На ремонт дорог в Воронеже выделят более 2 млрд рублей

Откаты в сфере дорожных работ порой достигают 70 процентов от суммы контракта

Как только в январе слегка оголился Московский проспект, на нем проступили заплатки и трещины, а постыдные однополосные аппендиксы между Антонова-Овсеенко и проспектом и вовсе покрылись убойными ямами. До весны еще далеко, а снега навалило горы; что будет с дорогами в апреле, и вспоминать не хочется.

Откаты в сфере дорожных работ порой достигают 70 процентов от суммы контракта

Ребят, вы что? Это же главные ворота Воронежа! Ладно, сельское бездорожье или улицы на окраинах – мы к колдобинам люди привычные, но Московский проспект!.. Просто демонстрация истинного дорожного «интереса» властей под аккомпанемент речей об их неустанной заботе о населении. А сами мародеры привычно грозят виновным в дорожном безобразии штрафами и ремонтом за их счет.

Когда власть на горе свистнет

К февралю федеральные СМИ набухли скандалом: эксперты подсчитали жуткие размеры откатов в секторе госзакупок. Правоохранители считают, что с дорожных работ собирается самая большая мзда; обычно она около 20%, а здесь снимают урожай от 30 до 70% от контракта: растащить бюджет на дорогах можно так, что никто потом ничего не докажет.

Итак, цифры: на откаты в 20% при госзакупках уходит свыше триллиона рублей – больше, чем в госбюджете-2017 на образование и медицину, вместе взятые! А 70%, украденные на дорогах, - это столь чудовищная цифра, что ни в одном триллере про ограбление банков таких штабелей денег не видели – они просто не поместятся ни на каком экране.

Иначе говоря, в России ежегодно происходит ограбление века, безопасное для его участников (Трубников – исключение, которое лишь подтверждает правило).

Ряд депутатов ГД назвал цифры откатов еще и заниженными. Например, Сергей Лисовский («Единая Россия»), съевший в этом деле не одну собаку, оценил их размер от 15 до 50%. Как верный сын партии, он посетовал, что откаты есть во всем мире, все крупные состояния делались на госзакупках, и от этого никуда не деться. Но наша система тендеров и аукционов, которую пропагандируют как защиту от коррупции, наоборот, ее умножает и, самое страшное, освобождает от ответственности. А мародеры прекрасно научились этим пользоваться.

Валерий Гартунг («Справедливая Россия») заявил, что потери бюджета на госзакупках у единственного поставщика - порядка 2,5 трлн рублей в год. А по данным Счетной палаты РФ, 85% закупок только в госсекторе происходит именно у единственного поставщика. А с учетом компаний с госучастием, цифру откатов можно умножить на три! Причину Гартунг видит в том, что наверху «окончательно потеряли совесть».

Совесть самой Госдумы эти депутаты не оценивали.

И шефствуя важно, в спокойствии чинном…

В декабре глава управления дорожного хозяйства воронежской мэрии Максим Оськин сообщил, что объем финансирования работ по развитию улично-дорожной сети Воронежа в 2016-м составил 1 млрд 923,7 млн руб. 20% от них – это 400 «лимонов», 70% - 1,4 млрд. Есть, за что бороться! Один раз в год собрал дань, и можно купить себе остров с виллой, пляжами и яхтой; денег хватит детям, внукам и подельникам. Заткнули ли дыру эту после Трубникова? Письма дорожных подрядчиков, что никаких перемен в системе после этого не произошло, и стало еще хуже, говорят о другом.

Первый вице-мэр Вадим Кстенин тогда поручил обязать подрядчиков отремонтировать до 1 мая 2017-го то, что наворочали они в 2016-м.

После этого дорожному облдепартаменту пришла черная метка из Москвы: мы попали в число 17 регионов, где чиновники не успели потратить 57 млн руб. дорожного фонда. Федеральное дорожное агентство потребовало привлечь местных чиновников к жесткой ответственности за провал. Нет, не сажать, а пусть вернут неизрасходованные деньги в госбюджет, а дороги достроят и починят за счет местных бюджетов.

В ответ департамент начал спешно принимать отремонтированные объекты. А губернатор Воронежской области Алексей Гордеев одной из главных задач на дорогах назвал тщательный отбор подрядчиков: это должны быть люди надежные.

Раньше, стало быть, огромные деньги много лет осваивал кто ни попадя?

И возникли удивительные парадоксы. Например, «Инвестдорсервис», выигравший подряд на 200 млн руб., отказался его выполнять: чиновники затянули дело, и фирма отказалась класть асфальт в снег. За это мэрия потребовала внести «Инвестдорсервис» в реестр недобросовестных подрядчиков с запретом 2 года участвовать в торгах.

К Новому году обострилась ситуация на набережной Массалитинова. Приняли ее в эксплуатацию 30.12.2011, столичный подрядчик ООО «Ремстройдор» дал гарантию качества дороги 5 лет, и ровно через 5 лет на ней заканчивали ремонт провалившихся люков - за счет местного бюджета, а не «Ремстройдора».

История набережной вписала яркую страницу в историю воронежской коррупции. В 2010-м за 535 млн рублей на реконструкцию набережной боролись 3 московские и 2 воронежские фирмы; конкурсное требование лицензии на работу с опасными отходами (наихитрейшая хитрость чиновников!) удовлетворил только «Ремстройдор». А сразу после ее «реконструкции» пришлось менять новенькие и очень дорогие асфальт и бордюры, а люки канализации регулярно вылетали на дорогу. Приходили сюда отцы города и области и скорбно качали головами, но никаких неудобств подрядчикам это не принесло; очень крутая фирма!

Набережная Массалитинова связала славную фамилию композитора, дирижера и народного артиста с наглостью дорожной коррупции.

Дорожный бизнес ничем не брезгует, особенно в условиях кризиса. С 1.01.2017 полномочия сел Воронежской области по ремонту дорог вертикаль отобрала; деньги перевели в новообразованные районные дорожные фонды.

В январе босс департамента автодорог Александр Дементьев доложил губернатору итоги 2016-го: восстановлена «дорожная одежда» на 147 км, обустроены 20 км тротуаров, отремонтированы 409 м мостов, проведен капремонт мостов через реки Хава, Битюг и др., построены 2 дороги в 12569 м, еще 3 дороги в 11981 м достраивают. Объем областного дорожного фонда составил 9,82 млрд руб.; планировали 4,3 млрд руб., но милостью правительства он вдруг вырос в 2,28 раза, и его не успели потратить.

Затем губернатор предложил разрешить районам использовать для своих нужд до 30% дорожных фондов, и облдума оформила это в законодательную инициативу вопреки «линии партии»: на прямой линии с народом Путин заявил, что «власти регионов используют дорожные фонды как загашник, из которого можно взять средства на другие цели» и повелел удвоить объемы дорожного строительства. Но удвоить откаты в 70% невозможно!

В январе «ЦДС Дорога» стала оспаривать в суде аукцион августа 2016-го. К нему допустили три фирмы: ЦДС «Дорога», «Россошанское ДРСУ № 1» и СМУ-90. «Дорога» предложила наименьшую цену, но комиссия забраковала ее заявку, а победителем признала «ДРСУ №1», которое в прошлом году выиграло 3 аукциона на ремонт дорог в районах: за 563,5 млн руб., 359,8 млн. и 207 млн. «Дорога» обратилась с жалобой в УФАС, но те нарушений не нашли. А ДРСУ №1 заявило, что работы по спорному контракту уже выполнены на 80-90%!

Затем Воронежской области дали новый пряник из госбюджета - 156 млн руб. субсидий на строительство и реконструкцию дорог к значимым объектам сел, к объектам производства и переработки сельхозпродукции. А потом еще и целый миллиард по проекту «Безопасные дороги». В соцсетях откликнулись так: чем можно объяснить этот феномен щедрости в условиях, когда «денег нет, но вы держитесь», а социальные программы урезают или сворачивают? Только эффективностью дорожного распила: миллиард пишем, 700 «лимонов» на ум пошло. Это напоминает случай с моим старым знакомым, замдиректора оборонного НИИ. Он поехал в Москву хлопотать о финансировании, и там его спросили: сколько надо? 1584695 рублей, ответил он. Фигня вопрос, сказали ему, давай так: я дам 8 «лимонов», но 4 из них ты вернешь наличкой. Знакомый, еще советского воспитания, испугался брать на душу уголовку и потом долго переживал, что загубил тему, которая обещала научный прорыв.

В 2017-м на ремонт дорог в Воронеже выделят более 2 млрд руб. (в 2016-м - 1,75 млрд, в 2015-м - 1,37 млрд), не считая допсубсидий на их содержание и уличное освещение. И невольно возникает арифметика: 20% от 2 млрд – 400 млн, 70% - 1 млрд 400 млн; остров, вилла, яхта… Правда, на паях с Москвой.

К концу января этот праздник испортила ФСБ: главного воронежского дорожника и 24 фирмы стали проверять на хищение и обналичку денег по госконтрактам, а ГУ МВД направило в ряд банков запросы о движении денег на счетах подрядчиков; поводом стала информация в УЭБиПК МВД об отлаженной системе хищений бюджетных денег боссами дорожного департамента и подрядчиками. Центральный райсуд даже постановил, что 24 фирмы и департамент «вступили в сговор для хищения средств с помощью муниципальных контрактов, торгов, конкурсов.., связанных со строительством, реконструкцией, ремонтом и обслуживанием дорог областного и местного значения». Мол, подрядчики ставят дутые цены в сметах, после ремонта дорог чиновники подписывают акты и получают 10% от суммы контрактов. Только 10%, вопреки оценкам экспертов и депутатов Госдумы, а не 20, не говоря уж о 70%; вот такие в Воронеже честные чиновники – меньше воруют, чем в среднем по стране. А значит, и дороги у нас в разы лучше среднероссийских.

Судьба брата

За время подготовки статьи о нанайской борьбе вертикали с дорожной коррупцией ни один чиновник не пострадал. Наоборот. 31 января экс-босс дорожного облдепартамента Александр Трубников досрочно вышел из россошанской колонии №8. С третьей попытки ему удалось доказать, что из-за четвертой стадии онкологии он не может больше сидеть. Одновременно он доказал, что не в деньгах счастье, и даже не в их количестве. Адвокат его сообщила, что колония и прокуратура не были против его освобождения. Да и врачи колонии просили отпустить господина Трубникова: он похудел на 40 кг и подавлен морально и физически.

В октябре 2015-го Ленинский райсуд Воронежа приговорил Трубникова к 7 годам колонии строгого режима и штрафу 150 млн руб. Он не признал себя виновным, никого не сдал и считал дело провокацией подрядчиков.

В марте 2016-го облсуд оставил приговор в силе. Трубников просил не сажать его, потому что может не дожить до Пасхи, но получил отказ.

Изъятые у него 134 «лимона» государству не вернули: сразу после ареста мужа Надежда Трубникова подала в суд на раздел имущества. Супруги настаивали, что конфискованные деньги они честно заработали до назначения Трубникова дорожным боссом. Райсуд признал за ней право требовать дележа, а облсуд отказался перечислять их на погашение штрафа. В соцсетях интересовались: если все это заработано раньше, то где документы об уплате с них налогов? Ответа пока нет.

Московские суды Надежда Трубникова тоже загрузила исками - к Минфину, СК, казначейству и к мужу. Судьба миллионов из тазов и коробок остается неясной.

 

Сюжет:

"Прямая линия" Путина 2016

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №7 от 8 февраля 2017

Заголовок в газете: Хиромантики с большой дороги

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру