Индейки против свиней: как три генерала миллион воронежцев мясом накормили

Воронежская область сделала очередной рывок на пути к светлому будущему: в рейтинге «Национального союза свиноводов» по итогам 2016-го черноземные свиноводы заняли почти 40% рынка России; в тройке лидеров с 2014-го - «Мираторг», «Русагро» и «Черкизово». В первую десятку вошли белгородское «Агро-Белогорье» (4-е место), курская «Агропромкомплектация» (6-е) и воронежская «Агроэко» (10-е), которая за год обогнала 4 конкурентов.

Индейки против свиней: как три генерала миллион воронежцев мясом накормили

Масштабные эти успехи достигнуты в условиях постоянных эпидемий африканской чумы свиней и, соответственно, массового их истребления на частных подворьях. Крупные производители тоже объявляют об уничтожении десятков тысяч своих свинок, но при этом волшебным образом умножают объемы их производства.

Мясо - вредно

И в третий раз одна из торговых сетей Воронежа прислала мне прелестную эсэмэску о больших скидках на колбасы и копчености. Я б и рад, но есть у меня проблемы с потребительским спросом. Как и у подавляющего большинства воронежцев.

Росстат подсчитал, что россияне в 2016-м ели все меньше мяса (-2 кг на человека в год), рыбы (-5 кг) и молока (-9 кг), заменяя их картошкой, кабачками и другим подножным кормом. За год резко подорожало сливочное масло (на 20%!), «молочка», яйца и рыба, а в целом цены продуктов в Воронежской области выросли на 5,8%. Вроде бы не ахти какой рост - видали и покруче, но беда пришла с другой стороны: доходы жителей упали на 7,3%. Причем эта средняя температура по нашей больничке - с учетом роста доходов той группы, что называет себя не «бригадой», а «элитой»; ее представители на днях дружно сетовали на деловом портале, что денег у них полно, но вкладывать их некуда, потому что потребительский спрос населения скорее мертв, чем жив.

Обещаниями завалить мясом воронежцев прельщают регулярно. То грозили экзотической олениной, то говядиной – да не простой, а мраморной, крольчатиной, индюшатиной; даже осетриной соблазняли! Но ни одного завала из обещаний не выросло; на выходе образуется только свинина, основное производство которой приняли на грудь крупные капиталы из-под высоких министерских кресел.

Еще в июле 2013-го в Воронежской области презентовали строительство комплекса по выращиванию индейки мощностью 45000 т в год. Сам губернатор Гордеев обсудил с делегациями фирм Eurasia Finance Ltd. и Agrigo Ltd строительство в Бобровском районе «индейского» проекта на 24 площадках в 150 га: инкубатор, фермы родительского стада, выращивания и откорма молодняка, комбикормовый завод; воронежцев просто завалят индюшатиной!

А год назад фирма А1 (экс-«Альфа-Эко», дочка «Альфа-Групп») купила 40% крупнейшего в России производителя индейки ООО «Евродон» и заявила о готовности не только к полному ее импортозамещению, но и к выходу на рынки Азии и Ближнего Востока, где у производства индейки есть проблемы с водой и кормами.

По данным Минсельхоза, производство индейки в 2015-м выросло на 35%! А всего за последние 10 лет - в 7,5 раз. Национальная мясная ассоциация сообщила, что за 10 лет потребление индейки в России выросло с 200 г до 1,5 кг на человека в год (в США - 9 кг, в Европе – 4-5 кг) и объяснила это просто: бедное население экономит на свинине и говядине, не говоря уж об оленине, и массово переходит на птицу. Однако этим выкладкам противоречит то, что на рынках Воронежа, например, индюшатина стоит дороже свинины.

Индейка стала в России продуктом стратегическим. В мае губернатор Гордеев презентовал Воронежскую область в культурном центре Тель-Авива и обсудил с министром сельского хозяйства Израиля Ариэлем совместные проекты в мясном животноводстве, включая поставки в Израиль воронежских яиц и охлажденного мяса. А израильская компания Merhav Group заинтересовалась участием в проекте «Рамонская индейка»: строительство комбикормового завода, элеватора на 30000 т хранения, и производство на 600 голов в час - 11-12 тысяч т в год.

И все бы хорошо, однако рухнувший спрос подорвал производство стратегического продукта, и в октябре имущество разорившейся индюшиной фирмы «Герцевская» в Белгородской области не смогли продать на повторных торгах за 380 млн руб. (начальная цена на первых торгах была 431,6 млн руб.) из-за отсутствия покупателей. Хотя совсем недавно фирма объявляла о планах запустить 3-ю и 4-ю производственные площадки, удвоив выпуск индюшатины с 2600 до 4800 т в год.

Тогда же проект «Рамонской индейки» включили в программу социально-экономического развития Воронежской области со статусом особо значимого и соответствующими преференциями - в частности, льгота по налогу на имущество на 5 лет. Фирма обещала начать строительство в апреле 2017-го. Комплекс «Рамонской индейки» заявлял еще в 2011-м владелец КФХ «Борть» Николай Бородкин, но до реализации его дело не дошло. В 2014 году проект «подхватил» новый инвестор, Сергей Бородкин (ТД «Хладопродукт»), но с тем же результатом, а в 2016-м индейку рамонскую взялись оживлять израильтяне.

В январе 2017-го воронежское облправительство исключило инвестпроект «Рамонская индейка» из программы развития региона.

В феврале на торги вновь выставили имущество белгородского ООО «Агрофирма «Герцевская»: вдруг кто-то захочет разводить стратегическую индюшатину.

«А олени лучше!»

В январе 2014-го в Подгоренском районе открылась ферма пятнистых оленей, и туда завезли из Тюмени 22 особи на разведение. Облправительство назвало оленеводство очень перспективным для Воронежской области: олени неприхотливы, быстро адаптируются, полувольное содержание заметно сокращает затраты на корма, а по вкусу оленина не уступает говядине и свинине. Фермеры надеялись быстро увеличить их поголовье до 150.

В соцсетях на это вспоминали, что абердин-ангусских коров уже завозили на корм воронежцам, да многих поморозили и заморили бескормицей; не ждет ли та же участь оленей? Ягель-то в нашей области не растет! Да и будущая цена оленины вызывает сомнения: мясо это – явно не для обывателей; знаменитая мраморная говядина уже расставила акценты. Сетовали в соцсетях, что еще не охвачены вертикалью слоны - это ж решение всех проблем: одного слона вырастил - и целый райцентр можно накормить! Да еще и слоновую кость можно продавать за валюту…

Верблюдов тоже можно разводить - они живучие, им плевать.

Быстрее, чем кролики

Никто не размножается быстрее кроликов, а на главных рынках Воронежа тушка кролика стоит вдвое дороже филе свинины – казалось бы, размножай и властвуй, но крупным капиталам крольчатина почему-то по вкусу не пришлась.

В мае 2016-го ООО «Международная кролиководческая компания» (ранее ООО «Русский кролик», зарегистрированное в Воронеже в 2011-м) и Акционерная строительная компания атомной промышленности (!) Китая заключили договор о строительстве в Новоусманском районе комплекса по производству мяса кролика. Глава Минсельхоза Александр Ткачев лично освятил этот проект и объявил, что производство полного цикла на 5000 т крольчатины в год будет запущено в самое ближайшее время. Запуск первой очереди планировали еще в 2015-м, второй – к концу 2016-го, а третью – в 2017-м. Однако начало строительства было перенесено, а потом и вовсе заморожено.

Сегодня кролик на рынках Воронежа стоит от 380-400 руб/кг («Птичий») до 500-600 руб/кг («Воронежский» и «Центральный»).

Те еще кабаны

В свином бизнесе происходят удивительные парадоксы.

В январе 2016-го Арбитражный суд Воронежской области ввел процедуру наблюдения на «Комбинате мясном Калачеевском». Это мало гармонировало со стратегией импортозамещения, но в феврале Минсельхоз даже предложил ограничить госзакупки импортного мяса – у нас, мол, и своего хватает. Однако даже официальная статистика свидетельствовала об обратном.

В 1946 году в РСФСР было 61 млн голов КРС.

1990 - 57 млн голов.

2000 - 27,5 млн.

2015 – 19,2 млн.

В соцсетях вопрошали: чувствуете обнадёживающую динамику? А ведь корова - самый стратегический объект, основа жизни россиян: их в войну эвакуировали вместе с оборонными заводами; нефтью-то с газом в трудное время питаться не станешь.

Год назад АО «Комбинат мясной Воронежский» в связи с резким падением продаж колбасы прекратил ее производство, работников приговорил к увольнению, помещения – к сдаче в аренду. А на Калачеевском мясокомбинате обларбитраж в апреле открыл конкурсное производство, что не вязалось с докладами о мясных успехах: например, облправительство запланировало в 2 раза увеличить производство мяса к 2020-му. Зато это вязалось со стремлением крупных капиталов к монополизму и «полному циклу производства». На днях 58,9% акций Калачеевского комбината на торгах с начальной ценой в 1 рубль продали за 85 рублей 30 копеек; эту цену не смогли перебить остальные 10 участников торгов.

В Мясном союзе РФ заявили о перетекании спроса с мяса на птицу из-за обнищания россиян; закупочная цена свинины за год упала в полтора раза! А босс «Агроэко» Владимир Маслов сообщил, что у его фирмы рентабельность все равно хорошая. Но об «Агроэко» разговор особый: возможностям этой фирмы другие могут только завидовать – примерно так же, как семейному бизнесу краснодарского экс-губернатора, а ныне целого министра сельского хозяйства.

Еще в апреле 2016-го «Агроэко» по итогам года взлетела с 20-го на 14-е место в рейтинге крупнейших производителей свинины, а в июне по нашей области снова пошла гулять африканская чума свиней под лозунги типа «Воронежская область в кольце чумы», «Родина в опасности» или «Убей свинью!». Власти предложили запретить частникам разводить свиней в радиусе 5 км от крупных свинокомплексов, а на агрокомбинате «Николаевский» вроде бы убили и сожгли все поголовье. Зато «Агроэко», наоборот, в самом разгаре войны с АЧС бесстрашно завезло к нам из Канады почти 800 свинок и хряков пород ландрас и дюрок.

Война продолжалась все лето и осень. В октябре «Агроэко» показало всем свиноводам пример гражданской ответственности: объявило, что у него тоже АЧС, и придется уничтожить 42 тысячи свиней - 10% общего поголовья фирмы. Из-за этого, мол, она снизит производство свинины за год на 2,5% (в итоге, наоборот, нарастила его в полтора раза). А у частников надо убить всего полтысячи свиней; надо ж быть сознательными!

В конце ноября указом губернатора Воронежской области в Калачеевском районе ввели карантин из-за новой вспышки АЧС. Все такие вспышки и уничтожение свиней повышали цену свинины и доходы бизнеса, особенно крупного, а у населения вызывали суицидальные наклонности и растущее раздражение. Боссы «Агроэко» тогда возмущенно сообщили, что в Калачеевском районе ликвидаторы свиней столкнулись с открытым неповиновением селян распоряжениям властей: свиней там спешно забивают, а мясо прячут, и даже участие полиции не дает результата.

В январе 2017-го облправительство подсчитало погибших в войне с АЧС свиней: за год - более 47 тысяч! А с 2013-го - около 160 тысяч! С такими потерями область могла бы остаться вообще без свинины или с экзотическими ценами на нее, но крупный бизнес сумел не только не остаться без штанов, но и выйти в лидеры. А без штанов остались мелкие фермеры и крестьяне. И в соцсетях прогнозируют, что страшная африканская чума прекратится, как только население полностью зачистят от свиней.

Ничего удивительного в этом нет: бездна между «элитой» и остальным населением неотвратимо растет - это главный тренд современной России.

 

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №9 от 22 февраля 2017

Заголовок в газете: Судьба-индейка

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру