Воронежские школьники и студенты лишились льготного проезда в электричках

Льготы оставлены только самым нуждающимся

Одним из неприятнейших сюрпризов в конце минувшего года стало принятие Воронежской областной Думой законопроекта, отменяющего выплаты так называемого регионального материнского капитала. В нынешнем году родителям ребенка, чтобы получить заветные 116 тыс. рублей, необходимо будет доказать государству, что они действительно нуждаются в деньгах.

Льготы оставлены только самым нуждающимся

По такому же принципу в нашем регионе будут теперь строиться отношения между монополистами-железнодорожниками и студентами и школьниками, которые вынуждены пользоваться железнодорожным транспортом.

В Воронежской области значительная часть учащейся молодежи теперь не сможет пользоваться льготным проездом в пригородных поездах. Новый порядок предоставления льгот в регионе введен с 1 января — в соответствии с региональным же законодательством.

Речь идет о законе Воронежской области от 16 декабря, согласно которому скидка в 50% от действующего тарифа на проезд в пригородных поездах в период с 1 января по 15 июня и с 1 сентября по 31 декабря 2017 года будет распространяться только на «нуждающихся». Теперь для получения права на льготный проезд школьники, студенты-очники профессиональных образовательных организаций и вузов обязаны будут предъявить два документа: студенческого билета либо справки из образовательной организации, а также справки о том, что среднедушевой доход семьи не превышает величину прожиточного минимума в Воронежской области, либо справки о назначении государственной социальной помощи. До этого для получения льготного билета достаточно было показать удостоверение учащегося – и езжай за полцены.

Экономика должна быть экономной – звучал когда-то один из лозунгов высокоразвитого социализма. В нашем случае региональные парламентарии пошли дальше – решили сэкономить на социалке. А заодно и повысить стоимость проезда в пригородных поездах — с 19 рублей до 20 рублей 60 копеек за одну десятикилометровую зону.

Занимательная арифметика

По оценке департамента образования и молодежной политики Воронежской области, в регионе проживают около 120 тыс. студентов вузов, еще 35 тыс. человек обучаются в профессиональных образовательных учреждениях. Если, конечно, все они бросят учиться и 365 дней в году станут ездить на электричках хотя бы в пределах одной зоны, то РЖД может недосчитаться порядка 1,2 млрд рублей. Но выше озвученная мысль сама по себе является абсурдной. Обычно молодые люди где живут, там и учатся, то есть в шаговой доступности. Никакие электрички им и даром не нужны. Те же, кто все-таки пользуется услугами железнодорожного транспорта, в основном обитают в общежитиях, либо снимают квартиру на несколько человек. А в электричку садятся один, максимум два раза в месяц – «затариться» у родственников деньгами и нехитрой домашней снедью.

Школьники же электропоездами практически не пользуются: либо на автобусе, либо на велосипеде, либо пешком. Так что мнимые убытки смело можно сокращать на порядок, а то и на два. Видимо так же здраво рассудили в Московской и Ленинградской областях, республике Хакасия и Иркутской области, где и поныне единственным документом, дающим право на льготный проезд, остается студенческий билет, а региональные правительства компенсируют железной дороге все «затраты», связанные с этим вопросом.

Этическая сторона вопроса

Вот представим себе: подходит группа студентов к кассе ж\д вокзала. Все покупают билеты по полной цене, а один лезет в карман за с таким трудом добытой справкой. Взгляды с легким оттенком презрения: ты что, неполноценный? Заработать не можешь? Не секрет, что средняя стипендия в вузах Воронежской области колеблется от двух до пяти тысяч рублей. То есть изначально все равны, все как бы малоимущие. А оглядываться на родителей просто не этично. Тебе 18 лет, скажет отец. Я дал тебе возможность поступить в вуз. Все остальное попробуй заработать сам.

Ну, во-первых, не все пробуют: у кого-то получается, у кого-то нет. Во-вторых, студент надеется на незыблемость стипендии. Однако и здесь уже заметны задержки и сокращения стипендиальных фондов. Так, четыре крупнейших вуза Воронежа недосчитались почти 75 млн рублей.

Как известно, рынок труда не изобилует высокими зарплатами для студентов. И здесь все оказываются приблизительно в равных условиях. Так стоило ли огород городить, делить учащихся на богатых и бедных, заставляя их родителей бегать по разным собесам, собирая унизительные справки? На чью мельницу льют воду региональные законодатели, принимая подобные решения?

Изменения порядка льготного проезда отчасти выгодно для РЖД, но прежде всего – для латания дыр в новом «социально направленном» областном бюджете. Ведь где-то нужно взять деньги для содержания чиновничьего аппарата, который обходится областной казне почти в 3,9 млрд рублей и составляет 5,1% всех расходов регионального бюджета за год.

 

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №3 от 11 января 2017

Заголовок в газете: «Подарок» к Рождеству

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру