С 1 января воронежские страховщики обязаны обеспечить продажу электронных полисов ОСАГО

Вступают в силу поправки к закону об «автогражданке»

Сразу после новогоднего боя курантов у российских автомобилистов должна появиться реальная возможность покупки полиса ОСАГО без всяких очередей, навязанных услуг и прочей нервотрёпки. Именно с 1 января 2017 года вступают в силу долгожданные поправки к Федеральному Закону «Об ОСАГО».

Вступают в силу поправки к закону об «автогражданке»

Теперь при желании автовладельца страховщики будут обязаны заключить договор в виде электронного документа. При этом в законе появилось уточнение, что компании «обязаны обеспечивать бесперебойность и непрерывность функционирования своих официальных сайтов».

С особым нетерпением этих новаций ждут автомобилисты Краснодарского края, на Ставрополье, в Ростовской, Волгоградской, Воронежской и других областях. Эти регионы страховщики отнесли к «убыточным» из-за огромного числа проигранных судебных исков. И вот вместо того, чтобы начать честно платить, они продолжают без устали обвинять юристов в мошенничестве и строить козни автомобилистам. Люди часами стоят в унизительных очередях и переплачивают тысячи рублей за навязанные полисы страхования жизни и имущества. Понятно, что речь идёт не о Москве и Питере: там страховщики побаиваются демонстрировать свои хамские замашки.

Закон впервые разрешил оформлять электронные полисы с 1 июля 2015 года. Правда, тогда страховые компании могли сами выбирать: запускать такой сервис или нет. Поначалу о готовности работать в новых условиях заявили несколько десятков компаний, но до реального появления опции на сайте дошли единицы: «Росгосстрах», «ВСК», «Альфастрахование», «Ресо-Гарантия» и ещё несколько организаций. Но с самого начала покупка электронного полиса была затруднительной: всё время что-то ломалось, зависало, обрывалось и не соответствовало. Невооружённым глазом было видно нежелание страховщиков продавать полисы по интернету.

Бесконечные перебои в работе системы вперемешку с безответственными обещаниями руководителей всё исправить «после дождичка в четверг» привели к тому, что новая статья закона оказалась мёртворожденной. Лишь самым настойчивым гражданам удавалось прорываться через расставленные сети и становиться обладателями электронных полисов. Но страховщики тоже не дремали. В начале апреля 2016 года на официальном сайте «Росгосстраха» появилось едва заметное объявление: «в связи с перегрузкой сервисов раздел закрыт на проведение технологических работ». Генеральный директор компании Дмитрий Маркаров заявил тогда о готовности возобновить продажу электронных полисов в течение двух недель.

Однако прошло уже 8 месяцев, а воз и ныне там. Не до того начальству: продолжают бороться с «криминальными автоюристами», обвиняя их во всех грехах. Дмитрий Маркаров не исключил даже того, что «заработанные на антистраховом бизнесе средства используются для финансирования международного терроризма». Как говорится, мощно задвинул, внушает! Заявления его коллег по бизнесу не были столь апокалиптическими, но по факту и в других компаниях приобрести электронный полис ОСАГО было практически невозможно. Не случайно за полтора года после нововведения по интернету заключено всего 350 тыс. договоров (менее 1% от общего числа). Огромный поток жалоб со всей страны заставил депутатов подкорректировать свою недавнюю новацию.

Точки над i

И вот теперь страховщики будут обязаны страховать всех желающих. По информации президента РСА Игоря Юргенса, к электронной системе уже подключены все страховые компании, имеющие лицензии на ОСАГО.  Подготовлены соответствующие правила профессиональной деятельности и разработаны технологические решения, которые позволят гарантированно выполнить новые требования закона. В частности, предусмотрено перенаправление клиента на сайт другой компании, если у изначально выбранной программа всё-таки зависнет.

Центробанк, пытаясь не допустить повторения прежних ошибок, утвердил критерии бесперебойности продаж ОСАГО в интернете. Суммарная длительность перерыва в работе сайта страховщика не должна превышать 30 минут в сутки. При необходимости проведения плановых профилактических работ компания обязана не менее чем за сутки до их начала уведомить об этом на главной странице сайта с указанием конкретной даты и времени их окончания. А проводить эти работы страховщики смогут только ночью и не чаще одного раза в месяц.

После заключения договора ОСАГО в электронном виде страховщик будет направлять полис страхователю по электронной почте, а также размещать его на сайте компании в личном кабинете автовладельца. У человека появится возможность внесения изменений в договор в части периода использования, допуска к управлению других водителей и других сведений, указанных ранее в заявлении о страховании. При желании можно будет получить полис и на обычном бланке ОСАГО.

В общем, Центробанк, как мог, настелил автомобилистам соломки. Однако из опыта прежних лет трудно представить, что все страховщики разом станут белыми и пушистыми. Не для этого они столько лет подряд вели наступление на законные права и интересы автомобилистов. Ох, чую, будут нас гонять по интернету, как футбольный мяч по стадиону.

Камнем преткновения для реализации утверждённого порядка могут стать, например, автоматизированные базы данных страховщиков и РСА. Дело в том, что до последнего времени огромное количество полисов оформлялось руками агентов. Далеко не  все из них имеют каллиграфический почерк. Какую фамилию, имя, отчество вам присвоят при последующем переносе информации из полиса в базу данных - одному офис-менеджеру известно. 

Фамилию «Попов» могут легко ввести как «Панов». О том, что «Геннадиевич» и «Геннадьевич» - совершенно разные отчества - вообще мало кто задумывается. Заменить в VIN-коде автомобиля цифру «1» на латинскую букву «I» (или наоборот) - норма жизни.  Ошибка в одной цифре даты рождения или номере водительского удостоверения - тоже вполне обыденная ситуация.

Недавно сосед по гаражу с грустью мне поведал: серию его водительского удостоверения «36 00» в полисе написали верно, а в базу данных внесли «36 ВВ». Правда, узнал он об этом только после того, как потратил кучу времени и нервов на поиск ошибки в ходе своего визита в офис страховой компании. А прежде ему пришлось значительно переплатить за новый полис, потому что программа не находила водителя с такими правами и скидку за многолетнюю безаварийную езду не давала. Впрочем, на форумах можно прочесть и более курьёзные истории. 

Я далёк от мысли, что начальники специально обучают свой персонал таким уловкам. Однако автовладельцам не легче оттого, что получить электронный полис не удастся из-за элементарной халатности менеджера. Хоть 10 раз вводи потом в программу правильные и не раз перепроверенные сведения о себе,  сервис будет монотонно твердить о том, что транспортное средство не обнаружено, а его владелец - не идентифицирован.

Но даже, если удачно разрешить буквенно-цифровую головоломку, то впереди могут ожидать новые сюрпризы с неправильным определением коэффициента «бонус-малус» (Кбм) или с формой оплаты договора картой одного единственного банка. Естественно, это будет не Сбербанк. В общем,  ещё немало «открытий чудных» предстоит нам сделать в скором времени.

 

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №52 от 21 декабря 2016

Заголовок в газете: Новогодние ожидания «автогражданки»

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру