уже несколько десятков нерегулируемых пешеходных переходов.

Недавно под избитым предлогом повышения пропускной способности дорог убрали все пешеходные переходы по Плехановской на участке от Кольцовской до Заставы. Почти километр центральной улицы миллионного города остался без единого перехода.

На Кирова убрали переход на пересечении с Красноармейской: мол, недалеко имеется подземный. При этом остановку автобусов перенесли на 150 метров вперёд, к месту демонтированного перехода. Но ведь согласно требованиям всё тех же пресловутых ГОСТов, рядом с остановкой общественного транспорта обязательно должен быть переход. Вот такая несуразица вышла в итоге.

Для сравнения: на другом конце улицы Кирова на участке длиной всего 350 м расположены аж три пешеходных перехода. Есть среди них и один нерегулируемый. Однако его почему-то никто не убирает. Полагаю, объяснение этому факту очевидно: рядом городская прокуратура и областная Дума. Тут лишний переход не помешает!

Понятно, что в мягком кресле чиновничьего кабинета такую разницу не ощутить. А вот для инвалида или пенсионера с сумкой лишние 300 метров, в том числе по скользким и разбитым порожкам подземного перехода, - настоящее испытание, а то и мучение. Жители микрорайона писали коллективные жалобы с просьбой вернуть переход на прежнее место и в мэрию, и в прокуратуру. Однако удостоились лишь отписки руководителя управления дорожного хозяйства городской администрации Максима Оськина: “так решила комиссия”. Ни один нормативно-правовой акт в обоснование данного решения в ответе не указан.

Члены комиссии явно не учли один важный момент. На пути от остановки к подземному переходу надо пересечь две проезжие части улицы Красноармейской да ещё столько же на обратном пути, что намного повышает шансы пешеходов попасть под машину. Особенно с учётом того, что пешеходные переходы там вообще не обозначены. Вот многие и ходят через дорогу по старинке, на свой страх и риск.

В этой ситуации мне более логичным видится другой путь. Надо сделать, чтобы к остановкам одновременно не подъезжали по 6-8 маршруток. И тогда не придётся ради оголтелых перевозчиков остановки переносить и переходы ликвидировать. Этот вопрос, кстати, тоже находится в компетенции упомянутого выше управления транспорта.

Несколько лет назад во всех субъектах Российской Федерации под эгидой МВД РФ было проведено широкомасштабное  мероприятие c задорным названием: “Охота на зебру”. В рамках этой операции необходимо было обследовать все наземные пешеходные переходы и принять меры к устранению выявленных недостатков. Акция с помпой прошла и в Воронеже. Все заинтересованные ведомства отчитались об успешном её завершении. Вот только пешеходам на воронежских дорогах по-прежнему опасно и неуютно.

 

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №9 от 22 февраля 2017

Заголовок в газете: Трудности перехода

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру