Уничтожение воронежских мини-рынков: богатым – все, бедным – ничего

В чем кроется загадочный смысл городской торговой политики

На днях воронежские СМИ сообщили, что сотрудникам управы Железнодорожного района приходится держать оборону на снесенном в конце декабря Остужевском рынке. Предприниматели, не согласные с действиями мэрии и не нашедшие для себя никакой альтернативы, в массовом порядке возвращаются на насиженные места, приносят с собой так и не распроданные товары.

В чем кроется загадочный смысл городской торговой политики
Пока в Воронеже сносят рынки, нелегальные торговцы обосновались прямо на улицах. Несанкционированные точки близ ликвидированного Остужевского рынка. Фото v-kurse-voronezh.

Мешки с одеждой изымаются, составляются протоколы. В управе создан график дежурств не только на будни, но и на выходные дни. Задача чиновников – не допустить возрождения стертого с лица земли торгового объекта. Напомним, что на Остужевском рынке было демонтировано 82 торговых павильона. Аналогичная участь в скором времени ждет и торговые ряды, расположенные в подземном переходе у цирка. Городская власть дала предпринимателям кратковременную отсрочку. Но принципиально решение уже принято и изменено не будет – переход выставят на конкурс.

Социальный эффект

Глобальная кампания по сносу незаконных временных сооружений, завершающий этап которой закончился в прошлом году, уничтожение мини-рынков – все это не отдельно принятые решения, а политика городской власти в области торговли. Рынки, мол, обязаны быть цивилизованными, торговые точки не должны портить внешний вид магистральных улиц. Одним словом, всем устаревшим, с точки зрения властей, видам торговли объявлен бой. Однако эта политика имеет свой побочный эффект - социальный. Многие торговцы работают на своих точках много лет, лишение места для них все равно, что для любого другого – увольнение без выходного пособия. Заместитель мэра Алексей Антилликаторов утверждает, что власть готова разметить всех пострадавших на других торговых местах, но то, что кажется легким чиновникам, на самом деле таковым не является. У каждой торговой точки, работающей много лет, сложился свой круг покупателей, и выжить без них на новом месте будет очень непросто.

Но дело не только в этом. Хотелось бы понять, в чем на самом деле высший смысл тех огромных усилий, которые затрачивает городская власть на переформатирование торговли. А почему возникает такой вопрос, я сейчас объясню. На днях журналисты портала «В курсе Воронеж» побывали на все той же улице Остужева и засвидетельствовали, что там процветает самая что ни на есть нелегальная торговля продуктами питания. Причем, происходит это не на месте бывшего рынка, а вокруг остановки общественного транспорта и прямо на улице. С лотков продаются фрукты и овощи; мясом, рыбой  и салом торгуют прямо с машин. Никаких документов на товар у продавцов, разумеется, нет. Завидев корреспондента с фотокамерой, продавцы отворачивались, убегали, захлопывали багажники, дверцы машин. Они прекрасно знают, что торгуют незаконно. Но самое интересное, что никаких проверяющих на месте торжища нет, никто несанкционированную ярмарку не разгоняет. Присматривает за процессом местный «решала», разговор с которым записали корреспонденты «В курсе Воронеж». В случае чего он берется урегулировать вопросы с районной управой.

Вот и напрашивается вопрос: как понимать такую торговую политику, при которой объекты, имеющие многолетнюю историю, несмотря на социальные последствия, безжалостно стираются с лица земли, в то время как дикари торгуют прямо на улицах товарами, о качестве которых можно только догадываться. В чем ее высший смысл? Или этой политики вовсе нет, и отраслью сегодня управляют люди, не имеющие ни опыта, ни необходимой компетенции?

Шикарный жест

Помнится, громче всего о цивилизованной торговле говорили тогда, когда нужно было снести Центральный рынок. Да, старый рынок не выдерживал критики по части санитарных условий. Он уродовал центральную часть города и смотрелся как бельмо на глазу. Что-то менять нужно было, тут многие были согласны. Но сегодняшний Центральный рынок – это не только новое современное здание, это еще и другая форма собственности. И самое главное – это перенаправленные в другое русло денежные потоки. До реконструкции Центральный рынок был муниципальным предприятием, его можно было проверять и контролировать. Сегодня предприятием заправляет некий кооператив предпринимателей, принадлежащих к воронежскому бомонду. Оно бы, может, и неплохо, пусть торговлей занимаются те, кто в ней что-то понимает, но реконструирован-то рынок был за бюджетные денежки. И обошелся городской казне в совершенно немыслимую сумму - 800 миллионов рублей. Не пожалел город денег на то, чтобы создать хорошие условия для ведения бизнеса определенной группе людей. Шикарный жест, ничего не скажешь.

Что же касается большой ценности для покупателей, то с ней тоже вопрос спорный. Центральный рынок - очень дорогая торговая точка. Вот только два штриха: на рынке одна фермерская перепелка продается за 120 рублей, а в гипермаркете крупной торговой сети 109 рублей стоит упаковка из трех перепелок. (Птицы не отличаются качеством, проверено). В той же торговой сети один плод манго по карте постоянного покупателя стоит 69 рублей. На Центральном рынке манго продают по 150 рублей за штуку.  Наверное, именно этим объясняется, что многолюдно на рынке только там, где продаются недорогие товары повышенного спроса. Второй этаж наполовину пуст. Выходит, чтобы группа предпринимателей оправдала свои интересы, достаточно было и более скромного объекта, не такой огромной площади. И щедрой городской казне это обошлось бы куда дешевле.

По всему выходит, что суть городской торговой политики понять одновременно очень сложно и очень легко. Провозглашая принцип цивилизованной торговли, она легко мирится с самыми дикими торжищами. Но все легко объясняется, если отодвинуть вопрос о формах и методах и ответить на другой: для кого все делается? И ответ будет простой. Для богатых и, главное, приближенных к себе бизнесменов, власть не жалеет ничего. В том числе и денег. Но всем места под солнцем не хватает, и потому простой торговый люд должен потесниться, освободить площади для вельмож. Для них у власти не хватает ни ответственности, ни простого человеческого сочувствия. Для них только одна команда – с вещами на выход!

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №8 от 15 февраля 2017

Заголовок в газете: Антирыночные отношения

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру