Кто у кого молоко украл?

О разборках королей и шутов молочного рынка Черноземья

На прошедшей неделе произошли знаковые события на молочном рынке России. Глава ФАС Игорь Артемьев сообщил, что в регионах продолжает «расцветать» мафия, которая скупает на корню молоко у фермеров по бросовым ценам, угрожая им, а потом перепродает втридорога.

О разборках королей и шутов молочного рынка Черноземья

Так прямо и сказал: мафия! И для предотвращения таких ситуаций ФАС должна работать совместно с силовиками. Артемьев также заявил, что за последние 10 лет ФАС смогла разорить порядка 70% таких мафиозных структур экономическими мерами, а не правоохранительными. Мы, мол, уже 15 лет просим правоохранительные органы помочь нам разобраться с этой историей, а они что-то никак.

Каждому школьнику понятно, почему «никак», а ФАС – нет. И сложится ли в будущем их сотрудничество в государстве, насквозь разъеденном коррупцией, вопрос открытый.

Пресс-служба ФАС уточнила, что с ноября антимонопольная служба «в связи с обращениями хозяйствующих субъектов» начала анализировать цены на молочном рынке: резкий рост их – это острый социальный вопрос! Счетная палата тоже отследила цены и сообщила, что стоимость молока на пути от производителя до прилавка вырастает больше, чем вдвое. И что рост этот связан со снижением качества молока; в частности, из-за замены животных жиров на растительные. Отсутствие логики в этом сообщении СП не смутило.

Молоко детям – по рецепту врача?

Сегодня мы начинаем возвращаться во времена самых мрачных проблем СССР. Помнится, в 1984-м мы, бригада наладчиков с «Процессора», спрашивали в гастрономе Ярославля: а что-нибудь молочное у вас есть? Бывает, ответили нам, но рано утром, и быстро разбирают. А вы, ребят, откуда такие приехали, что молоко вечером ищете? Из Воронежа? Хорошо вы там живете. В Ярославле тоже ничего, потому что рано утром кое-что купить можно, а вот на север по Золотому Кольцу России в городах молока в продаже вообще не бывает. Его там выдают детям по рецепту врача.

На прошлой неделе фирма Nielsen опубликовала итоги ретейл-аудита: темпы роста продаж молочной продукции в России за год замедлились в 5 раз. То есть, россияне стали экономить на ней, включая кефир для стариков и молоко для младенцев. За лето 20% россиян сократили объем покупок «молочки», 36% экономили на ней. Причину подсчитал Росстат: цены молока за год выросли до 7,8%, сливочного масла - на 17%, сыра - на 9-10%.

По данным Союза производителей молока, потребление молочной продукции в России стабильно снижается с 2012-го. В 2014-м было 244 кг «молочки» на человека в год, в 2015-м - 239 кг; это всего 74% от нормы потребления, рекомендованной Минздравом (325 кг чел./год). В 2016-м будет еще меньше; нормы пошли под хвост кризису и международным понтам.

При этом в ноябре 2016-го «Союзмолоко» официально пожаловалось вице-премьеру Дворковичу на притеснения Россельхознадзора: тот начал выявлять в продукции российских компаний сухое молоко, которое техрегламентом запрещено; до сих пор он обнаруживал его только в белорусской продукции. Жалоба прозвучала странно: не запрещайте нам использовать запрещенное сухое молоко!

С начала 90-х в России шло массовое истребление крестьян спекулянтами и жуликами. Во времена губернаторства Кулакова оно достигло апогея. 10 лет назад даже по местному ТВ показывали, как уничтожают коров-кормилиц в Подгоренском районе: сразу в шести хозяйствах пустили под нож огромное стадо, в котором было 60% стельных коров! Воронежская область раньше поставляла молоко в 40 регионов страны, в воинские части, на корабли ВМФ, а по итогам 2005-го стала чемпионом по ликвидации коров – их вырезали вдвое больше, чем в Великую Отечественную войну. Если в 1941-м их стада эвакуировали на восток, то в канун 60-летия победы в области пошло под нож больше 3 тысяч голов дойного стада. Совсем не осталось коров в Поворинском районе, резня шла в Воробьевском и Богучарском; в Панинском числилось 400 коров, но не афишировалось, что стадо это - в зоне; зеки питались лучше, чем дети на воле. Фактически уничтожали не только коров, но и само крестьянство.

Губернатор и главы районов лишь разводили руками: ничего поделать не можем, все законно. А В.В.Путин в очередной раз объявил с трибуны о любви государства к российскому селу и всемерной его поддержке. Любовь эта разорила крестьян и обогатила перекупщиков и переработчиков молока. Некоторые из них даже стали сенаторами и устроили своих жен в крупные общественные деятели – ну, как Калигула ввел в сенат своего коня Инцитата (лат. Incitatus - борзой).

В 2006-м при закупочной цене одного литра молока жирностью 3,4% в 6 рублей (запомним эту цифру – она и сегодня актуальна!) литр молока той же жирности на прилавках Воронежа стоил около 20 рублей – это ли не показатель грабежа и нынешнего могущества молочных королей? Хотя сами они считают свои богатства следствием не грабежа, а неких управленческих достоинств.

И в том же году хозяева рынка повсеместно и безнаказанно «уронили» закупочные цены до 4,7 руб/л; молока на селе производили все меньше, и под видом его торговля втюхивала населению сухое молоко, разбавленное водой с ароматизатором; на фермах таким даже телят не поят. Рынок был переполнен сухим молоком из Голландии и Новой Зеландии, и переработчикам оно давало невиданную прибыль, какую сегодня приносит им пальмовое масло. Появились и «молочные напитки», мы травили ими себя и детей, а потом удивлялись, почему у нас так много больных.

Молоко и бабки

В октябре 2007-го рост цен на «молочку» вывел Воронежскую область в лидеры по стоимости потребительской корзины в ЦЧР.

В июне 2008-го в СМИ появилось коллективное письмо из Панинского района: в магазинах литр молока стоит в среднем 25 рублей, а сдатчики получают за него: в феврале 9 рублей, в апреле – 7.50 и 6, а с 15 мая– 4.30 за литр! При том, что тонна зерна стоит 5-6 тысяч, прививка – 200 руб., день пастьбы – 600, плюс заготовка кормов, лечение и т.д. И где тут объявленная В.В.Путиным приоритетная программа развития села?..

12 мая жительницы общаги «Молвеста» начали голодовку на площади Ленина с требованием вернуть общежитие муниципалитету. Плата за комнату там оказалась раза в три больше, чем за такую же в муниципальном общежитии. А тамошних обитателей не только к богатым, но и к сытым отнести трудно. И платить вдруг 2000 руб. вместо 700 за комнату в 14 метров мало кто из них был в состоянии. Поэтому вскоре они стали обладателями крупных долгов - по 80-120 тысяч рублей.

«Молвест» в ответ на голодовку объявил, что имеет право устанавливать любую арендную плату за свою собственность.

22 мая на площади Ленина на митинге в поддержку жителей общаги молкомбината начали сбор подписей за бойкот продукции «Молвеста»; 27 мая Воронежский штаб протестных действий объявил о всероссийском бойкоте торговых марок «Вкуснотеево» и «Иван Поддубный».

Но это так, иллюстрация к фразе классика о том, что все крупные современные состояния нажиты самым бесчестным путем. А также к нынешним заботливым речам хозяев молочных рек с творожными берегами о качестве молока.

В 2009-м по новому техрегламенту молокозаводам запретили добавлять сухое молоко в продукцию. Казалось бы, крестьянам и фермерам послаблениие вышло, но у них «излишки» сырого молока, наоборот, достигли тысячи тонн в день! То есть, «короли» массово использовали «сушняк», несмотря на запрет, хотя публично клялись мамой, что уж их-то фирмы никогда сухим молоком не баловались и не собираются.

Молочный союз России в том году предложил заменить термин «молочный напиток» в техрегламенте на «восстановленное молоко», чтобы вернуть доверие потребителей к сухому молоку. Иначе, мол, обвалятся цены на сырое молоко. Это обычная их страшилка; в основе молочной беды крестьян и фермеров была совсем другая, системная причина (капитализм у нас – не производственный, а торговый), но «короли» уже четверть века успешно пугают верхи и низы обвалом закупочных цен.. И в первую волну кризиса владелец «Молвест» Пономарев сообщил, что потребление молока уже снизилось на 5%, йогуртов – на 25%, сметаны – на 15%, кефира – на 10%, сыра – на 10%; это, мол, может привести к дальнейшему падению цен на сырое молоко с ~10 рублей за 1 кг в начале года до 6-7 летом. Хотя обвал этот – не рыночный, а рукотворный.

В апреле 2009-го в связи с тяжелой ситуацией на молочном рынке, на совещании в обладминистрации с молокозаводами, сельхозпроизводителями, сетями, УФАС и Роспотребнадзором создали комиссию для «формирования справедливой закупочной цены на молоко: она опять устремилась к 6 рублям за литр – при том, что на полках оно стоило уже в десять раз дороже, и почти всю прибыль забирали себе переработка и торговые сети. Содержать коров было себе дороже.

Летом того же года произошло знаковое событие: депутат Госдумы Аркадий Пономарев внес законопроект о запрете распространения среди детей информации, отрицающей или искажающей патриотизм! Экономические его интересы требовали идеологического фундамента.

Проект этот вызвал бурный негативный резонанс, и «король» отозвал его.

«Сушняк» против «пальмы»

В этом году молочный рынок накрыло пургой скандалов: горящий творог; массовые фальсификации молочных продуктов, которые поставляли не только в магазины Воронежа, но и в детсады, больницы, роддома, школы и дома престарелых; бурный рост импорта в Россию пальмового масла, пищевого и технического; информационные войны и т.д. Россельхознадзор объявил, что масштабы нарушений только растут, и добавил нечто невообразимое: в молоко подмешивают крахмал, мел, соду, известь, борную или салициловую кислоту и даже гипс!

В этой войне вдруг прозвучало эхо событий 7-летней давности, когда техрегламент запретил использование сухого молока, а производители наперебой уверяли, что они к нему никакого отношения не имеют. Оказалось, еще как имеют!

Активное участие в сражениях с пальмовым маслом принял депутат Госдумы и глава Молочного союза РФ Аркадий Пономарев. Некоторые воронежцы даже удивлялись в соцсетях: как это – молокозаводы против «пальмы»? Как коты против сметаны?

Разгадку дал сам «король»: он пользуется другими способами. Господин Пономарев публично объявил, что делать врага из сухого молока и видеть в его применении фальсифицирующую природу – чистой воды политиканство! Мол, сухое молоко – это концентрат коровьего, оно априори не может быть опасным для потребителя и как-то иначе влиять на его здоровье, чем цельное молоко.

«Сушняк», конечно, - совсем не то, что пальмовое масло. Не говоря уж о соде, извести, борной или салициловой кислоте и гипсе…

А вскоре после это сеанса «порошковой» магии с разоблачением прошлого Пономарев заявил, что уже в начале 2017-го молоко и молочные продукты подорожают на 10%; связано это со снижением потребительского спроса на 15%. Предприятия, мол, будут вынуждены повышать цены, чтоб сохранить прибыль.

Фантастическая логика: спрос на товар резко падает – значит, ему придется резко подорожать! Вот такой у нас «суверенный» рынок.

 

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №51 от 14 декабря 2016

Заголовок в газете: Кто у кого молоко украл?

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру