Под бурные аплодисменты многотысячной толпы Татьяна Навка, Роман Костомаров, Алексей Ягудин, Татьяна Тотьмянина, Максим Маринин, Оксана Домнина, Максим Шабалин, Албена Денкова, Максим Ставиский, Маргарита Дробязко, Повилас Ванагас, Дарья Мороз, Михаил Гаврилов, Владимир Беседин, Алексей Полищук, Евгений Кузнецов выделывали сложные элементы (от акробатики на льду и множества запрещенных элементов, аж дух захватывало!) и кружились в завораживающем танце любви. Зрители аплодировали и одаривали фигуристов букетами. И, несмотря на то, что во Дворце спорта было жутко холодно (все люди сидели в шапках и верхней одежде), покидали шоу воронежцы в приподнятом настроении.
На пресс-конференции Илья Авербух отметил, что тур этот для них выдался сложным, участники постоянно травмируются. «Ну а что делать, проект экстремальный…», — говорит Илья. Авербух также отметил, что на Воронеж у него были большие надежды, которые пока надеждами и остаются.
«У меня с вашим городом было связано несколько проектов, но, к сожалению, все они находятся в стадии отчаянной пробуксовки. Были планы строительства большого Дворца спорта. Мою идею поддержал ваш бывший мэр Сергей Колиух, но кончилось все это ничем. По-прежнему в том месте (парк «Танаис», — прим. авт.) поле, и ничего не двигается. Это очень, очень грустно. Такому городу, как Воронеж, стыдно принимать гостей в таком ледовом дворце, в котором мы сейчас находимся. Мы ездим по многим городам, и мало где остались такие морально устаревшие спортивные объекты. Воронеж - город-красавец, город, который является гордостью России. Вы же находитесь в центральной части страны, достаточно близко от Москвы…
Я знаю, что жители устраивали пикеты, ходили с транспарантами, выражая протест относительно строительства ледового комплекса в Танаисе. Видимо, их больше устраивает пустырь… Я понимаю, что сейчас сложное экономическое положение в стране, но как иначе мы детей к спорту приучим? Слышал, что и единственный каток в Северном районе, который называется «Северное сияние» - мы там не единожды давали мастер-классы, пошел под закрытие... Безусловно, не слишком хорошо, что дети вынуждены заниматься в надутой палатке, вместо стационарного дворца с раздевалками и спортзалами. Но это все же лучше, чем оставить хоккеистов вообще безо льда. А потом власти будут выступать с больших трибун и говорить, что детям нужно заниматься спортом…»
«Женя Медведева может принести нам еще не одну медаль!»
— Ваша подопечная Евгения Медведева, которой вы ставили короткую и произвольную программы, выиграла 27 января чемпионат Европы по фигурному катанию, установив два мировых рекорда. Как оцениваете работу с ней?
— Мне очень приятно наше двухлетнее сотрудничество с Женей. Это очень талантливый и одаренный человек, работать с которым одно удовольствие. Я рад, что нам удалось сделать номер, который заставляет о себе говорить. Конечно, мы будем меняться, будем развиваться. Но сейчас важно, чтобы Жене было органично и внутренне комфортно выступать. Потому что помимо хореографии, помимо драматургии, важна техническая часть, с которой эта девушка сейчас справляется блестяще.
На тренировках, конечно, были и слезы, и боль, и все остальное. Женя не машина, но она огромная труженица. И это вдвойне приятно. Надеюсь, на следующий сезон удастся сделать программу, которая еще выше поднимет художественную и техническую часть. Мне импонирует, что Женя второй турнир подряд хулиганит - прыгает дополнительный сложнейший каскад, зная, что он не пойдет в зачет. Осознанно делает больше, чем даже разрешено правилами. В этом есть очень хорошее хулиганство.
— Она может принести нам победу в следующей Олимпиаде?
— Конечно, мы вправе рассчитывать на Женю, и вообще на женскую команду. Там любая девочка может выстрелить. Но Олимпиада - это всегда такой непредсказуемый турнир… Мы же видели блестящее выступление юной девочки Загитовой, которая заняла второе место на чемпионате России. У нее было феерическое выступление, так что Жене расслабляться нельзя.
«Мы, как «Поле чудес», внушаем стабильность!»
— Илья, вам больше 10 лет удается удерживать вокруг себя такую звездную команду, развиваться, набирать популярность… Тяжело на протяжении столь долгого времени удерживать проект на плаву?
— Мы прошли огромный путь. Поначалу зрителя привлекал эффект новизны, когда наши ребята приехали после триумфа, олимпиад... Потом свою роль сыграл телевизионный проект – телеаудитория держала нас на плаву несколько лет. Но все же, наверное, главный секрет того, что мы такие «долгожители» — мы очень любим то, что делаем, отдаем этому все свое время.
Я стараюсь каждую программу преподнести по-новому, но все же новизна уже не играет никакой роли. Мы уже как «Поле чудес», которое включают потому что привыкли, а не в надежде увидеть что-то новое. Это как залог некой стабильности. Включаешь телевизор, и понимаешь, что все хорошо, люди по прежнему отгадывают буквы.
— Наверное, после каждого сезона бывает момент опустошения, моральной и физической усталости… В чем черпаете силы и вдохновение?
— Каждый раз мотивации разные, но всегда откуда-то находятся и силы, и вдохновение. Мы ведь почти закрыли проект, но тут мотивацией стало то, что мы решили себе доказать, что зрителям это еще интересно. Или вот в этом году получилось так, что было выпущено два ледовых «Щелкунчика». Мной и Евгением Плющенко. Появилась мотивация – сделать свой спектакль лучше. Сейчас буду думать, куда двигаться дальше. У «Кармен» на льду был колоссальный успех, мы дали более 200 спектаклей - это рекорд! Но он, к сожалению, непригоден для гастролей — слишком объемный спектакль. Эта постановка два года стационарно жила в Сочи, мы с ней лишь в Краснодар выезжали. Теперь предстоят гастроли в Санкт-Петербурге и Софии. Вот такие масштабные вещи мне интересны... Сейчас еще работаю над новым спектаклем, который мы будем показывать в Сочи – на данном этапе меня увлекла тема Ромео и Джульетты. Ищем пути, как подать эту историю.
«Татьяна Тарасова – мой флагман»
— Кто ваши учителя в сфере шоу? На какие программы вы ориентируетесь?
— Наверное, нет таких программ… Мы объективно в России переросли много направлений. Если иметь в виду первопроходцев, то это, безусловно, Татьяна Тарасова. 17-18 февраля мы делаем в Москве два больших гала-концерта к ее 70-летию, я продюсирую эти шоу. Для меня Татьяна Тарасова – флагман, огромная творческая единица. Они с Игорем Бобриным первыми стали делать театрализованные ледовые проекты. Потом они, правда, распались на два коллектива. Вот Тарасова, пожалуй, и является для меня той мощной путеводной звездой, к которой хотелось бы стремиться. Я очень хорошо знаю этого человека – эмоционального, сложного… Она не была моим тренером, но мы последнее 10-летие настолько близки!
— На проекте вы курируете несколько пар. Для вас есть какие-то приоритеты среди них, или они все для вас равны?
— Я продюсер проекта в первую очередь. Поэтому для меня важна целостность каждого эпизода. Я переживаю за всех участников. Для меня важно, чтобы в каждом танце не было провалов, поэтому стараюсь выстраивать номера как единое кино. Предлагаю музыку ребятам в зависимости от темпоритма, вкладываюсь в каждый номер. Для меня все они — одна большая команда. Да, с кем-то проще, с кем-то сложнее работать, но в целом я вижу перед собой один большой проект.
— Кто в этом сезоне больше всего поразил вас?
— Ребята приходят с разными задатками, разным уровнем подготовки… Кто-то умеет кататься — как Андрюша Бурковский или Саша Соколовский, а кто-то начинает с нуля. При этом они очень артистичны и умеют себя подать, что дает им большую фору перед остальными. Я считаю, что каждый из участников прогрессировал. Виктор Васильев – большой молодец. Начинал с нуля, не умел кататься вообще, а сделал несколько ярких номеров и добрался до финала. И Катю Варнаву хотелось бы отметить. Ей было сложно с ее высоким ростом, но она очень скоординированная. Варнава просто панически боялась травм, но все бросила на плаху во имя результата. Актриса Дарья Мороз тоже у нас училась кататься. Вы сравните, как она каталась в начале — с Олегом Васильевым, и как в конце — с Алексеем Тихоновым. Это же просто блестяще! Я считаю, что у Даши был самый стремительный рост. Она похудела очень сильно, изменилась… Прямо два разных человека.
— Скажите, а на Западе есть аналоги таких вот ледовых шоу?
— Там обычно разные фигуристы гастролируют с программами-дивертисментами. Гораздо менее масштабными, чем наши шоу. У них есть для детей ледовое «Дисней-шоу», есть шоу «Art on Ice», где певец поет, а фигуристы под его музыку катаются. Но могу сказать, что проектов такого уровня, как наша «Кармен» на Западе не существует. Там вообще все делается в легкой форме, они не хотят загружаться. Фигурное катание осталось там на уровне показательных выступлений, и больше им ничего не надо.