Валерий Гаркалин: «В нашей профессии без наива не обойтись»

Актер и режиссер показал воронежцам лирическую комедию об одиночестве и любви

11 февраля в Воронежском концертном зале давали лирическую комедию «Убей меня, голубчик». В зале наблюдался аншлаг. Еще бы, ведь на сцене блистали народные артисты Валерий Гаркалин и Елена Шанина, а также заслуженная артистка РФ Ольга Прокофьева - как всегда зажигательная и искрометная. К слову, пьесу Азиза Несина о двух немолодых соседках, при этом все еще бодрых, веселых и любопытных, поставил сам Валерий Гаркалин.  

Актер и режиссер показал воронежцам лирическую комедию об одиночестве и любви
Валерий Гаркалин и Елена Шанина в спектакле «Убей меня, голубчик». Фото Марины Хоружей.

Воронежцы с любопытством наблюдали за воспоминаниями героинь о покойных мужьях и фантазией о несуществующих любовных письмах. Спектакль житейский — грустный и смешной одновременно. Он об одиночестве и вечной молодости души двух милых и трогательных  немолодых соседок-подруг. Они давно овдовели, но все еще мечтают о любви и простом человеческом счастье. Они так устали от одиночества, что даже мечтают о приходе в дом маньяка-душителя, который появился в городке. Он насилует женщин, а затем душит. К кому он придет, они не знают, но обе надеются и ждут...

«Только сейчас появилось время заняться режиссурой»

Воронежским журналистам удалось пообщаться с главным действующим лицом, а также режиссером спектакля «Убей меня, голубчик». Валерием Гаркалиным.

— Вы - режиссер спектакля «Убей меня, голубчик». Кем больше себя ощущаете - актером или режиссером?

— У меня два образования - актерское и режиссерское. Это не первая моя работа, и, надеюсь, не последняя. Просто по большей части я занимался актерской карьерой, и львиная доля времени уходила на это. Ну и плюс воспитание дочери. А теперь, когда я немножко освободился от всего этого бремени, могу спокойно заняться режиссурой, чем я с радостью и занимаюсь, в том числе, и со своими студентами.

— Олег Меньшиков руководит театром Ермоловой, Сергей Безруков - Губернским театром. На ваш взгляд, в чем плюс и минусы того, что такие знаменитые актеры встают у руля?

— Насколько мне известно, Олег, прежде чем возглавить этот театр, сделал там много постановок как режиссер. Я помню спектакли «Горе от ума» и «Игроки» - когда-то эти его работы очень потрясли театральную Москву. Он и актер-то прекрасный, но еще интереснее он выразился в режиссуре. А Сережа Безруков… Я не знаю. Я не видел ни одного его спектакля, поэтому как о режиссере о нем судить не могу. А актер он изумительный. Очень одаренный человек. 

Сейчас эпоха не режиссеров, а театров. В каждом театре может быть несколько режиссеров. Вот взять хотя бы театр Табакова. Олег Павлович далек, мягко скажем, от режиссуры, а руководитель хороший! Да он и сам говорил, что режиссура в этом его качестве - не главное. Он остается артистом и это не мешает ему руководить большим художественным прославленным театром. Такая участь постигла и других: Джигарханяна, Калягина. Они все актеры, они никогда не были режиссерами. Настоящие режиссеры - это Товстоногов, Любимов... Их много было, но они все ушли из жизни. Теперь новая регенерация режиссеров. Может и хорошо, что у руля многих театром - знаменитости. Они же могут решать всякие административные проблемы, с чиновниками договариваться.

— Вы никогда не жалели, что ушли из репертуарного  театра?

— Ни одного дня! На мой взгляд, театры такого толка давно канули в лету. Ни одна страна не может похвастаться наличием такого количества стационарных театров. Это просто безумие. Когда-то этим гордились, потому что в Париже на всю Францию был один стационарный театр «Комеди Франсэз».  Еще английский театр тоже на государственном обеспечении... Весь мир живет по другим законам. А если вы хотите жить в мире, нужно жить по законом того мира.

«Кино - это бизнес, а не развлечение!»

— В фильме «Ширли-мырли» у вас тройная роль. Можно сказать, что это была самая сложная актерская работа?

— Работа была нелегкая, но самой трудной я бы ее не назвал. Одна из самых сложных, интересных и судьбоносных работ в моей биографии  - «Белые одежды» по одноименному роману Дудинцева. Там мне достался глубоко психологический персонаж, а такая работа всегда дается трудно.

— Валерий Борисович, почему вас так редко видно в кино? Не предлагают ничего стоящего?

— А вы видели в последнее время кино? Нет кино.

— Кино умерло?

— Нет. Весь мир показывает каждый день по шедевру. Просто в нашей стране сейчас нет кино. Все из-за денег.  Когда в голову Михалкову придет мысль, что кино - это бизнес, а не только развлечение и веселое времяпрепровождение, тогда, может быть, и у нас в стране все наладится. Плюс надо строить кинотеатры, которые бы соответствовали последнему слову техники. Они есть, но их очень мало. Для такой огромной страны, как Россия - одной шестой суши - два кинотеатра в Москве! А в других городах вместо кинотеатров мебельные магазины. И крутят там одно американское дерьмо. Вот когда во Франции начали крутить их отечественное кино, а американское лишь «в добивку», французский кинематограф сразу возродился.

«Я еще не в маразме и многое помню»

— Валерий Борисович, вы как-то говорили, что не смотрите телевизор, потому что не любите негатив. Сейчас что-то изменилось?

— Нет. И дело не в том, что я люблю или не люблю. Я могу любить самые разные вещи, так же как и не любить. Но в детстве меня научили - никогда не врать. И этому я учил свою дочь и своего внука. Я всегда говорил им, что нудно по возможности избегать тех ситуаций, когда ты будешь выглядеть подлым человеком. А человек, который врет, не стесняясь и не думая о последствиях своей лжи, - подлый человек. Когда я увидел, что на каждом канале наших великих средств массовой информации врут напропалую, забывая о том, что живы еще люди, которые помнили, как было в 70-х, 80-х годах, я решил, что не буду ни смотреть, ни участвовать в этом. Я ведь родился очень давно, и не могу сказать, что я в окончательном маразме. Я многое знаю и помню. И когда мне в лицо говорят, что этого не было —  мне, человеку, убежденному, что это было так, а не иначе —  я теряю интерес к этому человеку, и больше с ним не связываюсь. А на телевидении врут налево и направо, искажают факты.

— Вы не в первый раз приезжаете к нам со спектаклями в компании Елены Шаниной и Ольги Прокофьевой. Вы дружите? 

— Очень. С Леной мы по соседству живем, через два дома, можно сказать. На репетицию этого спектакля она меня всегда возила, удобно!  А с Олей это уже четвертая наша совместная работа, по-моему. С ней мне очень хорошо работается. Она постоянно учится, ни секунды не костенеет. Казалось бы, Ольга получила успех, признание у публики, у нее все есть - взрослый сын, любимый человек. Но она не останавливается. Мне нравятся актеры, которые будучи не очень молодыми людьми, ведут себя как юные, озабоченные люди, которые пытаются все успеть, все сделать, все сыграть, все увидеть. Оля сама говорит всегда: «Душа-то у меня молодая!» 

—  Вы как-то сказали, что актерская профессия сродни шизофрении...

— Это всегда некий диагноз, и никто этого не скрывает. Представляете, если каждый вечер я буду вам рассказывать, что я Наполеон. Что вы обо мне подумаете? Или раз в три вечера.

«На шею мне не кидаются - уважают мое пространство!»

— Вы говорили, что актеры очень наивные люди, потому что верят в предлагаемые обстоятельства. Вы остались наивным?

— Приходится быть им, потому что действительно без этого наива нельзя обойтись. Наоборот надо приумножать в себе это качество детства. Только не быть инфантильным при этом.

— И этому учите своих студентов?

— Обязательно. Если у них уходит детство, юношество, мне жалко их. Они становятся взрослыми, скептичными, не верящими ни в кого и ни во что. Таким людям трудно быть артистом - приходится покидать профессию.

— Валерий Борисович, молодое поколение узнает вас на улицах?

— Бешеной популярности у меня никогда не было. Это люди из шоу-бизнеса имеют легкий успех, а со мной такого не случалось. Иногда, конечно, узнают, здороваются, улыбаются. Но на шею мне не бросаются – уважают мое пространство.

 

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №8 от 15 февраля 2017

Заголовок в газете: Валерий Гаркалин: «В нашей профессии без наива не обойтись»

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру