Госдума посчитала «сырой» натурализацию ОСАГО

Реформа «автогражданки» может закончиться крахом

Пошёл третий год бескомпромиссной борьбы страховщиков с автоюристами за народные деньги. Больше всего от этих разборок страдают миллионы законопослушных автомобилистов, но это мало кого волнует, кроме них самих.

Реформа «автогражданки» может закончиться крахом

На данный момент результаты этого противостояния довольно печальны. Стоимость страховки поднялась вдвое. Купить полис без навязанных услуг и диких очередей практически невозможно. Со скидками за безаварийную езду, по-прежнему, бардак. Центры урегулирования убытков ради «удобства» граждан перенесены за сотни километров от больших городов. При этом банкротов на рынке ОСАГО днём с огнём не сыщешь.

Автоюристы, в свою очередь, до сих пор без особых усилий выигрывают у страховщиков судебные тяжбы. РСА заявляет, что уже чуть ли не по 20 млрд руб. ежегодно оседают в карманах различных автоюристов и до реальных потерпевших не доходят. Руководители страховых компаний в унисон кричат о том, что их грабят, но не могут организовать нормальную работу своих юридических служб. Да они и в суды-то не всегда ходят!

Недавно зашёл к давнему знакомому, работающему в малоизвестной страховой компании «Страж». Хотел проконсультироваться насчёт одного документа из ГАИ: никак не мог разобрать их каракули. Дело не касалось не только этой страховой компании, но и страхового рынка, в принципе. Тем не менее, директор конторы Михаил Колядинцев, которого я тоже знаю уже более 10 лет, учинил мне допрос с пристрастием и чуть ли не досмотр личных вещей: автоюристы мерещатся уже даже среди журналистов. Профдеформация, однако…

Плодотворная дебютная идея

И вот на таком негативном фоне подходит к своему логическому завершению реализация ещё одной новации: переход на натуральную форму возмещения ущерба. Впервые это предложение было озвучено руководителем «Ассоциации по защите прав автострахователей» Максимом Ханжиным в апреле прошлого года в ходе очередной «прямой линии» c президентом РФ Владимиром Путиным.

Заключалась идея в том, чтобы вместо выдачи страхового возмещения в рублях направлять автомобили потерпевших в ремонтные мастерские. Это якобы должно решить проблему мошенничества, снизить цены на ОСАГО, создать новые рабочие места и повысить собираемость налогов. В общем, будет всем счастье. Большинство автоэкспертов  тогда сразу отметили, что данная инициатива никоим образом не направлена на защиту страхователей, а выгодна исключительно страховым компаниям.

К слову, этот идейный «защитник автострахователей» c тех пор перед широкой публикой больше не появлялся, хотя тема не сходит с экранов телевидения. Да и на официальном сайте этой ассоциации подозрительное затишье: за весь прошлый год ни одной новости. «Мавр сделал своё дело»?

На удивление, эта экстравагантная мысль была молниеносно запущена в работу. Президент Владимир Путин поручил правительству и Центробанку подготовить изменения в закон об ОСАГО. Страховщики восприняли новость с нескрываемой радостью.

РСА оперативно подготовил свои поправки о приоритете восстановительного ремонта над выплатой. При этом настаивал, чтобы возмещение вреда транспортному средству потерпевшего осуществлялось исключительно на станции по выбору страховой компании.

По-отечески позаботились о том, чтобы сервис располагался не далее 200 км от города, если его население меньше полумиллиона человек. Всю ответственность за качество ремонта предложили возложить на станции технического обслуживания, а на себя взяли лишь обязанность своевременно выдать направление на ремонт и оплатить счёт. В общем, столкнули лбами потерпевших с ремонтниками, а сами умыли руки.

Минфин, правда, с таким предложением не согласился и внёс поправку о возложении ответственности за качество ремонта при натуральной форме возмещения убытка на страховщика. В целом, правительство страны в своем отзыве на документ отметило, что он «ухудшает положение потерпевшего при дорожно-транспортном происшествии», а ограничение права автомобилиста получить возмещение вреда в денежной форме плохо согласуется с нормами ГК РФ.

Получается интересная картина: люди должны нести в страховые компании живые деньги, а в ответ получать головную боль и нервотрёпку от общения с ремонтным сервисом. Острая на язык интернет-публика предложила в таком случае обязать страховые компании принимать в качестве оплаты за полис ОСАГО выращенные страхователем картошку, морковь и огурцы по рыночным ценам. Вот это было бы по-честному!

Процесс пошёл

В июне 2016 года законопроект был внесён на рассмотрение Госдумы с учётом всех пожеланий РСА, в декабре состоялось его первое чтение.  Примечательно, что в ходе обсуждения в поддержку законопроекта  не было сказано ни одного доброго слова, он был подвергнут уничижительной критике всеми выступившими депутатами.  Тем не менее подавляющим большинством голосов проект был принят в первом чтении. Замечания и предложения обещали учесть в ходе дальнейшей работы.

Уже в конце января были обнародованы правительственные поправки ко второму чтению законопроекта «о натурализации» ОСАГО. Из документа следует, что направление на ремонт с указанием станции технического обслуживания страховая компания должна выдать в течение 20 календарных дней со дня получения заявления о страховом возмещении. Предельный срок ремонта не должен превышать 30 рабочих дней с момента предоставления потерпевшим транспортного средства на автосервис. Срок гарантии на ремонт должен составлять 2 месяца.

Неплохо страховщики устроились: 3 недели на выдачу бумажки, ещё месяц на ремонт. И это в лучшем случае. А человек два (!) месяца без машины. И это называется заботой о правах потребителя? Страшно подумать, что будет, например, с общественным транспортом Воронежа. У нас каждую неделю в ДТП участвуют по десятку маршруток. Пара дней и ночей - и они снова на линии: у многих же есть свои механики и мастерские.  Если же каждый повреждённый автобус будет по 2 месяца стоять на ремонте, нам ездить станет не на чем.

Возможность возмещения вреда в денежной форме законопроектом тоже предусмотрена, но всего в нескольких случаях: при полной гибели транспортного средства; если стоимость восстановительного ремонта превышает страховую сумму; при причинении вреда только имуществу, не являющемуся транспортным средством.

И наконец, в связи с «наличием у потерпевшего тяжелых жизненных или иных обстоятельств, обоснованно исключающих необходимость восстановительного ремонта транспортного средства». Не верится, что с такими расплывчатыми формулировками законопроект способен пройти антикоррупционную экспертизу. Тем не менее для рассмотрения спорных ситуаций предлагается создать специальную комиссию, которая в течение 60 дней будет рассматривать прошение потерпевшего. Ну, хорошо, хоть не полгода!

Беда не за горами

Правительственные поправки ко второму чтению законопроекта стали темой ожесточенных дискуссий. Вице-президент Национального автомобильного союза Антон Шапарин подверг жёсткой критике предложение об установлении гарантийного срока на ремонт в 2 месяца: «Сейчас даже самый затрапезный сервис дает гарантию в 3 месяца. Если будут приняты поправки в правительственной версии, автомобилисты получат ремонт «пылью и замазкой» и окажутся абсолютно не защищены…».

Финансовый омбудсмен Павел Медведев на слушаниях в Общественной палате заявил, что если закон будет принят в таком виде, то «автоюристы опять что-нибудь придумают». Ну, а как тут не придумать, если все поправки направлены исключительно на защиту интересов страхового бизнеса.

Настораживает, что никто не удосужился просчитать технические возможности имеющейся сети ремонтных сервисов. В Воронеже, например, по самым скромным оценкам производится около 30 тысяч страховых выплат в год. И всю эту многотысячную армаду хотят поставить в очередь на ремонт в неведомую сеть «региональных сервисов»? Не удивлюсь, если для удовлетворения искусственно созданных потребностей граждан в ремонте страховщики начнут массово плодить свои гаражные автосервисы с соответствующим персоналом и оборудованием.

Здравый смысл подсказывает, что страховая компания должна заниматься страхованием, а не распределением клиентов по  ремонтным базам и  контролем качества их труда. Всем сомневающимся рекомендую посмотреть, во что превратился техосмотр автомобилей после того, как его передали в ведение страховщиков.

С учётом остроты проблемы депутаты хотят отложить введение изменений в закон об ОСАГО на 2018 год. А вот Центробанк настаивает на необходимости завершения реформы уже к 1 марта текущего года, в противном случае опять грозится тарифы поднять. Страховщики полны оптимизма и уже начали «делить шкуру неубитого медведя»: обговаривают со станциями размер скидки в зависимости от предоставленного им объёма клиентов.

После запредельного повышения тарифов в 2014-2015 годах рынок ОСАГО покинули по различным оценкам от 4 до 7 млн. человек (перестали страховаться или пользуются поддельными полисами). Есть опасения, что после замены денежных выплат безальтернативным ремонтом от страховщиков отвернутся ещё больше автомобилистов. Такие действия могут поставить жирный крест на институте обязательного страхования гражданской ответственности автовладельцев в России.

В общем, закон об ОСАГО уже давно страдает тяжёлой формой аллергии от бесконечных депутатских правок, изменений, дополнений. Автомобилисты с трудом понимают, чего от них хотят и в чём они виноваты. Вернулись бы уже к истокам: первые 7 лет после введения ОСАГО закон был вдвое короче и намного понятнее, тарифы были хоть и завышенными, но не грабительскими. Не было ни очередей, ни навязанных страховок, ни страшных «автоюристов».

 

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №7 от 8 февраля 2017

Заголовок в газете: ОСАГО «в натуре»

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру