Что хотели улучшить на дорогах Воронежа к 2017 году и что из этого вышло

Большинство обещаний властей так и остались неисполненными

Приближение любого Нового года сопровождается чередой клятвенных обещаний и блистательных идей чиновников всех уровней по дальнейшему улучшению и без того неплохой, по их мнению, жизни. Не является исключением и славный Воронеж.

Большинство обещаний властей так и остались неисполненными
Один из самых громких проектов - развязка на остужевском кольце - так и остался на бумаге.

За последние недели я узнал много обнадёживающих цифр и грандиозных планов, которые будут реализованы местными властями в 2017 году в интересах многотысячной армии участников дорожного движения. Тут и долгожданное начало строительства транспортных развязок, настоящий прорыв в объёмах ремонта дорог, дальнейшее улучшение работы общественного транспорта, запуск проекта платных парковок. Но не будем поддаваться новогодней эйфории, а спокойно оглянемся назад и посмотрим, как обстоят дела с  реализацией предшествующих обещаний. Тем более, что ”МК в Воронеже” постоянно их освещал  в своих публикациях.

Уже пару пятилеток подряд власти декларируют решительную борьбу с городскими пробками. Четыре года назад в Воронеже утвердили комплексную схему организации дорожного движения. Разработали её в Московском институте автомобильного транспорта за 30 млн. руб. К 2017 году пропускная способность воронежских дорог должна была увеличиться на 30%. Для этого предполагалось построить 12 транспортных развязок и подземных пешеходных переходов, изменить организацию движения на ключевых перекрёстках, обустроить пешеходные зоны.  Стоимость этих работ авторы проекта оценили в 35 млрд. руб. Вообще-то это абсолютно нереальная сумма, так как сопоставима с двухгодичным (!) бюджетом областного центра. Тем не менее, презентация прошла на ура. С тех пор не вспоминают.

А ведь по горячим следам мэрия заявила о скором начале строительства сразу трех транспортных развязок и предложила голосованием выбрать самую необходимую из них. В 2013 году народ с энтузиазмом предложил начать с пересечения улицы Остужева с Ленинским проспектом.  В ответ пообещали, что в 2016 году хронические пробки на остужевском кольце бесследно исчезнут. Срок истёк. Не построено ни одной развязки.  Так за что было заплачено 30 млн. руб. из казны? Получается, что только лишь за красивые презентационные картинки  и заведомо несбыточные намерения.  

Умные светофоры

          

В начале 2016 года свежую струю в дело борьбы с пробками внёс новоиспечённый депутат Воронежской городской Думы Олег Черкасов. Он заявил о начале разработки проекта адаптированной системы управления дорожным движением (АСУДД). Суть её заключается в том, что на каждом перекрёстке устанавливаются специальные датчики, которые в режиме реального времени считывают показатели интенсивности движения транспорта по различным направлениям. Компьютерная программа их анализирует и корректирует время горения сигналов светофора. Депутат поведал, что система ”умных светофоров” более эффективна, чем ныне действующая на отдельных улицах “зеленая волна”. К тому же  она поможет не только управлять дорожным движением, но и фиксировать нарушения.

Руководитель городского управления транспорта Владимир Анисимов дополнил, что для организации АСУДД в Воронеже потребуется заменить более 60 светофоров старого образца и предложил подключить к разработке проекта кафедры специализированных вузов и представителей ГИБДД. Кого на самом деле подключили и что заменили - сообщить не удосужились. Однако практически ежедневные коллапсы на Плехановской и Московском проспекте со всей очевидностью свидетельствуют о том, что светофоры пока не поумнели. И винить их не в чем: работают, как научили.

Здесь уместно отметить, что возможности даже самой совершенной АСУДД не безграничны. В условиях нынешнего бардака ни одна система не спасёт нас от пробок. Боюсь, тут даже японцы не помогут. И если уж по-честному, то идея эта далеко не последнее слово техники. В начале 90-х годов в стране функционировали уже 18 таких систем.

В Воронеже был реализован наиболее простой проект, без датчиков. Однако и эти скромные возможности до сих пор используются не в полной мере. Для их реализации никакие глобальные финансовые вливания не нужны. Требуется лишь рутинная работа специалистов: освежить сведения о транспортных потоках и рассчитать новые программы координации для конкретных условий движения. Вот только давно у нас таких не видно. Зато мастеров раздачи обещаний становится всё больше.

Ох, уж эти сказочники

Депутат Олег Черкасов на теме светофоров не остановился. Тут же взялся за поддержку предложенного некими учёными проекта внедрения в Воронеже монорельсового транспорта. Правда, и в этом вопросе он не был первопроходцем. Если мне не изменяет память, то впервые эту идею обнародовали ещё лет 15 назад. И вроде пора бы уже понять бесперспективность данного намерения. Тем более - опыт Москвы перед глазами. Там уже 12 лет эксплуатируется монорельсовая дорога протяжённостью около 5 км, что сопоставимо с нашими потребностями. Её строительство обошлось казне в $250 млн.! Время показало ужасающую убыточность и неэффективность этой транспортной системы.

Ну, Москва может позволить себе любые эксперименты. Но нам-то, с хроническим дефицитом и без того скудного бюджета, явно не место в этом “калашном ряду”.  Тем не менее, в дополнение к монорельсу у нас регулярно (обычно к местным выборам) всплывают идеи строительства лёгкого метро и скоростного трамвая. В остальное время чиновники без устали улучшают работу имеющегося в наличии пассажирского транспорта. В своей предвыборной программе нынешний мэр города Александр Гусев обещал за год обновить парк маршруток на 80% и довести долю муниципального транспорта в пассажирских перевозках до 20%. Сразу после избрания добавил, что “в Воронеже должно остаться 5 крупных транспортных предприятий с комфортными автобусами”.

В декабре 2014 года за 15 млн. руб. утвердили новую маршрутную сеть, разработанную в Москве тем же институтом, который делал КСОДД. Правда, она оказалась очень похожей на ту, что уже давно сложилась в Воронеже  под диктовку владельцев маршрутов. Провели открытый конкурс на право осуществления пассажирских перевозок. Так уж вышло, что на каждый лот было подано всего по одной заявке. Оно и понятно: чужие там не ходят. В соответствии с утверждённым положением конкурс официально признали несостоявшимся. Мэрия “вынуждена” была заключать договор на перевозку как раз с тем, кто и подал заявку.

После двух лет такой реформы количество частных перевозчиков на маршрутах не уменьшилось, доля муниципальных перевозок осталась на прежнем уровне (5-6%), муниципальные троллейбусы дышат на ладан. Транспортная дисциплина водителей маршруток - ниже плинтуса. После 8 вечера общественный транспорт на улицах найти весьма затруднительно, после 22 часов он исчезает напрочь. И это в городе миллионнике! 

Авгиевы конюшни

Также Александр Гусев обещал «создание системы безналичного расчета за проезд, что позволит ликвидировать ”серые” денежные схемы в пассажирских перевозках». Действительно, система электронных проездных билетов делает финансовые потоки прозрачными и подотчётными. У пассажиров появляется возможность приобретать проездные билеты в зависимости от своих потребностей, получать скидки и льготы. Такие системы уже давно работают не только в Москве, но и в Орле, Туле, Иркутске и многих других городах. Бывший руководитель управления транспорта мэрии, а ныне - заместитель транспортного комитета Воронежской городской Думы Дмитрий Крутских к этой идее сразу отнёсся скептически, сославшись на неудобства для пассажиров. Он считает, что мелочью расплачиваться людям удобнее, а вот при новой схеме их неминуемо настигнут проблемы с поиском киосков для приобретения электронных карт. В дополнение посетовал на возможные сбои в работе интернета, которые будут отвлекать водителей. Видимо он уверен, что наличка может обеспечить не только комфорт и безопасность пассажиров, но и требуемую доходность перевозчиков.

Закончилось тем, что c 18 ноября 2016 года в Воронеже разом отменили все “народные” маршруты. Тысячи обездоленных пенсионеров лишены последней возможности бесплатного проезда в общественном транспорте.

Счётная палата Воронежа уже не раз указывала на грубейшие нарушения в организации пассажирских перевозок, вскрывала имеющиеся схемы ухода от налогов и вывода основной части выручки из учитываемого денежного оборота. Естественно, все эти процедуры лучше получаются как раз у власть имущих да их родственников. Губернатор Воронежской области Алексей Гордеев  уже не раз заявлял о том, что “воронежским транспортом владеют чиновники и люди в погонах”.  Пассажиры в курсе. А вот до тех, кому положено реагировать, информация никак не доходит.

Хорошая мина при плохой игре

Ещё один мощный рычаг борьбы с пробками мэрия увидела в грамотной организации парковочного пространства. Правда, разглядела она его только после того, как в проблемных районах не осталось клочка пустующей земли. Выход был найден и тут: на Кольцовской спилили деревья и потеснили пешеходов. А всего до конца 2016 года пообещали автомобилистам организовать 20 тыс. парковочных мест в центре города. Народ уже замучился их искать.

Не решив за десятилетие эту перезревшую проблему, переключились на более привлекательную для чиновников идею взимания с водителей платы за стоянку. Два года назад началась массированная подготовка общественного мнения: мол, без платных парковок нам никак. Мэр успокаивал горожан тем, что все идут таким путём и нам не избежать. Первые платные стоянки обещали организовать к весне 2016 года, но не успели. Перенесли торжества на вторую половину года. Мэр объяснил задержку тем, что сначала надо реформу общественного транспорта завершить. Ждём-с.

В условиях хронического отсутствия профессионализма и денег на реализацию серьёзных проектов в ход пошли сомнительные эксперименты по ликвидации автобусных остановок и пешеходных переходов, введению одностороннего движения, где ни попадя, установке несметного количества запрещающих знаков. Чиновники уверяют, что всё  ради удобства и безопасности людей. Однако жизнь показывает, что эти зачастую непродуманные решения создают участникам движения дополнительные проблемы, увеличивают численность нарушителей и объёмы поступлений от штрафов. Количество очагов аварийности при этом не снижается, протяжённость пробок не сокращается. 

Пора бы “слугам народа” прекратить развешивание лапши на уши доверчивых горожан, оставить разговоры про метро да монорельс для будущих поколений. Нашли бы лучше денег на нормальную разметку да обеспечили её правильное нанесение, почистили город от ненужных знаков, обеспечили видимость пешеходных переходов, правильно рассчитали работу имеющихся светофоров. Сделали бы реальные велодорожки вместо имитации бурной деятельности по их строительству установкой соответствующих знаков на тротуарах. Перестали бы в снег укладывать асфальт, тротуарную плитку и бордюрные камни. Дали бы ума тому, что сейчас у нас называют общественным транспортом.

Ну, а мы будем искренне верить, что эти новогодние пожелания сбудутся уже в наступающем 2017 году!

 

Сюжет:

Платные парковки

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №1 от 28 декабря 2016

Заголовок в газете: Искусство обещать

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру